Найти тему
1520. Все о путешествиях

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше

Оглавление

Большая часть пассажиров поездов дальнего следования в России путешествует в плацкартных вагонах. В последние годы РЖД и производители подвижного состава анонсируют все новые и новые типы плацкартных вагонов, однако пока единственное, что удалось создать – это несколько десятков плацкартных вагонов со шторками. «1520. Все о жд» рассказывает об эволюции плацкартного вагона.

Плацкартный вагон старого образца
Плацкартный вагон старого образца

От классики до двухвагонного сцепа

Все новые плацкартные вагоны в России производит один завод – это Тверской вагоностроительный завод.

Взяв за основу классический плацкартный вагон, ТВЗ постепенно «доводил его до ума».

Сперва в таких вагонах появились биотуалеты и кондиционеры. Потом – розетки, сперва по несколько на вагон, затем у каждого места.

В последней версии плацкартного вагона, который выпускался как «независимый» вагон (то есть для эксплуатации не в виде двухвагонного сцепа), были уже розетки у каждого места, usb-разъемы для зарядки гаджетов и даже индивидуальные светильники у каждого небокового места.

Плацкартный вагон поезда «Таврия» №7/8 Санкт-Петербург – Севастополь
Плацкартный вагон поезда «Таврия» №7/8 Санкт-Петербург – Севастополь

Последний раз крупную партию таких вагонов завод выпустил в 2019 году. Сегодня они эксплуатируются главным образом в составах поездов «Таврия» перевозчика «Гранд Сервис Экспресс», которые курсируют в Крым.

Плацкартный вагон в составе поезда «Таврия»
Плацкартный вагон в составе поезда «Таврия»

В этих поездах еще сохранились классические «титаны».

Фото: пресс-служба ГСЭ
Фото: пресс-служба ГСЭ

Начиная с 2019 года, ТВЗ выпускает только плацкартные вагоны, которые эксплуатируются в виде двухвагонных сцепов.

Двухвагонный купейный сцеп
Двухвагонный купейный сцеп

В таких плацкартных вагонах у каждого пассажира внизу есть розетка, а наверху – usb-разъем для зарядки гаджетов. У каждого места – светильник. На окнах – двойные шторки.

Плацкартный двухвагонный сцеп. Фото: ТВЗ
Плацкартный двухвагонный сцеп. Фото: ТВЗ

В одном из двух туалетов – душ, в другом – пеленальный столик. В каждом – гигиенический душ.

-7

Душ в двухвагонном сцепе

А вот вместо титана – пурифайер. Устройство, которое не кипятит воду, а фильтрует, нагревая или охлаждая ее.

Пурифайер в двухвагонном сцепе
Пурифайер в двухвагонном сцепе

Теперь все новые плацкартные вагоны – только такие.

Плацкартные вагоны со шторками

В 2018 году РЖД презентовали новую концепцию плацкартного вагона. В СМИ и пресс-релизах такой вагон стали называть «со шторками», хотя изменений в нем было существенно больше.

Плацкартный вагон со шторками. Фото: Дмитрий Назаров
Плацкартный вагон со шторками. Фото: Дмитрий Назаров

Речь шла не о производстве новых вагонов, а о том, что на заводе «Вагонреммаш» в Тамбове во время капитального ремонта вагонов, у которых вышел срок службы, старым вагонам таким образом будут продлевать жизнь.

Главное, на что обратили внимание пассажиры – это, конечно, шторки. Место вокруг каждой полки теперь завешивается, и это очень удобно. Я несколько раз ездил в таких вагонах и видел, что шторками пользуются сто процентов пассажиров.

Плацкартный вагон со шторками
Плацкартный вагон со шторками

Однако шторки – не единственное удачное решение в этих вагонах. Например, здесь сделали другие – гораздо более удобные лестницы, чтобы залезать на верхнюю полку.

Плацкартный вагон со шторками
Плацкартный вагон со шторками

А на третьей багажной полке появилась выемка, чтобы было удобно присесть на верхней полке.

Плацкартный вагон со шторками
Плацкартный вагон со шторками

Здесь – также, как и в двухвагонных плацкартных сцепах от Тверского вагоностроительного завода, – светильники установлены возле каждого места. Еще из «фишек» – столик для пассажиров верхних полок. Поначалу его критиковали – мол, небезопасно. Но со временем распробовали. Столик сделан как корыто с очень высокими бортами, так что ничего не прольется не выпадает.

Плацкартный вагон со шторками
Плацкартный вагон со шторками

К сожалению, таких вагонов было сделано всего несколько десятков. Сложно сказать, почему именно. Сегодня такие вагоны курсируют, в частности, из Москвы в Горный парк Рускеала (Карелия).

-14

Как только вышел плацкарт со шторками, в сети появились рендеры похожего вагона – в нем, правда, обещали убрать боковые полки и удлинить поперечные. Получился бы почти купейный вагон, но открытого типа. Такая планировка заинтересовала многих, но ее так и не реализовали.

Проект плацкартного вагона без боковых полок. Источник: ippiart
Проект плацкартного вагона без боковых полок. Источник: ippiart

Четыре вагона будущего

Каким будет плацкартный вагон будущего? В РЖД по этому поводу идут дискуссии. Пока ясно одно: сделать новый плацкартный вагон собираются в принципиально ином кузове. Это будет вагон габарита Т. Он шире на 28 см и длиннее на 73 см привычных. Такие вагоны хотят производить с пневмотележками, что обеспечит им более плавный и бесшумный ход (как у поездов «Ласточка», «Иволга» или «Сапсан»).

В 2020 году Тверской вагоностроительный завод презентовал один такой вагон. Снаружи он выглядел совершенно иначе, нежели привычные.

Вагон габарита Т. Фото: РЖД
Вагон габарита Т. Фото: РЖД

О том, какой будет «начинка» вагона, пока идут дискуссии. Главное – вагон должен вмещать минимум 54 человека (а лучше 58). В каждом вагоне обещают душ.

В 2020 году ТВЗ обещал заняться сертификацией новых вагонов уже «на следующий год», но все застопорилось. В 2023 году глава ФПК Владимир Пястолов заявил, что вагоны габарита Т могут пройти сертификацию в первой половине 2024 года, в том же году их начнут получать в РЖД.

При этом до сих пор неясно, какой будет «начинка» этих вагонов. Было представлено четыре варианта.

Плацкарт со шкафом

В произведенном и презентованном вагоне классическая планировка плацкарта была дополнена шкафами для вещей, которые установили прямо посреди некоторых отсеков. Предполагалось, что туда пассажиры будут складывать вещи вместо третьей полки.

Плацкартный вагон со шкафом
Плацкартный вагон со шкафом

При этом третьи полки сняли, убрали столики от окна, а между «отсеками» сделали шторки.

Плацкартный вагон со шкафом
Плацкартный вагон со шкафом

Этот вариант активно критиковали в соцсетях за непродуманность. Например, в четырех из десяти отсеков не было ни шкафа, ни верхних полок. Где везти багаж – неясно. Убрать чемоданы под нижнюю поперечную полку в отсеках со шкафом тоже не получилось бы. Она была выполнена по принципу «нижней боковой» полки. Непонятно также было, куда убирать матрасы, кто будет чистить ящики для обуви и т.д.

Вагон-елочка

Второй вариант – вагон с местами, расположенными под углом. Его прозвали «вагон-елочка».

Проект вагона-«елочки»
Проект вагона-«елочки»

Представьте себе, что вы заходите в вагон. Проход у вас находится ровно посередине. С двух сторон – отсеки, похожие на обычные плацкартные, но расположенные под углом. Получается, что все угловое – угловой стол, угловые окна. И в отсеке – восемь человек, а не шесть, как раньше, потому что напротив вас не боковые места, а расположенные под углом такие же четыре полки.

Когда этот макет презентовали на выставке «Транспорт России» в 2021 году, то официально заявляли, что спальное место получилось длиннее обычного на 12-15 см. Но из-за скосов голова и ноги оказываются в узком пространстве. Это неудобно. И не очень понятно, как стелить белье: простыни и матрасы.

Плацкартный вагон-елочка
Плацкартный вагон-елочка

Сидеть на полке и смотреть в окно удобно только в том случае, если ты находишься на той стороне, которая образует с окном острый угол. А вот тому, кто напротив, будет уже плохо.

Капсульная елочка

Третий вариант «Трансмашхолдинг» считает вариацией предыдущего, но, на мой взгляд, это совсем другой вагон с другим уровнем комфорта. Места расположены так же – под углом к проходу. Но это единственное, что объединяет концепты. В реальности каждый пассажир здесь получает индивидуальную «капсулу», где можно сидеть, лежать, есть, пить чай, смотреть в окно и так далее.

-21

Каждое место закрывается шторкой. Внутри «капсулы» у пассажира есть светильник, розетка и usb-разъем для зарядки гаджетов, крючки, а также места для размещения ручной клади.

Проект вагона-«елочки»
Проект вагона-«елочки»

При этом нижний пассажир может посидеть, спустив ноги на пол к окну. Верхний может спокойно разогнуться и посидеть на второй полке с комфортом, как в купейном вагоне. Спустить ноги вниз не получится, но можно… постоять, опершись на лестницу.

Плацкартный вагон-капсульная елочка
Плацкартный вагон-капсульная елочка

Снаружи вагон может выглядеть таким образом – с множеством маленьких окон для каждого путешественника. В таком случае, правда, непроясненным остается вопрос с аварийными выходами.

Капсулы как в Китае

Наконец, четвертый вариант концепции – тоже капсулы, но расположенные уже не под углом, а вдоль прохода. По сути, это «калька» с китайского вагона с капсульными местами.

Плацкартный вагон-капсулы как в Китае
Плацкартный вагон-капсулы как в Китае

Как и в прошлом случае, проход расположен посреди вагона, а с двух сторон – по два ряда боковых мест, расположенных в шахматном порядке.

Китайский спальный вагон
Китайский спальный вагон

Новый концепт рассчитан на 56 индивидуальных мест-капсул. У каждой пассажира будет своя шторка, столик с углублением под стаканы, светильник, USB-розетка. Багаж можно будет хранить под нижней капсулой либо на стеллаже, расположенном при входе в вагон. Ноги пассажиров лежат в «ящиках», которые являются одновременно столиком для другого пассажира.

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.