14,9K подписчиков

Авиация в противолодочной борьбе/Часть 3 - Техническое превосходство на стороне союзников

2,5K прочитали
Анализ современных средств борьбы с подводными лодками, и изучение опыта противолодочной обороны в годы двух мировых войн свидетельствует о том, что одним из серьезных противников субмарин с определенного времени стала авиация. Однако этот процесс был постепенным и в первые годы преимущество самолета над подводной лодкой было не очевидным. Но как мы знаем (узнаем) ситуация быстро менялась.

Ранее (прочитать можно ЗДЕСЬ и ТУТ) мы рассмотрели основные направления использования авиации в борьбе с подводными лодками в годы Первой мировой и в начале Второй мировой. И как мы помним, имеющийся опыт оказался недостаточным, и потребовались новые подходы как в тактике, так и в вооружении самолетов.

Интересно, что в тот период (в начале Второй мировой) основной функцией авиации стало самим фактом своего появления в небе заставить лодку уйти под воду. Это в значительной степени затрудняло ей выход в атаку, особенно - по быстроходной цели, то было уже неплохо, но проблему военной опасности это не решало. Наиболее активно происходили схватки между подлодками фашис­тских государств и авиацией союзников на Атлантике. Довольно неожиданно немецкие лодки перешли к действиям ночью из надводного положения, а с конца 1940 года после потери нескольких подводных «асов» все более широко стали практиковать групповые атаки на конвои, пересекающие Атлантику.

Конвой WS-12: разведчик-бомбардировщик Vought SB2U Vindicator АВ CV-4 "Рейнджер" совершает противолодочное патрулирование над колонной во время ее следования в Кейптаун, Южная Африка, 27 ноября 1941 года
Конвой WS-12: разведчик-бомбардировщик Vought SB2U Vindicator АВ CV-4 "Рейнджер" совершает противолодочное патрулирование над колонной во время ее следования в Кейптаун, Южная Африка, 27 ноября 1941 года

А вот самолет ночью почти не имел шансов заметить лодку, а гидроаку­стика надводного корабля была бессильна против всплывшей лодки. К тому же выяснилось, что основное оружие самолетов – специальная глубинная бомба, было малоэффективным. Парадоксально, что еще до начала войны от морских летчиков поступали предложения принять на вооружение (хотя бы) корабельную глубинную бомбу, модернизировав ее соответствующим образом.

Опыт первых месяцев войны обострил эту проблему, но только к весне 1941 года англичане развернули широкое производство и применение более совершенного боеприпаса. Кстати, и в США пробовали приспособить корабельную глубинную бомбу, правда, от этой затеи к апрелю 1942 года американский флот отказался. В срочном порядке разработали 350-фунтовую бомбу Mk.17 с острым носом, но она сильно рикошетила, и тогда разработали мощную 650-фунтовую бомбу Mk.29, а ее вариант с тупым носом и новым оперением получил марку Mk.37. Но проблема была решена частично. Этот боеприпас (Mk.37) оказался слишком мощным, пилоты старались бомбить с малой высоты, самолеты повреждались, и иногда гибли при взрывах. Тогда на основе боевого опыта создали основной противолодочный боеприпас – тупоносую, не рикошетирующую авиабомбу Mk.41 весом в 350 фунтов.

Именно к 1941 году достижения в области науки стали давать первые весомые результаты. Весной английская авиация нанесла ряд ударов по немецким аэродромам от Норвегии до Франции, понесенные поте­ри оказались очень высокими в основном от истребительной авиации. Тогда в обстановке строгой секретности резко интенсифицированы ра­боты по созданию авиационных радиолокаторов. Они существовали ранее в береговой обороне и в корабельном варианте. Работа завер­шилась вначале созданием РЛС AF Mk.IV для ведения огня ночью или в плохую погоду воздушным стрелком, затем на смену AF (Air Forse) появился вариант ASV (Air to surface Vessel) (воздух - надводный корабль) под маркой Мк.II. Он устанавливался впервые на бомбардировщиках, вначале - марки «Веллингтон» и предназначался специально для поис­ка подводных лодок в надводном положении. Теперь самолет стал «зрячим», независящим от погоды, а скорость перемещения в воздухе сделала его настоящим следопытом-охотником. Работал самолетный радиолокатор на волне 1,2 м.

Британский бомбардировщик Виккерс "Велллингтон" активно используемый в противолодочной борьбе
Британский бомбардировщик Виккерс "Велллингтон" активно используемый в противолодочной борьбе

С декабря 1941 года. в США начала разработка принципиально нового оружия самонаводящейся акустической торпеды против подводных лодок, с августа 1942 года эти разработки получили высший приоритет. Стараясь как можно больше расширить зону поиска лодок в море, широко развернули строительство авиационных баз там, где раньше они и не планировались. Как видим. союзники достаточно комплексно подошли решению проблемы противолодочной борьбы.

К этому времени выявилось разногласие между США и Великобританией по методу использования авиации в море. Американцы счита­ли, что наиболее рационально создавать поисковые группы для уничто­жения лодок, англичане на основании боевого опыта настаивали на при­крытии конвоев и соединений боевых кораблей береговой или авианос­ной авиацией на переходе морем. Понимая, что быстрое создание эскадренных тяжелых авианосцев в значительном количестве невоз­можно, англичане вспомнили старую идею, восходящую к временам Первой Мировой войны - строительство небольших авианесущих ко­раблей на базе корпусов гражданских судов, особенно -танкеров Такой гибрид получил обозначение MAC (Merchant Aircraft Carrier). На корабле одна катапульта, один аэрофинишер и авиагруппа из 10-20 машин.

Уже в 1941 году в строй вошел первый английский конвойный авианосец «Одесити», переоборудованный из немецкого судна «Ганновер». Он успел так проявить себя, что немецкие морские силы получили специальный приказ - уничтожить его во чтобы-то ни стало!

Эскортный авианосец "Одесити"
Эскортный авианосец "Одесити"

В последнем своем боевом походе он входил в охранение конвоя HG-76. Немецкие самолеты, подводные лодки в течение 8 дней беспрерывно наносили удары по конвою, сразу после выхода его из Гибралтара, и 21 декабря 1941 года U-571 смогла выполнить приказ, ее торпеды послали авианосец на дно, но эта победа стоим Кригсмарине сразу пяти потопленных лодок U-127, U-131, U-434, U-567, U-574. Результатом этой схватки стало то, что 30 торговых судов дошли до цели, всего 3 судна и 2 военных корабля (один авианосец, один эсминец) были потеряны в обмен на 5 подводных лодок, что было неплохим соотношением. Дениц назвал эту операцию поражением своих сил.

Модель легендарного авианосца
Модель легендарного авианосца
По итогам битвы за этот конвой Дениц записал в отчете: «Самым плохим обстоятельством было присутствие авианосца. Маневренный и быстроходный самолет постоянно кружил над конвоем. Когда он замечал подводную лодку, та должна была немедленно погружаться или отходить. Присутствие вражеского авианосца также помешало длительному слежению за конвоем немецких самолетов. Поэтому потопление авианосца приобретает важнейшее значение не только в этом случае, но и в любом будущем бою против конвоя».

Поняв ценность таких кораблей, их постройку широко развернули в США. В ноябре 1941 года вошел в строй первый конвойный авианосец «Арчер», построенный специально для Великобритании. О размахе строительства говорит то факт, что только за 1941-1943 годы для этой страны построено 43 таких корабля. Всего в США построено 111 конвойных авианосцев, из них 61 единица – из танкеров, 50 – специализированной постройки.

Британский конвойный авианосец "Арчер" на якоре
Британский конвойный авианосец "Арчер" на якоре

В качестве вспомогательной меры разработали осветительную ракету большой мощности с парашютом. Самолет мог, в случае необхо­димости подсветить цель для точной идентификации. Увеличение числа самолетов, авианесущих кораблей, первые авиа­ционные радиолокаторы и более аффективные противолодочные бомбы в конце 1941 - начале 1942 годов привели к гибели довольно значительного числа подводных лодок противника.

Действительно, дизель-электрическая подводная лодка вынуждена всплывать ночью или днем в плохую погоду вдали от берегов для зарядки аккумуляторов. Умеренная в своей «невидимости» лодка неожиданно становилась объектом атаки. Раньше подводники могли себе позволить всплыть днем и иногда позагорать на солнышке где-нибудь у Африки или Америки. Теперь с такой идиллией было покончено навсегда.

Немецкая подводная лодка U-570
Немецкая подводная лодка U-570

Серьезной удачей для союзников стал захват «живьем» немецкой подводной лодки, причем в плен ее захватил самолет. Попав под атаку самолета, новая немецкая лодка U-570 получила повреждение и, поддав­шись вспыхнувшей панике, командир поднял корабль на поверхность и выкинул белый флаг. Позднее лодка входила в состав английского флота под названием «Граф». Исследование лодки позволило выяснить, что глубина погружения ее больше, чем максимальная установка взрывателя глубинных бомб, а радиус поворота меньше, чем у эсминца. Более того, электроторпеды, захваченные на борту, оказались настолько лучше того, что разрабатывали союзники, что они пошли по пути пря­мого копирования образца. Все эти поистине неоценимые сведения позволили значительно повысить эффективность противолодочной войны.

К началу 1942 года появились, кроме радиолокаторов, еще новинки - в том числе - очень мощный авиационный прожектор «Ли». Самолет, оснащенный РЛС и прожектором, стал настоящим охотником. В пол­ной темноте машина выходила в район нахождения цели, неожиданно освещала ее слепящим лучом и, пользуясь замешательством на бор­ту, могла точно отбомбиться.

Прожектор leight Light для обнаружения подлодок под крылом B24 "Либерейтор" (фото предоставлено нашим читателем)
Прожектор leight Light для обнаружения подлодок под крылом B24 "Либерейтор" (фото предоставлено нашим читателем)

К середине 1942 года уже много таких машин начали полеты. Немцы, разобравшись в причинах неожиданно возросших потерь, оснастили свои лодки приемником радиолокационных волн. Таким образом, лодка узнавала о том, что ее «видит» самолет еще до того, как он приближался на дистанцию атаки, и могла погрузиться. На какое то время новшество дало эффект, но союзники приготовили еще один сюрприз.

Первые самолетные радиолокаторы работали на волне 1,2 м, такие приемники и создали немцы. Уже к концу 1942 года появилась модификация прибора, работающая на волне 10 см – «HS2», это прибор обнаруживал лодку за 30 миль, а головку перископа – за 6 миль. Появилась возможность атаковать лодку при плохой видимости на перископной глубине, и атака уже не зависела от прозрачности воды. Одновременно в США прошли испытания принципиально нового противолодочного средства. Это были сбрасываемые радиогидроакустические буи. Буй засекал в толще воды шумы подводной лодки и передавал сигналы на самолет.

Американский противолодочный дирижабль
Американский противолодочный дирижабль

7 марта 1942 года дирижабль К-5 при опытах обнаружил подводную лодку S-20 с точностью 3 мили, используя буи AN/ORT-1. Резко увеличившееся количество самолетов и охранение с воздуха конвоев в течение всего периода за счет конвойных авианосцев серьезно затруднили использование подводных лодок.

Для справки: дирижабль типа К имел радиолокатор ASG (дальность действия 90 миль (около 165 км), магнитометр. Его вооружение состояло из четырех глубинных бомб Мк 47 (350 фунтов (159 кг) и одного 12,7-мм пулемета. Позже в состав вооружения включили противолодочные торпеды Мк 24 с акустической системой самонаведения. Экипаж дирижабля типа К - 9 человек. Эффективная дальность обнаружения ПЛ магнитометром составляла 120 м по вертикали – то есть дирижабль должен был лететь низко над водой. Обычная высота патрулирования составляла 100 футов (30 м).

К началу 1943 года достаточное количество кораблей массовой военной постройки позволило сформировать специальные ударно-поисковые группы, на чем давно настаивали американцы. Задачей группы было не прикрытие конвоя, а поиск и уничтожение лодки в обширном районе, где она была ранее обнаружена каким-либо способом. За 1942 года было потоплено 109 немецких и итальянских лодок, из них 46 - авиацией. Технические усовершенствования постепенно выводили авиацию на роль главной противолодочной силы.

Теперь самолеты в короткие сроки осматривали большие водные пространства, а попавшая в их поле зрения лодка подвергалась много­часовому преследованию. К месту контакта подтягивался авианосец с группой охранения, и его самолеты буквально висели над районом нахождения лодки, вынуждая ее держаться под водой до полного из­расходования запасов электроэнергии и воздуха. Здесь речь шла уже не о нейтрализации, а о уничтожении подводного врага, так как всплыв­шая после израсходования запасов лодка имела мало шансов спастись. Конечно противолодочные операции проходили не только в Атлан­тике, но и на остальных морских театрах военных действий - на Сре­диземном море, на Тихом океане, но там не использовалось ничего такого, что не прошло апробирования в «Битве за Атлантику».

Британский "Свордфиш" топит U-752 ракетами
Британский "Свордфиш" топит U-752 ракетами

К 1943 году самолеты получили новое оружие - ракеты для ударов по береговым целям и морским объектам. Вначале такое оружие при­менялось сухопутной авиацией, но затем перешло к морской. Калибр ракет RM-3 - 76,2 мм, заряд ВВ мог пробить проч­ный корпус. Основное преимущество нового оружия было в том, что скорость полета к цели резко возрастала, а залп ракет мог покрыть значительную площадь.

Первый успех достигнут 23 мая 1943 года, когда авианосный «Свордфиш» с «Арчера» попал залпом в субмарину U-752, находившуюся в позиционном положении и потопил ее.

Самолет с авианосца "Арчер" впервые потопил подводную лодку ракетами
Самолет с авианосца "Арчер" впервые потопил подводную лодку ракетами

Видя, что различные способы борьбы с радиолокаторами - прием­ники излучений, черная неотражающая краска, резиновое покрытие - мало помогают, в германском флоте вспомнили о старой «новинке». Еще в 1940 году в руки Кригсмарине попали недостроенные голландские лодки О-25, О-26 и О-27, на которых были установлены специальные приспособления для засасывания воздуха с поверхности, нахо­дясь на перископной глубине.

Бывшая нидерландская субмарина О-21, однотипная с О-25-О-27 (первоначальное название: Голландская O21 швартуется. Гибралтар, 28 ноября 1941г. Окончание поxода, в котором 28 ноября в проливе Гибралтар была потоплена германская U-95, с воды были подняты 12 человек)
Бывшая нидерландская субмарина О-21, однотипная с О-25-О-27 (первоначальное название: Голландская O21 швартуется. Гибралтар, 28 ноября 1941г. Окончание поxода, в котором 28 ноября в проливе Гибралтар была потоплена германская U-95, с воды были подняты 12 человек)

Это давало возможность двигаться в положении под перископом под дизельным двигателем не всплывая. Такая новинка, названная немцами «шнорхель» (по звуку, который ею издавался при работе), помимо преимуществ имела большие недо­статки. Волна от головки шнорхеля заливала перископ на ходу более 4 узлов, а шум от дизеля резко затруднял использование шумопеленгационных приборов. Немцы не подозревали о еще одной новой разра­ботке англичан - радиолокаторе с длиной волны 3 см, которая позво­ляла засекать и такую малую цель как головка перископа или шнорхеля. При всех своих минусах шнорхель, не особенно сложный технически, мог быстро устанавливаться на большом количестве субмарин и серьезно повышал скрытность.

Однако надо признать, превосходство в технической составляющей уже было на стороне союзников, и перелом в подводной войне уже произошел.

Окончание следует...

P.S. Некоторые данные о судьбе некоторых подводных лодок могут быть неточными (разные источники иногда приводят разные сведения) и требовать проверки.

Статья подготовлена по материалам П.В.Боженко