Найти в Дзене

Рюмка сакэ в порту Нагасаки: Активисты из Качугского района увековечат память матросов с легендарной лодки «Кореец»

Оглавление

Можно ли представить, что два военных корабля могут вступить в бой с целой военной эскадрой, насчитывающей десятки судов? В истории русского оружия такой бой состоялся. Это случилось почти 120 лет тому назад. «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» – так называются эти корабли. И служили на них выходцы из Иркутской области. К юбилею легендарной битвы благодарные потомки планируют поставить памятную стелу в честь этого события. А ко Дню Военно-Морского флота в этом году в селе Белоусово Качугского района появится мемориальная доска в честь героев-моряков.

Из школьных учебников

Немного истории времен Русско-японской войны начала XX века. 26 января 1904 года бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон) Республики Корея. Япония планировала установление контроля над ее территорией. Японская эскадра потребовала от русских немедленно покинуть порт. Уклониться от атаки у наших моряков возможности не было. «Варяг» стал прорываться с боем в Порт-Артур, его сопровождал «Кореец».

Сохранился отчет командира «Корейца» капитана второго ранга Григория Беляева: «Отвечая японцам, открыл огонь из правого 8-дм погонного орудия, направляя его по Asama и Takashiho. Стрелял фугасными бомбами. Когда первый наш снаряд дал большой недолет, прицелы поставил на предельную дистанцию, но все-таки получались недолеты; ввиду чего временно прекратил огонь. Но вскоре открыл его из правого 8-дм и кормового 6-дм орудий. Когда был замечен взрыв около кормовой башни крейсера Asama, команда приветствовала громким ура эту первую удачу. Кроме того, был замечен взрыв и на четвертом, по порядку строя, японском крейсере.

Снаряды неприятеля, кроме трех недолетов, давали по мне перелеты. Неприятель стрелял также фугасными снарядами, снаряженными, по-видимому, лидитом; большинство их разрывалось при падении. Одним из множества осколков, сыпавшихся вокруг лодки, пробито таранное отделение на 1 фут выше ватерлинии. Около 12 часов 15 минут дня, когда «Варяг», имея заметный крен, повернул на рейд, следовал за ним, дав полный ход, и прикрывал его сначала огнем левого 8-дм и кормового 6-дм орудий, а потом только кормовым огнем. Из 9-фун. пушек в бою было сделано три выстрела, но вследствие недолетов стрельбу из этих орудий прекратил». Море вокруг «Корейца» кипело от разрывов, но ни один вражеский снаряд так и не попал в корабль…

По дальнейшим известиям, крейсер Asama сильно поврежден: у него подбита кормовая башня и разрушена во многих местах броня; он был введен в док в Японии. Крейсер же Takashiho, после боя отправленный в Японию для исправления повреждений, затонул в море. Как в бою, так и в эти трудные дни весь личный состав вверенной мне лодки, начиная со старшего офицера и кончая последним матросом, проявил высокие боевые качества и служил с непоколебимым мужеством и отвагой. Все исполнили свой долг. В бою сделано из 8-дм орудия 22 выстрела, из 6-дм – 27 и из 9-фунтовой пушки – 3 выстрела. Убитых и раненых не было».

Понимая, что продолжение боя приведет к бесполезной гибели людей без нанесения какого-либо вреда противнику, было решено корабли взорвать, команды по договоренности с командирами иностранных стационеров разместить на их кораблях, чтобы избежать позорного плена. На «Корейце» стали готовиться к взрыву. В 16 часов 5 минут раздался мощный взрыв – сработал фальшфейер в крюйт-камере «Корейца», корпус лодки разорвало на несколько частей… На «Варяге» открыли кингстоны, затопив крейсер.

Схватка с японской эскадрой навечно вошла в историю русского флота как один из символов воинской славы России.


Владимир Толмачев, внук героя Русско-японской войны А.П. Белоусова, и иркутский историк Роман Сергеев
Владимир Толмачев, внук героя Русско-японской войны А.П. Белоусова, и иркутский историк Роман Сергеев

– Подвиг русских моряков произвел впечатление даже на противника – японцы с уважением отнеслись к мужеству и героизму экипажа «Варяг», ставили его в пример своим морякам. По возвращению на родину экипажи героических кораблей встречали с восторгом. В столице их лично чествовал император Николай II. Крейсер «Варяг» был поднят японцами со дна, отремонтирован и состоял в японском флоте, был выкуплен Россией, – рассказывает иркутский историк Роман Сергеев. – В 1917 году корабль отправили в Великобританию на ремонт, но домой он так и не вернулся – большевикам, пришедшим к власти, было не до него. В итоге он затонул в Ирландском море, но так и не сдался врагу, как поется в легендарной песне. И мало кто знает, что для канонерской лодки «Кореец» это была не первая война. Ранее ее экипаж показал чудеса героизма в военном конфликте в форте Таку – сражении в Китае 1898–1901 годов.

«Мы на престоле у царя были!»

Несколько лет назад благодаря кропотливой архивной работе еще одного иркутского историка – Александра Ануфриева удалось установить, что на канонерской лодке «Кореец» служили уроженцы Иркутской области, выходцы с верхней Лены. Это были простые крестьяне, кто-то был сигнальщиком, кто-то служил в минной команде.

Двое матросов Белоусовых – Алексей Прокофьевич и Василий Степанович – уроженцы села Белоусово Качугского района.

Интерес Романа Сергеева к истории 120-летней давности не случаен. Его родовые корни из Белоусово. К тому же один из его предков может приходиться Василию Степановичу Белоусову двоюродным братом, что, впрочем, документально не подтверждено.


Марсовый канонерки Алексей Белоусов (второй справа)
Марсовый канонерки Алексей Белоусов (второй справа)

Иркутянин Владимир Михайлович Толмачев – внук матроса Алексея Прокофьевича Белоусова (1880–1939):

– Дед родился в деревне Белоусово Верхоленского уезда. Я деда не застал, он ушел гораздо раньше. Семья была крестьянская. Дед был призван в Сибирский флотский экипаж, оттуда попал на лодку «Кореец». Мама рассказывала – после знаменитого боя при Чемульпо вся Россия на каждой станции встречала моряков как героев. Дед говорил: «Мы на престоле у царя были!». Участники битвы с японской эскадрой получили Георгиевские кресты и специальную медаль. Деда наградили, помимо знаков отличия, сервизом и часами. Была еще старинная икона. Часы до сих пор хранятся в архиве моей семьи. Дед после флота вернулся в родную деревню, жил и умер в Качуге. У него было 12 детей, выжили только две дочери – моя мама и тетя Аня. Крепкий хозяин, дед пережил коллективизацию и раскулачивание. В советское время было не принято рассказывать об империалистической войне, но фотографии в семье передавались из поколения в поколение.


Василий Степанович Белоусов с товарищами в порту Нагасаки
Василий Степанович Белоусов с товарищами в порту Нагасаки

Второй матрос Василий Степанович Белоусов с флотом не расстался, служил в Кронштадте. Был участником Первой русской революции, партизанил, сражался с белогвардейцами на Лене. После гражданской войны работал на Иркутской ТЭЦ. В 1954 году Василия Белоусова не стало, похоронен он на Лисихинском кладбище. Могила героя не сохранилась.

Исправить историческую несправедливость

Владимир Толмачев и Роман Сергеев раскладывают на столе фотографии. На них – красивые, бравые моряки, общее парадное фото всего экипажа «Корейца». Владимир Михайлович бережно рассматривает фотографию деда.


Личный состав канонерской лодки «Кореец»
Личный состав канонерской лодки «Кореец»

– Я узнал, что он был по специальности марсовым матросом. Марсовые были элитой экипажа, работали на высоте, управляли парусами. Видите – у него свисток на груди, я сперва думал, что он боцман. А еще у деда была татуировка на руке.

Роман Сергеев показывает собранные документы – переписку с Центральным военно-морским музеем имени императора Петра Великого в Санкт-Петербурге. Есть обращение к председателю Российского военно-исторического общества Владимиру Мединскому. Для установления даты смерти и рождения героев были сделаны обращения в Государственный архив Иркутской области.


Второй дед Владимира Михайловича Толмачев Данила Афанасьевич, участник империалистической войны 1914 года
Второй дед Владимира Михайловича Толмачев Данила Афанасьевич, участник империалистической войны 1914 года

– Чтобы увековечить их память, мы должны были доказать, что наши герои-земляки реально существовали. Все подтверждения получены. Программа-минимум: в этом году ко Дню Военно-Морского флота открыть в селе Белоусово Качугского района мемориальную доску в память о наших героях-матросах, – рассказывает Роман. – Еще один большой проект мы планируем выполнить к 120-летию героической битвы при Чемульпо – поставить стелу в память о моряках «Корейца» и «Варяга». Сколько бы я ни занимался этой темой, все причастные историки мне говорят – это несправедливо, что на родине героев нет ни одного упоминания об их роли в Русско-японской войне 1904–1905 годов. Памятник крейсеру «Варяг» установлен в 2007 году в Шотландии и посвящен русским морякам. Скульптура расположена в поселке Ленделфут – в месте, где более ста лет назад судно пошло ко дну. Есть такой памятник и во Владивостоке. Пришла и наша очередь.


Медаль за бой «Варяга» и «Корейца» учреждена императором Николаем II
Медаль за бой «Варяга» и «Корейца» учреждена императором Николаем II

Это нужно для исправления исторической несправедливости – ведь на малой родине про героев Белоусовых известно очень мало. Это нужно для военно-патриотического воспитания молодежи, уверены организаторы. Их начинание поддерживают местные муниципалитеты, представители общественности. Проблема в сборе средств на памятник, и активисты надеются, что областные власти, представители бизнеса, земляки и просто неравнодушные люди поддержат их начинание. Организаторы будут рады любой помощи, любой поддержке, новым документам.

– По инициативе «Ассоциации корейцев России» в 2003 году корабль МПК-222 переименован в «Кореец» в честь подвига экипажа канонерской лодки. Сегодня он несет службу по защите границ России на Тихоокеанском флоте. У нас есть задумка установить связь с его экипажем, – делится планами Роман. – Эта история продолжается, и мы обязательно доведем начатое до конца, каких бы затрат это ни стоило. Я хочу, чтобы наши дети знали, что у нас есть свои герои, не выдуманные. Возможно, кто-то из детей захочет тоже связать свою жизнь с морем, пойти во флот, сделать карьеру. Ведь никто пока из наших земляков не поднял рюмку сакэ в порту Нагасаки. Это сделали два простых матроса из ленского села Белоусово 120 лет тому назад.