ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ
ГЛАВА VII. НРАВСТВЕННЫЕ ДОСТОИНСТВА ЖЕЛАТЕЛЬНОЙ [СИЛЫ ДУШИ]
16. О похоти и неразумном желании
Похоть очей и всякое вожделение сердца - это неразумное желание, противоречащее нравственному закону. Но также и желание тщеславное, непостоянное и все то, что не одобряется праведным разумом. Нечестивые желания [происходят] от вкравшегося в душу нечестия.
Мудрый Сирах советует изречение: «Не беги за желаниями, воздержись от своих похотей. Если ты дашь своей душе исполнение ее желаний, ты доставишь великую радость своему врагу».
Кто отвергает неразумные желания, тот оказывается победителем в приобретении добродетели, становится блюстителем нравственного закона и преуспевает в добродетели. Навык к неразумным желаниям может изгнать тот, кто направит очи своей души на ее исследование.
Григорий Богослов говорит «Тот, кто постоянно держит свой ум в пространстве сердца, не может соприкасаться с мирскими искушениями. Тот, кто постоянно держит свой ум в пространстве своего сердца, отвращается от мирских искушений, ибо, поскольку он идет по духовному пути, он не может соприкасаться с желаниями и удовольствиями плоти».
Навязчивое желание, ставшее хроническим и сохраняющееся в сердце, порождает грех, поражает душу и развращает ее. Апостол Иаков говорит: «но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1, 14-15).
Похотливые желания сокрушают нечестивых и ввергают людей в разрушение и потери. Божественный Златоуст говорит следующее: «Даже скорпион и змея, если поселятся в наших недрах, не оставят столько яда, как удовлетворение безумного желания, которое ниспровергает и разлагает все. У похотливого и неразумного желания есть три дочери: чувственность, честолюбие и скупость. Как пламя зажигает тростник, так и страстное желание зажигает душу, как дым слепит глаза, так и пожелание ослепляет разум».
Похотливые пожелания, с которыми не борются и не устраняют [их прочь], как только они появляются, омрачают ум и смущают сердце, ослабляют душу, подрывают целомудрие и девство, удаляют чистоту и расшатывают основание добродетели.
17. О невоздержании
Невоздержание - это отсутствие воздержания, это порок, восстающий против трезвости, целомудрия, девства. Невоздержание — это стремление к чрезмерному потреблению с целью получения удовольствия. Невоздержание ведет того, кем оно овладело, к удовольствиям и наслаждениям. Невоздержанный гоняется за своими желаниями и не пресекает своих страстей. Он допустил своей душе удовлетворение от пресыщения [грехом] и пренебрег Богом, создавшим его.
Невоздержанный человек отрекся от Бога и поклоняется своему чреву. В его душе господствует закон плоти и он не знает закона благодати. За теми, кто предается невоздержанию, следуют такие бедствия, как помрачение ума, черствость сердца, бесчувствие души. С невоздержанием приходят: пьянство, разврат, наслаждения, дикий смех и то, что сопровождает пьянство.
Божественный Златоуст говорит: «Неужели они не понимают, сколько зол происходит от невоздержной жизни? Несвоевременный смех, нелепые слова, насмешки, полные озорства, глупая болтовня и многое другое, о чем мне не позволено говорить».
Любящие трезвение считают и утверждают, что лучше им умереть, чем запятнать душу пороками невоздержания. Священное Писание советует всем остерегаться этого обольщающего зла и говорит: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21,34).
18. О распутстве
Распутство - это употребление без меры, ибо оно не только не спасает, но ведет к гибели тела и души, это и есть распутство. Распутство - это жизнь развратная, [заключающаяся] в навыке неприличных людей, распутство, разумеется, рождается от пьянства.
19. О разврате и развратном [человеке]
Разврат – это необузданное сладострастие, распутство. Развратные - невоздержанные, сладострастные, те, кто не сдерживают своих желаний, но передают им узду и куда пожелают они, туда направляются.
Распутник отрекся от своего благоразумия и разумной природы и уносится на колеснице сладострастной жизни, в страны удовольствий и наслаждений, в компании удовольствий и развлечений и разрушает свою духовную и нравственную природу.
Развратный, будучи человеком [удостоенным от Бога] чести, не осознает этого. Он сожительствует с неразумными скотами и уподобляется им. Он отвернулся от Бога, и Бог отвернулся от него. Его одолели страсти и возобладали над его душой, его духовная природа полностью подчинилась чувствам и поработилась ими. Гнев и ярость бесконтрольно вспыхивают в нем, отсутствие благоразумия и воли становятся его правителями. Развратный, не усмирив свои страсти, теперь ими терзается. Его жизнь подобна суровой зиме, которая грозит уничтожить все жизненные силы.
«Развратный - говорит Соломон, - ведется, как овца на заклание, и как пес на цепи. Он подобен раненому оленю, пораженный стрелою в печень. И спешит он, как птица в ловушку, и не понимает, что в эту ловушку он ведет свою душу» (Притчи 7, 22-23).
20. О молчании
Молчание - это действительно следствие и плод царского и благородного воспитания. Кто научился молчать, тот научился и говорить. Ибо молчание - это следствие благоразумия, не меньшего, чем благоразумие говорить. Итак, тот, кто не умеет молчать, не умеет и говорить. Для молодого человека, действительно, молчание создает безопасную обстановку, и даже когда он слушает другого человека он не расстраивается и не говорит в ответ неподобающих слов. Даже если ему не нравятся слова, которые он слышит, он должен терпеть их и ждать, пока собеседник остановится.
Ни высказывай сразу же свое возражение, но, как говорит Эсхин,[высказывай его таким образом], чтобы дать время, на случай, если собеседник захочет еще что-то добавить к сказанному, или исправить, или убрать что-то от себя [т.е. своих слов]. А те, кто сразу перебивают, не слушая и не будучи услышанными, говорят с теми, кто говорит в тоже время, и, таким образом,в итоге ведут себя неподобающе (Плутарх).
«Молчание - мать трезвения, связующее звено небесных врат, ключ Рая» (Иоанн Лествичник).
Молчание - признак благоразумия, но само по себе оно не может привести к покаянию. Даже тех, кто не образован, молчание превращает в мудрых и скромных. Хорошо молчать, а не говорить, и блажен тот, кто нашел и хранит этот ключ. Лучше тот, кто молчит, чем тот, кто говорит, даже если он говорит хорошо. Когда женщина молчит, она носит лучшее украшение. Научитесь молчать, потому что это лучше, чем говорить.
«Пословица гласит, что молчание - это безопасная похвала. Тот, кто охраняет свои уста, хранит свою душу от печали. Из закрытых уст приходит только добро. Молчаливый и умный человек заслуживает многих почестей. Есть человек, который говорит, но его не любят. А есть тот, кто молчит, и его находят мудрым» (Сирах).
«Говори, если тебе есть что сказать, являющееся лучшим, чем молчание. Люби молчание, ибо молчание лучше речи» (Григорий Богослов).
Молчание не вызывает ни пристрастия, ни печали, ни мучений. Из тех, кто молчал, никто не пожалел. Из тех, кто говорил, слишком многие пожалели. Держать язык за зубами почетно и для старых, и для юных. Для слов твоих сделай вес и меру, а для уст твоих - дверь, чтобы она была закрыта. Если есть у тебя какое мудрое слово, отвечай ближнему твоему, а если нет, закрой уста твои рукою твоею. Соломон желал, чтобы Бог вложил ему в рот кляп и запечатал его уста. Давид просил «положи, Господи, хранение устам моим и дверь в ограждение уст моих» (Пс.140,3). Молчание языка подобно дереву жизни, тот же, кто хранит его, исполнен Духом Святым, смерть и жизнь находятся во власти языка, и те, кто господствует над ним, наслаждаются его плодами. Очень хорошо молчание, которое сохраняется, когда это необходимо, оно есть не что иное, как мать мудрых помышлений. Добрый душой избегает многословия.
21. Об празднословии
Празднословие — это праздная, т. е. бесполезная и пустая болтовня. Празднословящий - это человек необразованный, несовершенный в воспитании, ничтожный по характеру, он имеет дело с мелкими и ничтожными вещами, в словах его не хватает мудрости, он говорит небрежно и впадает в грехи, говорит пустые слова и не думает о времени своего ближнего, когда подхватывает разговор. Нет ни равновесия и ни умеренности в его словах, ни точности в выражениях, он легкомыслен и болтлив, говорит без рассуждения и нелепо. Речь вырывается из ума и слова выбрасываются без логической последовательности. Он больше спотыкается языком, чем на скользкой земле. Празднословящий готовит для себя много горестей.
22. О болтливости
Болтливость - это злословие, страсть к говорливости, сплетничество. Болтливость - это ужасная страсть, неудержимое зло, полное смерти, сквернословие подобно горькому, отравленному источнику, который извергает свои воды, но когда их выпьют, они озлобляют сердце, когда же их выливают на землю, они иссушают растительность. У болтливого необузданный язык, полный яда и лжи. Его слова разрушают дома и губят души, причиняя величайшее зло. Болтливый нечестив, ибо от избытка его сердца его говорят и уста его (Лк.6,45).
23. О пустословии
Пустословие - это многословие, болтовня. Пустослов же - это тот, кто много говорит, болтает. Пустослов опасен, ненавистен и отвратителен. Его высмеивают в обществе. Ненавидят же его, потому что он обычно возвещает о плохом. Ее также высмеивают как безрассудного и за то, что он не хранит тайны. Пустословие - это трон тщеславия, на котором восседает тщеславный и расхваливает самого себя. Болтун говорит везде, на рынке, в театре, на прогулке, ночью и днем.
Когда он выздоравливает, он становится невыносимее болезни, когда он путешествует, то вызывает отвращение более тошноты, а его похвала становится более ужасной, чем укоры. Уста болтуна не закрываются и не знают молчания, отвратительны не закрывающиеся уста и язык болтливый и полный дерзости. Болтливые уста доставляют неприятности.
Человек много болтающий не будет любим мудрыми и будет ненавидим разумными. Кто не держит уста свои на замке и злословит, тот будет отброшен всеми в сторону. Тот, кто говорит много слов, становится отвратительным даже для своих друзей. При многословии не избежать греха.
«Кто любит болтать, тот много грешит. Он никогда не учится, потому что не хочет слушать. Он выдумщик, и в разговоре он рассказывает сказки. Болтун становится предметом насмешек» (Сирах).
24. О шутнике
Слово "шутник" сложное, это тот, кто делает то, что ему нравится,он неустойчив, поверхностен, изменчив. Шутник быстро меняется и движется, подражает всем во внешности, речи, смехе, походке. Он придумывает передразнивания и наживает врагов, ненужных тем, над кем он насмехается. В его душе обитает злоба, великая разруха и одиночество.[В такой душе] гармония утрачена, здание разрушено, страх изгнан, благоговение утрачено.
«Если кто-то нечестен, если он непристоен, он также и шутлив. Нет никого более бесстыдного, чем шутник. Его уста наполнены не благодатью, а мучением» (Златоуст).
25. О насмешках
Смех ослабляет узы трезвения, ведет к чувственности, отталкивает скромность, вызывает забвение страха Божия и неустрашимость перед будущем и грозным адом. Человек - смеющееся живое существо, но в то же время нравственное и разумное. Он не в силах сдержаться, когда его провоцируют на шутку, но как разумное и нравственное существо он никогда не должен провоцировать [сам других на смех] или стремится к тому, чтобы над кем-то смеяться.
Смех - это одно, а насмешка - это совсем другое, смех, который проявляется как улыбка и трогает сердце молодых, благодаря неожиданному выступлению, такой смех безупречен и безукоризненен. Но именно насмешки, вызванные распутством, пьянством и болтовней, развращают душу. Именно о таком смехе Библия говорит: «горе, смеющимся и пьющим с раннего утра сикеру» (Ср.Ис.5,11).
26. О сладострастии и сладострастном [человеке]
Божественный Златоуст говорит о сладострастии следующее: «[это] жестокий и необузданный зверь. Даже скорпион и змея, если бы они сидели во внутренностях, не уничтожили бы все, так как сладострастное желание сладострастного [человека ]низвергает и уничтожает все. Сладострастие - это мать всех страстей и всего зловония. Какое зло причиняет сладострастие? Оно берет людей и делает их хуже свиней. Ибо свиньи валяются в грязи и питаются навозом. Они же [сладострастные люди] питаются еще более отвратительной пищей, придумывая тысячи незаконных и запрещенных вещей».
Климент же Александрийский говорит: «сладострастный, который отдается удовольствиям, становится уродливой развалиной для людей. Потому что это становится [для него] поводом забыть любовь к прекрасному и нравственному, равно как и к благородным удовольствиям».
Что еще есть сладострастие как не похотливая ненасытность и невероятный избыток чувственных удовольствий тех, кто не ставят себе границ? Сладострастие приносит несвоевременный смех, беспорядочные слова, смех, полный душевного разлада, глупую болтовню и другие вещи, не стоящие упоминания. Те, кто насыщаются обилием пищи и изнемогают от обжорства, и часто садятся за столы с полными тарелками, не могут смотреть на небо. Их бог — их чрево, и их слава — в позоре (Ср.Флп.3,19).
Любящие наслаждения становятся слабоумными и неразумными, ибо не чрево утончает ум, также являются неразумными и те, кто набивают чрево и раздувают его без всякой меры.
Сладострастные становятся рабами своих страстей и желаний, они разожгли для себя самих огонь печи, пламя которой сжигает их сердца. Они не имеют насыщения, и изобилие возбуждает их желания таким образом, как если бы кто-то подбрасывал дрова в печь и раздувал ее пламя. Сладострастные и ненасытные впадают в безумие, становятся же распутными и бесстыдными.
27. О духовном наслаждении
Златоуст говорит о духовном наслаждении следующее: «Я также хочу, чтобы вы получали удовольствие, но такое удовольствие, которое никогда не прекращается. Итак, есть такое в конце концов наслаждение, которое всегда цветет, называемое Вечерей Христовой. Отдайте Ему самих себя, все равно принадлежащих Ему. Это наполнит вас постоянно возрастающим бесконечным наслаждением».
Если статья Вам понравилась, перешлите статью Вашим друзьям и знакомым, поставьте понравилось, оцените статью👍, подписывайтесь на канал и рекомендуйте его знакомым!
Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласия переводчика.
Иерей Александр Сергеев