Монголы не только завоевали бесчисленные города и страны, они одни из тех, кто создал современный мир. А монгольское военное мастерство навсегда останется в истории.
Как была устроена монгольская армия и на чем строилось военное превосходство монголов – читайте в этой статье
(Полный список источников вы как всегда найдете в закреплённым комментарии, ну а главный источник моя книга)
Начнем с одной из ключевых фигур не только в истории монголов но и мировой военной истории – Чингизхана.
Итак – Чингизхан, тот, кто возвел в абсолют военную машину степных народов. Он многое воссоздал, отточил и многое открыл в военном искусстве евразийских кочевников.
Но прежде всего он интегрировал его в единую концепцию войны и государства, оказавшуюся на столетия впереди мышления оседлых народов.
Чингизхан слил воедино государство, народ и армию.
Политическая структура, военная организация, общественное устройство и кочевое хозяйство Орды стали единой системой.
Ее первичное и вторичное деление на правое и левое крылья («барунгар» и «джунгар»), на тьмы, тысячи, сотни, институт соправительства, десятичный учет мужского населения были одновременно устройством государства и правящей династии, армейской структурой и родовой, структурой власти и хозяйства.
Каждый мужчина был военнообязанным и принимал участие в войне.
Монголы добились невероятно высокого уровня военной мобилизации, близкого к 60 % всего мужского населения.
Обучение воинов основным боевым навыкам — верховой езде и стрельбе из лука велось с детского возраста.
Отработка взаимодействия бойцов и координации подразделений велась в ежегодных сборах для облавной охоты, проводимой как крупная боевая операция с размахом в сотни километров.
Ядром монгольской армии при ее развертывании из кочевого ополчения служили регулярные дружины «батыров» и «нукеров», главной из которых была гвардия хана — «кешиг».
Избранные бойцами младшие командиры десятков и сотен, назначенные ханом старшие начальники тысяч и туменов — «нойоны» стали профессиональным костяком армии .
То была армейская структура, заданная не племенным, клановым и прочим социальным устройством, а задачей боевого управления войсками и их боевой подготовки.
В нее была переложена и ей подчинена традиционная племенная и родовая тюрко-монгольская структура.
Чингизхан прочно связал все три уровня вооруженной борьбы — стратегию, оперативные действия и тактику.
Собственно бой имел для монголов огромное значение, они подняли приемы и организацию боя конных армий на недосягаемую высоту, но он не был приоритетным.
Монголы не внесли ничего нового в вооружение и не имели военнотехнического превосходства. Победу им приносила дисциплина и обученность армий, а также тактическое и оперативное мастерство полководцев.
В первую очередь как средство нанести поражение противнику монголы рассматривали оперативный прорыв и маневр. Их стремительные глубокие броски на территорию противника с задачей решительно разгромить его войска и парализовать сопротивление стали шоком не только для оседлых народов Китая, Руси, Центральной Европы, но также для Государства Хорезмшахов, включавшего в себя многочисленные тюркские кочевые народы и располагавшего мощной кочевой конницей.
Войско монголов было исключительно конным.
Выносливые породы лошадей позволяли преодолевать 80—120 верст в день, а «одвуконь» — до 200 верст.
Мощные массы монгольской конницы внезапно выдвигались в нескольких направлениях на сотни и тысячи километров. Они сходились в ключевых пунктах и врасплох нападали на вражеские армии, выбивая их без остатка.
Широкие облавы по территории неприятеля с безжалостным уничтожением населения подрывали его мобилизационный потенциал и разрушали государственное управление.
Тщательно выработанный план войны имел определяющее значение. Он обсуждался с участием основных военачальников.
Монгольские лидеры никогда не ставили перед собой ограниченные цели и не обуславливали их достижение обстоятельствами или поведением врага. Их крупные кампании всегда имели стратегические цели решительного разгрома военных сил противника и его полного политического подчинения.
Военачальники монголов так руководили крупными массами войск, как не умели их современники ни в Европе, ни в Индии и Персии, ни в Китае.
Монгольские войска были организованы и отлажены именно для скоординированных действий крупными массами по заранее выработанному плану.
План включал в себя главные оперативные фазы: подготовку и развертывание войск, прорыв на территорию противника, основной удар или серию ударов, преследование разбитого противника, консолидацию результатов (утверждение контроля над захваченной территорией), перемещение сил в соответствии с новой обстановкой.
Каждое передвижение войск монголов, их каждый бой имели свое просчитанное место в их оперативном плане.
При планировании кампаний проводились: тщательная оценка военной обстановки, постановка оперативных задач, определение оперативных «центров тяжести» своего и противника, выделение ключевых точек кампании и оперативных линий борьбы, увязывание одновременных и последовательных операций, временная и пространственная оценка предстоящей кульминации кампании.
Именно оперативная подготовка войск и владение полководцами оперативным искусством обеспечили монголам боевое преимущество над многочисленными и разнообразными противниками, а вовсе не гумилевская «пассионарность» (которую невозможно «пощупать») и не лук, стрелы и степные кони (доступные всем). И тем более не численное превосходство, о котором с «великими от страха» глазами трубили их враги.
Напротив, монголы часто воевали с многократно численно превосходящим противником и побеждали.
Разведывательные походы монголов носили трезвый продуманный характер.
Даже после таких побед, как в битве на Калке 1223 г., монголы уходили.
Даже такие поражения, как в Волжской Булгарии 1232 г., не вынудили их к бессмысленному наращиванию сил, к втягиванию в безысходные бои.
В обоих случаях монголы предпочли отступить, чтобы позже реализовать свои принципы войны наиболее сокрушительным для противника образом.
Воплощение оперативного плана на пространствах в сотни и тысячи километров требовало точного управления войсками, так же как ведение подвижного быстрого боя.
Стратегическое и оперативное управление велось монголами с помощью службы гонцов, тактическое — с использованием специальных сигнальных знаков.
Хорошо укрепленные города, привыкшие к долгим осадам, брались штурмом за несколько дней и не могли выполнить свою роль центров сопротивления.
На Руси с подачи монголов штурм крепостей — «взятие копьем» в 13 веке полностью вытеснил предпочтительную прежде блокаду на измор.
Отработанная монголами тактика штурмов спешенной конницей под прикрытием лучников с использованием камнеметных машин сделала шансы гарнизонов выстоять ничтожными — с 1238 по 1460 г. это удалось менее 1/5 всех осажденных городов.
Монголы вели маневренные войны и предпочитали подвижный бой.
Завязывая его, они стремились обойти врага.
Монголы предпочитали охват правым флангом — так удобнее стрелять лучникам.
Они применяли разные виды стрел для поражения тяжелых панцирных и легких малозащищенных воинов на разных дистанциях.
Бой начинали лучники с дальности полета стрелы.
Издалека стрельба велась настильно, стрелами с легкими наконечниками.
Свободным строем стрелки накатывались на врага последовательными волнами и, залпами отстрелявшись, возвращались назад, а на их место надвигались следующие.
Стрелы «лились» на противника сплошным потоком.
Выйдя на близкую дистанцию, монгольские всадники применяли стрелы с тяжелыми бронебойными наконечниками.
Для близкой стрельбы использовался прием, известный как «хоровод». Монголы «закручивали» перед фронтом противника свой строй по часовой стрелке так, чтобы лучник, сделав два-три выстрела по находящейся слева (удобно для него) цели — сдвигался, особождая место свежему бойцу, и готовился к новой серии выстрелов.
Использование сцепленных телег и кибиток в качестве укрепления для лагеря и в качестве подвижной крепости было одним из отработанных боевых приемов монголов. Под прикрытием крытых повозок конные лучники сближались для стрельбы по неприятелю.
Оружием дальнего боя монголов и татар был составной лук.
Сила натяжения монгольского лука составляла 60—80 кг.
Выпущенная из него стрела пролетала несколько сотен метров, на расстоянии 100 м она пробивала насквозь не защищенного доспехами человека, прошивала кольчугу, слабый пластинчатый или кожаный доспех.
С расстояния 20—40 м прицельно тяжелые стрелы монголов не только расстраивали противника, но сразу наносили ему тяжелые потери убитыми и ранеными.
Из легкой конницы лучников в большинстве своем состояла монгольская армия, завоевавшая всю Евразию от Китая до Польши и Венгрии.
Оснащение для рукопашного боя и его навыки были у легкой монгольской конницы много хуже.
Она имела слабое защитное снаряжение — кожаные или тканевые набивные доспехи и была вооружена легкими копьями и боевыми топорами.
Конница всадников-лучников старалась вступать врукопашную лишь с расстроенным, бегущим врагом, с врагом, попавшим врасплох, разобщенным, уступающим числом.
Благодаря хорошей выучке стрелков монголам часто удавалось решить исход боя еще до рукопашной.
Но в случае упорного боя они решительно применяли свою ударную конницу.
Она атаковала сомкнутым строем с задачей разорвать и опрокинуть пехотные и конные массы противника.
Вводя ее в бой, монголы следовали приницпам концентрации сил.
Ее колонны были глубокими — для наращивания удара, маневренными — благодаря выучке и слаженности, обладали высокой управляемостью в бою.
Ее всадники были добротно снабжены защитным снаряжением: кожаными, реже — металлическими панцирями, шлемами и кольчугами.
Главным оружием их удара было тяжелое копье.
После того как противники смешивались в индивидуальных схватках, оно становилось бесполезным — в ход шли булавы и палицы, топоры и сабли.
При этом тяжелые монгольские всадники были не худшими стрелками, чем всадники легкой конницы.
А легкая конница, как и тяжелая, могла атаковать сомкнутым строем врукопашную.
Боевая монгольская система легкой конницы лучников и ударной конницы везде оказывалась совершеннее системы пехоты и тяжелой конницы оседлых народов.
Тактика Чингизхана и его последователей всегда превосходила любых соперников — конных и пеших.
Это доминирование закончилось в эпоху раннего нового времени, противники монголов внедрили элементы их тактики, стратегии и боевой организации монголов в свои армии. По сути монгольская тактика не была никем превзойдена, она была улучшена, переработана такими гениями как Тамерлан.
Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии и делитесь с друзьями !
Мои соц. сети и книги ⬇️
_____________________________
_____________________________
Буду рад сотрудничать по вопросам:
• создания и проведения лекций по военной истории на английском и русском языках
• исследований и консультаций по военным конфликтам и международным кризисам
• созданию сценариев и участие в производстве исторических документальных фильмов и передач
• участия в видеороликах на тему военной истории
Связаться со мной можно по почте shirogorov@gmail.com или написав в телеграм @nikonju
• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Мои самые известные исторические работы собраны тут :
Все мои исторические книги и исследования тут: