Найти тему
1520. Все о путешествиях

Стукнулся лбом о полку и стоячие места. Показываю совсем новый плацкарт для РЖД

Оглавление

РЖД показали два варианта плацкартного вагона, который в будущем, возможно, будут включать в составы поездов дальнего следования. Я полежал на всех полках и понял: у дизайнеров, наконец, получилось неплохо. Но далеко не всё.

Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.

В последние годы РЖД вместе с производителями вагонов ищут новую форму для плацкартного вагона. На Транспортном форуме, который открылся 16 ноября в Москве, представили еще пару идей, каким может быть плацкартный вагон. Узнав об этом, я купил билет за 1000 рублей, вооружился QR-кодом вакцинированного и побежал на выставку в первый же день. Ниже расскажу, что я увидел.

В поисках идеального плацкарта

Прежде чем рассказать о новых вагонах, напомню контекст. В РЖД хотят делать вагоны в новом габарите Т. Этот вагон больше классического вагона поезда дальнего следования. За счет этого там можно расположить чуть больше мест, сделать отдельное помещение для душа и общественную зону с автоматами по продаже товаров.

До этого ноября РЖД показывали две версии «начинки» для этого самого плацкарта габарита Т. Одна предполагала, что наравне с обычными плацкартными отсеками в вагоне появятся специальные отсеки со шкаф-колонной у окна.

Подробнее здесь:

Из-за большого количества негативных отзывов от потенциальных пассажиров, вагон пока не пошел в серию. Его доводят до ума.

Вторым номером презентовали макет капсульного вагона, где все места боковые. В каждой «капсуле» верхнего и нижнего уровня такого поезда пассажир получает свое пространство, лампочку, розетку, стол и окно.

Детали тут:

Вагон «Елочка». Версия №1 с открытыми купе

Третий концепт, который был представлен 16 ноября в Москве на «Транспортном форуме» – т. н. вагон-елочка.

Этот концепт включает в себя два варианта компоновки. Начнем со странного.

Представьте себе, что вы заходите в вагон. Проход у вас находится ровно посередине вагона. С двух сторон от прохода – отсеки, похожие на обычные плацкартные, но расположенные под углом.

Получается, что у вас все угловое – угловой стол, угловые окна. И в отсеке – восемь человек, а не шесть, как раньше, потому что напротив вас не боковые места, а расположенные под углом такие же четыре полки.

Фото: ТМХ
Фото: ТМХ

Когда я лег на нижнюю полку, на меня упал кусок макета. Мы посмеялись – главное, чтобы в настоящем вагоне ничего не падало. Но со сном будут проблемы. Официально заявлено, что длина спального места длиннее места в обычном плацкарте на 12-15 см. Но из-за скосов получается, что голова и ноги оказываются в узком пространстве, то есть, чтобы в полной мере ощутить прелесть длинного места, человек должен сужаться в изголовье и в ногах. Это неудобно. И не очень понятно, как стелить белье: простыни и матрасы.

Плацкарт-елочка открытого типа
Плацкарт-елочка открытого типа

Зауженная щель для головы выглядит вот так. Еще сверху полочка торчит, об которую можно стукнуться.

Плацкарт-елочка открытого типа
Плацкарт-елочка открытого типа

Сидеть на полке и смотреть в окно удобно только в том случае, если ты находишься на той стороне, которая образует с окном острый угол. Вот, например, мужчине на фото весьма неплохо сидеть и смотреть в окно. А вот тому, что напротив, будет уже плоховато. В окно смотреть неудобно.

Плацкарт-елочка открытого типа
Плацкарт-елочка открытого типа

Лезем наверх и обнаруживаем, что наверху та же напасть. Место в изголовье сужается...

Плацкарт-елочка открытого типа
Плацкарт-елочка открытого типа

...а чтобы сесть, обязательно нужно стукнуться лбом. Бабах!

Плацкарт-елочка открытого типа
Плацкарт-елочка открытого типа

Так, стоп.

Мне опять скажут, что тут одна критика. Давайте о хорошем. У каждой полки есть занавески, розетка, usb-разъем, индивидуальный светильник, а в будущем, возможно, будет и воздуховод. Кроме того, для верхних пассажиров сделали столик...

Плацкарт-елочка открытого типа
Плацкарт-елочка открытого типа

...но он неправильный. В других плацкартных и купейных вагонах, которые уже вовсю эксплуатируются, верхний столик выполнен, как корыто, причем с довольно высокими бортами. Благодаря этому там нестрашно и бутылку уронить, и чай разлить. Посмотрите:

Купейный вагон Аммендорф после реновации
Купейный вагон Аммендорф после реновации

Так что стол в новом вагоне нужно исправлять во избежание несчастных случаев. Зато его разместили так, что удобно смотреть в окно, лежа сверху. И это плюс.

Плацкарт-елочка открытого типа
Плацкарт-елочка открытого типа

Что касается ручной клади, то пассажирам с нижних мест предлагается размещать ее под полкой. А пассажирам сверху – либо тоже под нижней полкой, либо на специальной багажной полке над проходом. Кроме того, возможно, в вагоне будет оборудована специальная зона для багажа. Впрочем, в буклете о проекте вагона сказано, что эксплуатироваться они будут на маршрутах, время в пути на которых не превышает 12 часов, а на небольшие расстояния пассажиры обычно не берут много вещей.

Плацкарт-елочка открытого типа
Плацкарт-елочка открытого типа

Говоря по правде, мне показалось, что с этими купе перемудрили. Классическая компоновка проще, понятнее и удобнее. Правда, в этом варианте РЖД выигрывает два дополнительных места: в вагоне могут разместиться 56 человек.

Вагон «Елочка». Версия №2 с капсулами

«Трансмашхолдинг», представивший концепт, называет второй проект вариацией первого, но, на мой взгляд, это совсем другой вагон с другим уровнем комфорта.

Места расположены так же – под углом к проходу. Но это единственное, что объединяет концепты. В реальности каждый пассажир здесь получает индивидуальную «капсулу», где можно сидеть, лежать, есть, пить чай, смотреть в окно и так далее.

Каждое место закрывается шторкой. Внутри «капсулы» у пассажира есть светильник, розетка и usb-разъем для зарядки гаджетов, крючки, а также места для размещения ручной клади.

При этом нижний пассажир может посидеть, спустив ноги на пол к окну. Верхний может спокойно разогнуться и посидеть на второй полке с комфортом, как в купейном вагоне. Спустить ноги вниз не получится, но можно... постоять, опершись на лестницу.

Фото: ТМХ
Фото: ТМХ
Стоячие места в плацкартном вагоне. Скриншот: буклет ТМХ
Стоячие места в плацкартном вагоне. Скриншот: буклет ТМХ

И хотя в капсулах пространство для головы тоже сужается, но уже не так критично. И нет нависающей сверху полки, о которую обязательно стукнешься.

Капсульный вагон-елочка
Капсульный вагон-елочка

Ноги при этом убираются в «ящик», который служит столиком для соседа.

Капсульный вагон-ёлочка
Капсульный вагон-ёлочка

В этом варианте и для ручной клади предусмотрено много места, в том числе наверху: над окном, под окном и на полке справа от пассажира.

Капсульный вагон-елочка
Капсульный вагон-елочка

Вот такое красивое индивидуальное окно будет у пассажиров.

Капсульный вагон-елочка
Капсульный вагон-елочка

Снаружи вагон может выглядеть таким образом – с множеством маленьких окон для каждого путешественника.

Капсульный вагон-елочка
Капсульный вагон-елочка

Интересно, как будут решать вопрос с аварийными выходами в случае ЧП.

В целом, мне показалось, что второй вариант вполне жизнеспособен. Конечно, он не подойдет для поездок с детьми или пожилыми людьми, большой ручной кладью или на дальние расстояния. Но из Москвы в Петербург или даже Ростов-на-Дону на таком поезде я с удовольствием поехал бы.

А вы? Какой вариант вам понравился больше?

Чтобы не пропускать новые тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.