Новая часть культовой серии хорроров, в которой геймплей выходит на новый уровень, а от сюжета не остается почти ничего
Frictional Games – одна из самых известных студий, выпускающая исключительно хорроры. Последняя игра в серии Amnesia под подзаголовком Rebirth имела сильные стороны, но совершенно не пугала, а сюжет на фоне оглушительного успеха SOMA получился слабым. От новой части под названием The Bunker ждали возвращения пугающей атмосферы Amnesia: The Dark Descent и увлекательной истории под стать SOMA. На деле игра оказалась экспериментом, который хоть и имеет немало недостатков, но все же понравится фанатам жанра.
События Amnesia: The Bunker происходят в 1916 году во время Первой мировой войны, до истории Rebirth. Главный герой – французский солдат Анри Клеман, которому нужно выбраться из заваленного после взрыва бункера, отыскав динамит и рукоятку взрывателя. Единственной преградой будет монстр – долговязая тварь, напоминающая гуля из прошлой части серии.
Геймплейно The Bunker сочетает элементы симулятора выживания и «рогалика». Каждое новое прохождение будет непохожим на другое за счет случайно расположенных предметов и кодов, открывающие двери. При этом игрока не отвлекают системы «страха» и «рассудка», которые были в предыдущих частях. Это правильное решение, потому что подобные механики годятся для классических хорроров Frictional Games, но здесь они бы только раздражали.
Первое, что бросается в глаза при прохождении The Bunker – центральный хаб, где игрок может сохраняться, изучать карту и включать электрический генератор. Последний – основной инструмент, который поможет быстро пройти игру. Монстр боится света, поэтому каждое путешествие в туннели придется начинать с включения генератора. Для этого понадобятся канистры с топливом, которые можно найти как в хабе, так и в туннелях. К счастью, Анри не впадает в панику при тьме, поэтому игру можно попытаться пройти в хардкорном варианте без света.
Помимо хаба, еще одна новинка серии – огнестрельное оружие и гранаты, которыми можно отпугивать монстра. Однако в револьвере редко будет больше пары патронов, да и те понадобятся, чтобы уничтожить замок, взорвать бочку с порохом или отпугнуть тварь.
Чтобы не слишком облегчать прохождение, разработчики дали игроку маленький инвентарь. Его можно увеличивать лишь на одну ячейку, отыскивая сумки. Учитывая, что по пути повстречается немало полезных предметов (от зажигалки до гаечного ключа и даже противогаза), что-то придется положить в сейф в хабе. В целом инвентарь – еще один «гибкий» элемент для фанатов хорроров. При желании игру можно пройти на максимальной сложности без подбора дополнительных ячеек, усложнив себе жизнь.
В игре также доступен крафт, которого раньше не было в серии. Можно создавать коктейли Молотова, факел и даже бинты, которые исцелят раны героя. Однако крафт здесь скорее инструмент для упрощения жизни, чем элемент, без которого не обойтись. Игру определенно интереснее проходить, пытаясь не получать ранений и пользуясь только фонариком, гранатами и револьвером.
При создании The Bunker разработчики явно вдохновлялись Alien: Isolation. Теперь монстр рыскает по всему бункеру, отслеживая каждый исходящий от героя звук, и в редких случаях может телепортироваться неподалеку от персонажа. В остальном предсказать его появление можно по уже имеющимся пробоинам в стенах. В некоторых случаях дырку можно загородить коробкой или бочкой, что подарит пару драгоценных секунд, прежде чем существо вылезет и побежит за героем. К счастью, пробивать стены и делать новые дырки монстр не умеет.
Помимо монстра, игроку будут мешать преграждающие путь крысы размером с таксу. Отогнать их можно силой или хитростью — пошуметь, чтобы пришел монстр, сожрал крыс и расчистил путь. Если же попытаться пробежать мимо этих врагов – герой получит ранение, что, в свою очередь, позволит монстру быстрее учуять его местоположение.
В этот раз Frictional Games удалось создать напряженную и пугающую атмосферу, но не за счет внешнего вида монстра, а благодаря удачному сочетанию вечно находящегося поблизости монстра и почти полного отсутствия пряток, как это было в прошлых частях. На всю игру есть лишь пара шкафов, в которые можно запрыгнуть.
Отдельной похвалы достоин звукорежиссер, соединивший гул сражений на поверхности и звуки монстра, ни на секунду не позволяющие расслабиться. Это делает прохождение игры без наушников бессмысленным занятием, учитывая, что монстр всегда рядом.
Худшая часть Amnesia: The Bunker – сюжет. Он сделан будто бы для галочки — чтобы погрузить игрока в контекст, а затем отпустить развлекаться с тварью. Если у Rebirth были внятные начало, середина и концовка, то у The Bunker есть лишь вступление. Середина пытается раскрыть суть произошедшего с помощью найденных записок, но не дает игроку почти ничего того, о чем бы он уже не догадывался или знал. Финал игры и вовсе вызывает раздражение и разочарование. Для меня, фаната серии Amnesia, The Bunker — самая скучная игра. Ее история не заставляет задуматься или сопереживать главному герою. Для тех, кто прошел Rebirth, хоррор и вовсе покажется вырезанной локацией, которую превратили в отдельную игру.
Amnesia: The Bunker сочетает страшную атмосферу со сложными испытаниями для опытных игроков, чего раньше в играх студии не было. Популярный нынче жанр симулятора выживания и «рогалик» делают The Bunker реиграбельнее, но она вряд ли увлечет игрока больше пары-тройки прохождений. Это наталкивает на мысль, что разработчики специально выпустили маленькую игру для теста новых механик в перерыве между работой над научно-фантастическим хоррором в духе SOMA. Если уж и выбирать между забегами в The Bunker и конкурирующей The Outlast Trials – последняя подарит гораздо больше эмоций и ее хватит надолго, прежде чем вас начнет одолевать скука.
Оценка: 7/10