РЖД показали два варианта плацкартного вагона, который в будущем, возможно, будут включать в составы поездов дальнего следования. Я полежал на всех полках и понял: у дизайнеров, наконец, получилось неплохо. Но далеко не всё.
Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.
В последние годы РЖД вместе с производителями вагонов ищут новую форму для плацкартного вагона. На Транспортном форуме, который открылся 16 ноября в Москве, представили еще пару идей, каким может быть плацкартный вагон. Узнав об этом, я купил билет за 1000 рублей, вооружился QR-кодом вакцинированного и побежал на выставку в первый же день. Ниже расскажу, что я увидел.
В поисках идеального плацкарта
Прежде чем рассказать о новых вагонах, напомню контекст. В РЖД хотят делать вагоны в новом габарите Т. Этот вагон больше классического вагона поезда дальнего следования. За счет этого там можно расположить чуть больше мест, сделать отдельное помещение для душа и общественную зону с автоматами по продаже товаров.
До этого ноября РЖД показывали две версии «начинки» для этого самого плацкарта габарита Т. Одна предполагала, что наравне с обычными плацкартными отсеками в вагоне появятся специальные отсеки со шкаф-колонной у окна.
Подробнее здесь:
Из-за большого количества негативных отзывов от потенциальных пассажиров, вагон пока не пошел в серию. Его доводят до ума.
Вторым номером презентовали макет капсульного вагона, где все места боковые. В каждой «капсуле» верхнего и нижнего уровня такого поезда пассажир получает свое пространство, лампочку, розетку, стол и окно.
Детали тут:
Вагон «Елочка». Версия №1 с открытыми купе
Третий концепт, который был представлен 16 ноября в Москве на «Транспортном форуме» – т. н. вагон-елочка.
Этот концепт включает в себя два варианта компоновки. Начнем со странного.
Представьте себе, что вы заходите в вагон. Проход у вас находится ровно посередине вагона. С двух сторон от прохода – отсеки, похожие на обычные плацкартные, но расположенные под углом.
Получается, что у вас все угловое – угловой стол, угловые окна. И в отсеке – восемь человек, а не шесть, как раньше, потому что напротив вас не боковые места, а расположенные под углом такие же четыре полки.
Когда я лег на нижнюю полку, на меня упал кусок макета. Мы посмеялись – главное, чтобы в настоящем вагоне ничего не падало. Но со сном будут проблемы. Официально заявлено, что длина спального места длиннее места в обычном плацкарте на 12-15 см. Но из-за скосов получается, что голова и ноги оказываются в узком пространстве, то есть, чтобы в полной мере ощутить прелесть длинного места, человек должен сужаться в изголовье и в ногах. Это неудобно. И не очень понятно, как стелить белье: простыни и матрасы.
Зауженная щель для головы выглядит вот так. Еще сверху полочка торчит, об которую можно стукнуться.
Сидеть на полке и смотреть в окно удобно только в том случае, если ты находишься на той стороне, которая образует с окном острый угол. Вот, например, мужчине на фото весьма неплохо сидеть и смотреть в окно. А вот тому, что напротив, будет уже плоховато. В окно смотреть неудобно.
Лезем наверх и обнаруживаем, что наверху та же напасть. Место в изголовье сужается...
...а чтобы сесть, обязательно нужно стукнуться лбом. Бабах!
Так, стоп.
Мне опять скажут, что тут одна критика. Давайте о хорошем. У каждой полки есть занавески, розетка, usb-разъем, индивидуальный светильник, а в будущем, возможно, будет и воздуховод. Кроме того, для верхних пассажиров сделали столик...
...но он неправильный. В других плацкартных и купейных вагонах, которые уже вовсю эксплуатируются, верхний столик выполнен, как корыто, причем с довольно высокими бортами. Благодаря этому там нестрашно и бутылку уронить, и чай разлить. Посмотрите:
Так что стол в новом вагоне нужно исправлять во избежание несчастных случаев. Зато его разместили так, что удобно смотреть в окно, лежа сверху. И это плюс.
Что касается ручной клади, то пассажирам с нижних мест предлагается размещать ее под полкой. А пассажирам сверху – либо тоже под нижней полкой, либо на специальной багажной полке над проходом. Кроме того, возможно, в вагоне будет оборудована специальная зона для багажа. Впрочем, в буклете о проекте вагона сказано, что эксплуатироваться они будут на маршрутах, время в пути на которых не превышает 12 часов, а на небольшие расстояния пассажиры обычно не берут много вещей.
Говоря по правде, мне показалось, что с этими купе перемудрили. Классическая компоновка проще, понятнее и удобнее. Правда, в этом варианте РЖД выигрывает два дополнительных места: в вагоне могут разместиться 56 человек.
Вагон «Елочка». Версия №2 с капсулами
«Трансмашхолдинг», представивший концепт, называет второй проект вариацией первого, но, на мой взгляд, это совсем другой вагон с другим уровнем комфорта.
Места расположены так же – под углом к проходу. Но это единственное, что объединяет концепты. В реальности каждый пассажир здесь получает индивидуальную «капсулу», где можно сидеть, лежать, есть, пить чай, смотреть в окно и так далее.
Каждое место закрывается шторкой. Внутри «капсулы» у пассажира есть светильник, розетка и usb-разъем для зарядки гаджетов, крючки, а также места для размещения ручной клади.
При этом нижний пассажир может посидеть, спустив ноги на пол к окну. Верхний может спокойно разогнуться и посидеть на второй полке с комфортом, как в купейном вагоне. Спустить ноги вниз не получится, но можно... постоять, опершись на лестницу.
И хотя в капсулах пространство для головы тоже сужается, но уже не так критично. И нет нависающей сверху полки, о которую обязательно стукнешься.
Ноги при этом убираются в «ящик», который служит столиком для соседа.
В этом варианте и для ручной клади предусмотрено много места, в том числе наверху: над окном, под окном и на полке справа от пассажира.
Вот такое красивое индивидуальное окно будет у пассажиров.
Снаружи вагон может выглядеть таким образом – с множеством маленьких окон для каждого путешественника.
Интересно, как будут решать вопрос с аварийными выходами в случае ЧП.
В целом, мне показалось, что второй вариант вполне жизнеспособен. Конечно, он не подойдет для поездок с детьми или пожилыми людьми, большой ручной кладью или на дальние расстояния. Но из Москвы в Петербург или даже Ростов-на-Дону на таком поезде я с удовольствием поехал бы.
А вы? Какой вариант вам понравился больше?
Чтобы не пропускать новые тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.