Советский Союз возможно и не входил в число успешных и известных автопроизводителей мира, но попытки создать что-то стоящее осуществлялись неоднократно. Руководство большой страны на создание и производство собственного народного автомобиля вдохновили успехи разработчиков Западной Германии, компании Volkswagen. На тот момент большим спросом пользовались модели Beetle и Trabant. Свою лепту также внесли и американские производители, представив в 1959 году свой новый автомобиль Chevrolet Corvair, положив тем самым начало созданию транспорта с компоновкой воздушного силового агрегата и заднего привода. Над созданием Запорожца работал известный конструктор Юрий Строкин со своей командой. За основу был взят итальянский автомобиль FIAT 600. Двигатель с воздушным охлаждением устанавливаемый в задней части достался от Фольксваген-Жук. Но было существенное отличие от V-образного мотора Beetle, внесённые конструкторами радикальные изменения добавили изъян – недостаточная мощность в 23 л.с. Прозви