Найти в Дзене
ЯМАЛ. Официально

Певец ямальского Севера: наследие Истомина–художника

Иван Григорьевич Истомин, основоположник литературы коренных северных народов, оставил значительный культурный след не только как писатель. Время, эпоха, жизнь и душа его земляков отразились и в его живописных и графических работах. Любой человек – оригинал, у каждого – свой строй мыслей,
своя палитра восприятия и отражения действительности.
У каждого своя неповторимая судьба и все-таки
есть люди – маяки, люди – светильники.
Есть человеческие судьбы, вобравшие в себя судьбы целых народов. Константин Лагунов,
историк, писатель, профессор ТюмГУ,
современник И. Г. Истомина Солидное наследие предметов изобразительного искусства оставил после себя Иван Григорьевич Истомин. Более 40 рисунков и два холста с авторскими подписями хранятся в фондах Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И. С. Шемановского. Любовь к своей земле и к людям, способность поэтизировать образы, бережное и внимательное их воспроизведение составляют основу графического и живописного дарования мас

Иван Григорьевич Истомин, основоположник литературы коренных северных народов, оставил значительный культурный след не только как писатель. Время, эпоха, жизнь и душа его земляков отразились и в его живописных и графических работах.

Любой человек – оригинал, у каждого – свой строй мыслей,
своя палитра восприятия и отражения действительности.
У каждого своя неповторимая судьба и все-таки
есть люди – маяки, люди – светильники.
Есть человеческие судьбы, вобравшие в себя судьбы целых народов.
Константин Лагунов,
историк, писатель, профессор ТюмГУ,
современник И. Г. Истомина

Истомин Иван Григорьевич. Автор фото Пашук А.Г
Истомин Иван Григорьевич. Автор фото Пашук А.Г

Солидное наследие предметов изобразительного искусства оставил после себя Иван Григорьевич Истомин. Более 40 рисунков и два холста с авторскими подписями хранятся в фондах Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И. С. Шемановского. Любовь к своей земле и к людям, способность поэтизировать образы, бережное и внимательное их воспроизведение составляют основу графического и живописного дарования мастера. Его произведения вызывают неизменный интерес как свидетели истории, хранящие память о знакомых местах, событиях и мечтах коренного человека Севера.

Ивана Истомина по праву называют «первым певцом Ямальского Севера»: родоначальник национальной ямальской литературы, драматург и поэт, художник, выросший на Севере и им же вдохновленный,  многогранный талант, передавший в своих разножанровых  произведениях  неповторимость этой земли, красоту живущих здесь людей, их сказания, песни и легенды.

Детство и становление

Иван Григорьевич Истомин родился в семье рыбака коми 7 февраля 1917 года в селе Мужи Березовского уезда Тобольской губернии. Здесь, в низовьях Малой Оби, где в языковой стихии сливались северные диалекты казымских ханты, ненцев, коми, русских и манси, прошло его детство.

В трехлетнем возрасте И. Г. Истомин заболел полиомиелитом, в результате тяжелого недуга был парализован. До семи лет он мог только ползать, потом начал учиться ходить на костылях.

Творческий путь Ивана Григорьевича был предопределен с детства. В школьные годы Истомин сочинял стихотворения на русском, ненецком, коми языках, был редактором стенгазеты, рисовал тематические листовки и праздничные плакаты. При этом, как отмечают многие биографы Истомина, художник проснулся в нем прежде, чем он овладел чтением и письмом. Первый инструмент в его руках – уголь – сменился карандашом, затем кистью. И это увлечение мастер пронес через всю свою жизнь.

Литературно-производственный рукописный журнал 'Искра Ямала' №1
Литературно-производственный рукописный журнал 'Искра Ямала' №1

В 1934 году Иван Григорьевич с отличием окончил семилетнюю школу в поселке и переехал в Салехард, где поступил учиться в национальное педагогическое училище. В стенах педучилища хорошист и отличник Иван Истомин стал одним из организаторов национального литературного кружка и рукописного журнала «Ямал тату» («Искры Ямала», который он еще и сам иллюстрировал. Это время можно считать началом творческой биографии И. Г. Истомина в качестве писателя – в марте 1936 года в окружной газете было опубликовано его стихотворение «Олень».

После окончания в 1938 году училища Истомин 12 лет преподавал в школах родного округа не только русский и ненецкий языки, но и рисование. Работая педагогом, Иван Григорьевич изучал быт и нравы народов, ведущих полукочевой и кочевой образ жизни. Знания эти находили отражение в стихах и рассказах, очерках и публицистических статьях, которые систематически печатались в окружных и областных периодических изданиях. В это же время И. Г. Истомин не расставался с карандашом и красками, много рисовал.

Истомин И.Г. во дворе своего дома
Истомин И.Г. во дворе своего дома

Значимые работы

С 1946 года Иван Григорьевич стал заведовать учебной частью в Торговой школе Салехарда. Именно тогда Иван Истомин взялся за воплощение своей давней мечты – написать большую картину маслом. Толчком послужило обучение в художественной студии (1946–1950), которой руководил ссыльный скульптор Александр Янович (Иванович) Эллер (1891-1971). Так родилось полотно «Арест Ваули Пиеттомина». Сюжет картины передает арест руководителя восстания национальной бедноты Ямала середины ХIХ века. Многофигурная композиция с трудом далась художнику-любителю, но он справился с ней, поместив героя в геометрический центр холста и расположив остальные фигуры по краям условной «воронки», закручивающейся вокруг Ваули.

Арест Ваули Пиеттомина. Холст, масло. 71,0х101,0
Арест Ваули Пиеттомина. Холст, масло. 71,0х101,0

Символично, что первое живописное произведение Ивана Истомина демонстрировалось на первой художественной выставке в Салехарде, организованной в 1947 году к 30-й годовщине Октябрьской революции. Директор Дома ненцев М. А. Вилль писала: «В книге отзывов особо отмечают работы местного художника-самоучки И. Г. Истомина, представившего на выставку картину «Ваули Пиеттомин», сделанную масляными красками».

Обложка Книги отзывов и пожеланий
Обложка Книги отзывов и пожеланий

К послевоенному периоду относится создание значительного полотна Истомина – «Ленин на Ямале». Обучаясь в национальном педагогическом училище, Иван Григорьевич впервые услышал легенду о Ленине, якобы приезжавшим на Ямал и помогавшим ненцам победить вековечного недруга – Темноту. Композиция холста строго выверена и монументализирована. Стоящий возле костра Ленин одет в малицу. Его речь внимательно слушают ямальские оленеводы, морды животных: собак, оленей, тоже обращены к говорящему. На втором плане виден чум. Небо полыхает северным сиянием.

Ленин на Ямале. Холст, масло. 72,0х110,0
Ленин на Ямале. Холст, масло. 72,0х110,0

Картина была представлена на суд зрителей на второй художественной выставке, открытой в Салехарде в 1948 году. В книге отзывов, важном свидетеле тех лет, сохранились отклики зрителей, среди которых немало восхищенных: «Работа Истомина – очень ценная картина. Ленин в малице, которого еще никто никогда не рисовал в таком костюме», – пишут посетители. В заметке, опубликованной в газете «Красный Север» 1 октября 1948 года, отмечено: «художнику удалось показать близость вождя пролетариата жителям далекой северной тундры, претворить в картине красивую народную легенду». По итогам выставки Истомину была присуждена первая премия и почетная грамота.

Обложка Книги отзывов о второй окружной художественной выставке в Салехарде
Обложка Книги отзывов о второй окружной художественной выставке в Салехарде

Журналист, писатель, художник

В 1950 году Ямало-Ненецкий окружком КПСС перевел И. Г. Истомина в редакцию окружной газеты «Нарьяна Нгэрм» («Красный Север») заместителем редактора по дублированию газеты на ненецком языке, именно с этого момента основным видом деятельности Истомина стала профессиональная журналистская работа.

Несмотря на занятость, Истомин продолжал рисовать, делал иллюстрации в технике линогравюры: вырезал рисунок на линолеуме и получал клише, которое использовалось в типографии. Так, в газете «Нарьяна Нгэрм» № 172 (2938) за 29 августа 1950 года опубликована линогравюра Истомина «Поймана большая рыба», а в номере №174 (2940) за 1 сентября 1950 года – линогравюра «Счастливые дети Ямала», иллюстрирующая статью О. Бадровой «Они впервые пошли в школу». Автор мастерски владел тональной лаконичностью и контрастностью этой техники, также обращался к параллельной и перекрестной штриховке, что помогало без излишней детализации передать эмоциональное состояние персонажей.

Линогравюра Истомина И.Г. Счастливые дети Ямала. Вырезка из газеты
Линогравюра Истомина И.Г. Счастливые дети Ямала. Вырезка из газеты

В 1953 году была издана первая книга Ивана Григорьевича – сборник стихов на ненецком языке «Наш Север». В 1955 году Истомин был принят в члены Союза писателей СССР.

В 1959 году семья Истоминых переехала в Тюмень, где Иван Григорьевич работал в Тюменском книжном издательстве редактором национального отдела, выпускавшего литературу на языках народов Севера. При жизни писателя свет увидели более 20 его книг: повести, рассказы, стихи на ненецком и русском, коми и ханты языках, романы «Живун», «Встань-трава». Истомин работал над переводами с русского на ненецкий и коми языки. Широкой популярностью пользовались многие стихи Истомина, положенные на музыку местными композиторами.

Однако после переезда в Тюмень состояние здоровья Ивана Григорьевича ухудшилось, в 1969 году он перенес инсульт, руки слушались плохо – заниматься рисованием стало невозможно. Не стало Ивана Истомина 27 июля 1988 года.

Наследие художника

В рисунках Истомина преобладают портреты и пейзажные зарисовки, есть наброски к сюжетно-тематической картине. Наиболее многочисленны портреты. Не все они подписаны, но заметно, что они всегда сделаны с натуры и воплощают образ конкретного человека. Как литератора Истомина интересовала психология людей, влекло исследование душ, и это находило отражение в его многочисленных набросках. В течение своей активной жизни художник зарисовывал людей, встречавшихся на его пути, создавая, по сути, психологические портреты. На большинстве листов изображены представители коренных жителей Севера, земляки Истомина: односельчане, оленеводы, рыбаки, охотники – люди простые, живущие тяжелым трудом. В этих рисунках индивидуальное становится типическим, выявляя то, что стоит за каждым человеком: время, эпоху, условия быта и труда.

Одним из ярких примеров такого типического рисунка является набросок «Старик-коми», датированный 14 февраля 1943 года. Эту работу можно сравнить с портретом «Старик» передвижника И. М. Прянишникова (1840–1894): на той и другой работе изображены люди с яркой индивидуальностью, сильным характером, непреклонным духом. Несколько карандашных штрихов, изображающих глубокие старческие морщины на лбу; усталый, спокойный, созерцающий взгляд пожилого человека, и перед нами – вся мудрость, присущая людям, прожившим долгую трудную и интересную жизнь. Кстати, стоит заметить, что своего «Старика» Прянишников создал в поездке по русскому Северу, недалеко от коми края.

Старик-коми. 1943 год. Бумага, карандаш
Старик-коми. 1943 год. Бумага, карандаш

Наряду с портретом огромное место в наследии художника занимает пейзаж. У Истомина не было недостатка в изобразительном материале. В своих зарисовках и этюдах он отражал образы Ямала, его столицы: корабли в районе гидропорта Салехарда, волны Оби, берег реки Полуй. Пейзажи выполнены карандашом, пастелью и маслом. Эдуард и Валентина, дети Ивана Григорьевича, вспоминают, что отец не требовал к себе никакого снисхождения или особого отношения, он вел себя так, что все воспринимали его как нормального, полноценного человека и часто уходил с этюдником на берег Полуя.

Гидропорт. Бумага, карандаш
Гидропорт. Бумага, карандаш
Осень. 1940-1950-е годы. Картон, пастель
Осень. 1940-1950-е годы. Картон, пастель
Салехард. Разгрузка сена. Бумага, карандаш
Салехард. Разгрузка сена. Бумага, карандаш
У судоверфи. 1947 год. Бумага, карандаш
У судоверфи. 1947 год. Бумага, карандаш

Р. Вокуева-Белорукова, исследователь жизни и творчества И. Г. Истомина, в книге «Иван Истомин. Очерки. Интервью. Воспоминания» характеризует его так: «Художник пробовал себя в разных техниках, искал разные приемы для творческого самовыражения, всегда стремясь к правде и естественности».

Таким образом, И. Г. Истомин в течение всей своей жизни реализовывал себя не только как талантливый литератор, но и как незаурядный художник, для которого была интересна сама жизнь.

Алена Жданова
хранитель художественного собрания
МВК имени И. С. Шемановского.