Поселок Зубчаниновка зародился благодаря железнодорожникам. Как известно, в начале 1908 года группа рабочих и служащих Самаро-Златоустовской железной дороги решила «вследствие сильного вздорожания квартир и вообще жизненных продуктов… купить на артельных началах землю для постройки домов и образования поселка или колонии…».
Целями путейцев-энтузиастов, объединившихся, с разрешения начальника дороги, в «Общество устройства и благоустройства пригородного поселка» были:
- приобретение земли для общественного пользования и постройка жилых помещений;
- замощение, исправное содержание улиц и тротуаров;
- устройство поселка во врачебно-санитарном и гигиеническом отношении;
- устройство школ, больниц, церквей, богаделен, приютов, общественного клуба, общественной библиотеки, читальни, литературных, вокальных и музыкальных вечеров;
- устройство дешевых и удобных способов сообщения и передвижения, как с посёлком, так равно и в пределах его;
- украшение местности.
Изначально «Общество» задумывалось как чисто профессиональное, но уже на втором общем собрании, состоявшемся 2 июня 1908-го года, ряды пополнились «сторонними лицами» отказать которым в членстве было невозможно. К железнодорожному ведомству они напрямую не принадлежали, при этом пользовались бесплатным проездом . Как нетрудно догадаться, являлись сотрудниками жандармской железнодорожной полиции и железнодорожного контроля.
Выбором подходящего участка занимался заместитель начальника Управления Самаро-Златоустовской железной дороги Евгений Зубчанинов. Присмотренная им прилегающая к железной дороге территория находилась в 14 верстах от Самары в направлении Кинеля и в июне 1910-го была куплена у Крестьянского Поземельного банка с рассрочкой платежа на 20 лет.
Построив так же в рассрочку железнодорожную платформу и добившись остановки поездов и специального поезда по воскресным дням , «Общество» с энтузиазмом приступило к реализации намеченных планов.
Слабым местом нового поселка оказалась опять же транспортная связь. С началом Первой Мировой, а следом за ней Гражданской войны регулярное железнодорожное сообщение прервалось, развитие прекратилось и жизнь в Зубчаниновке остановилось.
Возрождение района началось с 1941-го года. Вблизи станции Безымянка расположился полигон 9-й бригады железнодорожных войск, принимающий поезда с эвакуированными предприятиями и гражданами западных регионов. Железнодорожная магистраль связывала тыл с фронтом, обеспечивая поставку важнейших грузов с Поволжья, Урала и из Сибири.
На территории прилегающих Безымянке и Юнгородка разместились десятки эвакуированных предприятий, а рабочие быстро заселили пустующий поселок. 13 марта 1942-го года Зубчаниновка вошла в состав вновь созданного Кировского района Куйбышева.
Сейчас о событиях тех лет рассказывает открытый в 9 ноября 2010-го года на бывшем войсковом полигоне - ставшим полигоном Самарского Государственного университета путей сообщения - Поволжский музей железнодорожной техники. Кроме того, рассказывает, как все начиналось с того дня, когда в 1837-м году от Санкт-Петербурга до резиденции императора Николая I в Царском селе прошел первый в Российской империи поезд, а спустя 30 лет была построена Ряжско-Моршанская железная дорога - первая в составе нынешней Куйбышевской.
Первый паровозный гудок в Самаре прозвучал 12 августа 1875-го года, за сутки по дороге пропускали одну пару пассажирских и три пары товарных поездов. Тогда же в губернской столице был построен вокзал и открыто техническое железнодорожное училище, первое время готовившее по шесть специалистов в год.
Сейчас как-то забылось, что в рядах талантливых инженеров, строивших куйбышевскую железную дорогу, присутствовал автор знаменитой тетралогии «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» - Николай Гарин-Михайловский, руководивший прокладкой Кротовской ветки и участвовавший в создании Транссибирской магистрали.
Расположенная под открытым небом экспозиция подвижного состава представлена грузовыми и пассажирскими паровозами, тепловозами и электровозами всех стран и времен, цистернами, строительно-дорожной техникой, дрезинами и вагонами 19-го и 20-го веков. Представлены путевые инструменты, семафоры, стрелки, образцы сигнализации, платформы и рельсы.
Впечатляющий экспонат – подарок от сотрудников Красноярской железной дороги - будка путевого обходчика из огромных кедровых бревен. Проживали в таком «доме» обходчики позапрошлого века обычно со всей семьей, а на расстоянии 10-15 км вокруг не было ни души…
Экспонатом является и само здание администрации музея – перенесенный из Пензенской области бывший вокзал станции Дашково. У отца знаменитой княгини Екатерины Дашковой – подруги и сподвижницы Екатерины Великой, главы Академии наук и приятельницы Вольтера – имелись обширные имения в Тамбовской и Пензенской губерниях, давшие названия одной из станций будущей Куйбышевской железной дороги.
При реконструкции вместо планируемого сноса историческое здание было разобрано и отправлено в самарский музей Воссоздан не только внешний вид - внутри оборудовано рабочее место станционного смотрителя с антикварной мебелью, самоваром, фирменными гранеными стаканами в подстаканниках и аппаратом Морзе для переговоров.
К настоящему времени число посетителей музея превысило 300 тысяч человек. В книге почетных гостей есть записи, сделанные экскурсантами из многих стран, автографы самарских селебрити и напутствие открывавшего в 2010-м году музей космонавта, Героя Советского Союза Олега Атькова, впоследствии работавшего в структурах РЖД.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете