Во времена, когда я только начала зарабатывать (далекий 2010 год), то стремилась купить самое дорогое, что могла себе позволить: обувь, одежду, косметику. Даже зарплату мерила в том, сколько пар сапог в итальянском магазине могу на нее купить... Но как-то со временем начала ощущать, что что-то не то с соотношением цена-качество. Часто моими любимыми были джинсы не за 12 000, а за 2000 рублей. То же самое с обувью и косметикой.
Постепенно пришло понимание, что например, футболка или джинсы в премиальном бренде стоят своих денег не из-за исключительного качества, а больше из-за позиционирования и дорогостоящих рекламных кампаний.
Теперь на меня брендинг практически не действует, потому что я знаю, как создается это ощущение исключительности, которое мы «покупаем».
Брендинг как кулинария: если знаешь рецепт, то теряется магия.
Сейчас я отношу себя к человеку, который любит разумную экономию, когда можешь получить аналогичное, но дешевле. Ниже рассказываю про мои принципы покупки одежды и продуктов.
Как экономлю на одежде
Я вижу, какое влияние имеют бренды, особенно в сегменте моды. Например, средний класс в России одевается в сегменте upper middle (выше среднего) – это Tommy Hilfiger, Hugo, Guess, Karl Lagerfeld, Lacoste. При этом одежду выбирает с логотипами на самых видных местах, которые «кричат» окружающим во что ты одет.
Год назад случилась забавная ситуация… Я сидела в кафе и насчитала вокруг себя 3х парней в футболке с надписью в различных вариантах «Tommy Hilfiger». Интересно, владельцы футболок не чувствовали себя клонами?
Я практически не покупаю перечисленные выше марки, так как могу найти аналогичное без лого в масс-маркете или у молодых российских брендов.
А если и покупаю тот же Karl Lagerfeld, то c «брендингом внутри». Мне важно, чтобы не считывался бренд, в который я одета, потому что не хочу чувствовать себя билбордом. Также считаю, что логотипы отвлекают от лица, убивают индивидуальность.
Слышали ли вы такие фразы: «мужик на BMW», «женщина с Birkin», это про то, что вас ассоциируют c вещью, а не вещь с вами.
Еще во время обучения в высшей школе брендинга, преподаватель рассказывал, что он проводил исследование, в котором просил угадать, что стоит дороже. В качестве образцов было поло Lacoste и поло из масс-маркета Ostin. Абсолютное большинство выбрало поло из масс-маркета. Судите сами, за что мы платим.
Далее переходим к моему подходу в закупках еды.
Как экономлю на еде
Я знаю людей, которые считают, что покупать молочку, курицу, яйца опасно для здоровья, и предпочитают премиальные супермаркеты или рынки.
Сама же я закупаюсь в основном в супермаркетах. В частности, мне в них нравится растительное масло, яйцо, крупы, хлопья, молочка.
Особенно люблю тестировать собственные торговые марки (СТМ) супермаркетов, потому что зачастую под неброской упаковкой скрывается продукция от известного производителя.
СТМ (собственная торговая марка, private label, частная марка) — торговая марка, владельцем которой является розничная сеть.
Например, в Пятерочке можно найти одинаковое яйцо в двух разных упаковках: одно под брендом местной птицефабрики, а второе под брендом «Красная цена». Внешне яйцо одинаковое, а разница в цене около 15 руб. Я очень сомневаюсь, что на птицефабрике есть какой-то отдельный загон, где сидят курочки специально для Пятерочки.
Такую же ситуацию встречала с творогом, растительным маслом и овсяными хлопьями. Если не полениться, то можно найти идентичные продукты на одной полке, но дешевле.
В России к СТМам все еще есть скептическое отношение. У многих они ассоциируются с чем-то низкокачественным, уступающим известным брендам. На это хочу сказать, что СТМ стоит дешевле на 10–30% чем лидер категории не из-за худшего качества, а из-за того, что сеть экономит на маркетинге и рекламе и продвигает товар непосредственно у себя в магазинах.
В Европе доля потребления СТМ значительно выше, чем в России, Например, лидером является зажиточная Швейцария 52%, далее Испания 41%, Германии 35% (по данным на первый квартал 2022 год)
За последний год после ухода международных брендов, доля потребления СТМ в России выросла с 5% до 9%. Сейчас все больше появляется линеек не только в сегменте эконом, но и в среднем и даже премиальном. Советую присмотреться.
В заключение хочу отметить, что для меня понимание законов брендинга — это лучшая дисконтная карта: зачем платить больше, если можно купить аналог, но дешевле.
А у тебя были в жизни случаи, когда после покупки «брендовой вещи» жалел потраченных денег?
Недавно у меня появился telegram-канал. Там будут модные заметки, вдохновение и то, чего никогда не будет на Дзен. Добро пожаловать!
Публикация не является коммерческой, не содержит рекламы.
Читайте также: