Рассказываем, каким навыкам стоит обучить будущих первоклассников
С началом школы многих родителей тревожит, как их ребенок будет справляться с разными задачами и трудностями, сможет ли он попросить о помощи или справиться с чем-то новым.
В школе ребенок проводит много времени отдельно от родителей, самостоятельно принимая решения, общаясь со сверстниками и взрослыми.
В разных ситуациях школьнику понадобятся коммуникативные навыки и навыки эмоционального интеллекта. Например, ребенку нужно будет уметь внимательно слушать учителя, договариваться с одноклассниками или вовремя просить о помощи.
1. Выполнение простых инструкций
От школьников чаще всего ждут, что они умеют выполнять инструкции, состоящие из нескольких последовательных пунктов. Взрослым это может казаться простой задачей, но дети развивают этот навык постепенно.
Уделяйте дома внимание простым инструкциям, постепенно их усложняя:
Поставь, пожалуйста, книжку на полку → Положи, пожалуйста, книжку на полку, а игрушки в шкаф → Убери, пожалуйста, игрушки и книжки на место, помой руки, и потом мы будем обедать
2. Следование правилам
Школа и учебный процесс подразумевают следование множеству самых разных правил, которые поначалу могут вызывать сопротивление
Обсудите, для чего существуют те или иные правила, приведите примеры из вашей домашней жизни.
Введите простые правила дома и начните им следовать, возвращайтесь к ним и обсуждайте, какие из них полезны, а какие можно поменять.
Проговорите, что в школе правила формируют другие взрослые — директор и учителя. Договоритесь, что будете помогать ребенку, если у него возникнут трудности с тем, чтобы следовать каким-то общим правилам в школе.
3. Умение обращаться за помощью
Дети привыкают, что дома они всегда знают, к кому обратиться за помощью, если у них не получается с чем-то справиться. Детям может быть неочевидно, что делать, если им нужна помощь, а близких нет рядом.
В начале учебного года познакомьтесь с людьми, с которыми будет взаимодействовать ребенок. В разговорах напоминайте ему или ей, как зовут этих взрослых, и обсудите, в каких ситуациях может потребоваться их помощь. Когда ребенок рассказывает вам о затруднении — уточняйте, обращался/лась ли он/а за помощью ко взрослым, и если нет, то почему.
Помогайте дома формулировать свои потребности полными предложениями: «Я хочу в туалет», «Мне нужна помощь с этим заданием».
4. Выражение эмоций
Неумение безопасно выражать свои эмоции может приводить к конфликтам, агрессии и трудностям в налаживании отношений.
Объясните ребенку, что окружающим бывает трудно понять, что он или она сейчас чувствует и как реагирует на действия других людей.
Проговаривайте эмоции вслух, чтобы постепенно научить ребенка распознавать и называть эти эмоции самостоятельно. Например, если ребенок испытывает сильные чувства, вы можете сказать: «Я вижу, что тебе сейчас грустно/ты злишься».
5. Знание своих границ, умение сказать «нет»
В школьной жизни ребенок может столкнуться с разными представлениями о личных границах.
Важно объяснить, что у него/нее нет задачи указать, что кто-то не прав, или изменить поведение другого человека. Главное — уметь отстоять свои границы и вовремя остановить то, что приносит дискомфорт.
Потренируйтесь вместе произносить фразы, которые помогут в таких ситуациях, например:
- «Мне это неприятно. Перестань пожалуйста»
- «Я не люблю когда мои вещи трогают без разрешения. Не делайте этого, пожалуйста»
- «Ты делаешь мне больно, перестань, пожалуйста»
6. Принятие решений
В школьной жизни ребенку часто придется выбирать: от блюд в школьной столовой до вариантов ответа в тесте. С непривычки это может вызвать затруднения и тревогу.
Обсудите, в каких ситуациях ребенку надо сделать выбор. Проговорите вслух что приведет его к тому или иному решению, плюсы и минусы каждого варианта.
Не пугайте ребенка ошибками, а поддерживайте, когда они случаются. Обсудите, какую пользу вы можете извлечь из этого опыта:
❌Не бери с собой наклейки, опять будете отвлекаться и разозлите учительницу!
✅Мне очень жаль, что у тебя были из-за этого неприятности, давай подумаем, как этого избежать в следующий раз?
7. Общие правила безопасности
Научите ребенка «правилу нижнего белья»: никто не должен касаться или видеть те части тела, которые закрыты нижним бельем.
Когда вы ходите в школу вместе — обсуждайте правила безопасности на дороге, на что обращать внимание.
Поговорите про посторонних взрослых на улице: ни один взрослый не должен обращаться к ребенку за помощью. Если это происходит, научите ребенка простым фразам для отказа: «Спасибо, мне это не интересно», «Отойдите от меня, пожалуйста, мне некомфортно».
Расскажите, к кому безопасно обращаться за помощью, если посторонний не реагирует на отказ.