Анализ современных средств борьбы с подводными лодками, и изучение опыта противолодочной обороны в годы двух мировых войн свидетельствует о том, что одним из серьезных противников субмарин с определенного времени стала авиация. Однако этот процесс был постепенным и в первые годы преимущество самолета над подводной лодкой было не очевидным. Но как мы знаем (узнаем) ситуация быстро менялась.
В прошлой части (прочитать можно ЗДЕСЬ мы рассмотрели основные направления использования авиации в борьбе с подводными лодками в годы Первой мировой. И как мы помним, итоги этой борьбы обнадеживали, а создание гидроакустических станция типа АСДИК и им подобным вселило надежду, что борьба с вражескими субмаринами должна упроститься.
Однако реальные события показали, что не все прогнозы сбываются. В 1936 году началась гражданская война в Испании, она характеризовалась широким применением авиации, операции субмарин тоже достигли значительного размаха. В ходе войны 12 октября 1936 года у Малаги гидросамолеты франкистов обнаружили и потопили бомбами республиканскую лодку В-5.
В материалах С.Патянина описывается гибель В-5 более подробно: "12 октября подлодка осуществляла патрулирование береговой линии в районе Эстепоны, когда ее обнаружил пилот гидросамолета D-4 капитан-лейтенант Руис де ла Пуэнте. "В-5" начала экстренное погружение. Гидросамолет сделал несколько заходов, сбросил на субмарину глубинную бомбу и несколько 50-кг бомб. Когда к налету присоединился еще один самолет Dornier Wal, подводная лодка уже скрылась в воде. Только большое масляное пятно расползалось по поверхности". В истории гибели этой субмарины есть и версия, по которой она погибла по вине командира, который решил уничтожить субмарину, чтобы она не досталась республиканцам, и случилось это чуть позже. Однако погибшую В-5 нашли и ее повреждения похожи на боевые.
Авиация неоднократно бомбила в море подлодки, но больше успеха добиться не смогла. Еще два подводных корабля стали жертвами авиации, но в портах, причем франкисты пользовались преимуществом в воздухе, и количество сброшенных бомб на каком-то этапе давало результат.
20 октября 1937 г. в порту Хихон бомба тяжело повредила лодку С-6, которую пришлось затопить. Во время ночного налета на Барселону 9/10 октября 1938 г. серьезно повреждена и больше не вводилась водилась в строй лодка С-1.
Таким образом, авиация ничем себя не проявила в качестве каком-либо новом как противолодочное средство. На море корабли так же боролись с подводной угрозой и с довольно неожиданными результатами
Италия и Германия активно помогали Франко, и итальянские подводные
лодки совершили более 100 походов для действий против транспортов, везущих грузы в республику. С августа 1937 г. подводная война стала принимать характер неограниченной, лодки атаковали транспорты, необращая внимания на их принадлежность. Под удар попадали и корабли, осуществлявшие международный контроль по линии "Комитета по невмешательству". 31 августа итальянская лодка «Ириде» атаковала английский эсминец «Хэвок», торпеда прошла вплотную. Оснащенный гидроакустикой корабль повредил лодку в контратаке, но потом потерял контакт, состоялся массированный поиск 5 эсминцев, крейсера и авиации, но результатов он не дал. Такие атаки повторялись несколько раз. 14 сентября 1937 года в швейцарском городе Нионе заключено международное соглашение по обороне от "пиратских" подлодок в Средиземном море. Теперь морские силы имели полное право применять всю мощь оружия. Корабли Англии и Франции вышли на патрулирование с противолодочным назначением.
4 октября 1937 года в восточном Средиземноморье эсминец «Басиликс» засек гидролокатором лодку, которая сразу же впустила после этого торпеду. Лодку дважды атаковали, но без успеха. Повторение таких эпизодов было обескураживающим для морских специалистов Великобритании. АСДИК не стал «Волшебной палочкой» против субмарин.
Разработки в области тактики и оружия ПЛО значительно усилились. Это дало эффект к середине Втором Мировой войны. Основной упор делался на корабельные средства. Основным оружием авиации оставалась противолодочная бомба, как оказалось - очень малоэффективная. Во время советско-финляндской войны столкновений лодок с авиацией почти не происходило.
Только 19 января 1940 года у маяка Грундкален советская С-1 попала в сплошной лед, всплыла с большим трудом и 75-80 миль ей пришлось идти во льду без возможности маневра. Ее обнаружили 2 финских гидросамолета "Туйскну" и, казалось, положение лодки почти безнадежно, ни погрузиться, ни маневрировать она не могла, но все атаки с воздуха отбиты огнем 45-мм зенитного полуавтомата, причем один самолет сбит.
Для справки: по финским самолетам было выпущено 48 45-мм снарядов, финские архивы не подтверждают уничтожения своего самолета
Боевые действия в солнечном Средиземноморье и ледяной Балтике показали, что самолет пока больше способен на поиск подлодок, чем на их уничтожение.
Поэтому в начальный период военных действий на море во Второй Мировой войне операции авиации против подлодок не претерпели существенных изменений по сравнению с Первой Мировой. Правда, резкое возрастание количества самолетов и увеличение за счет большей скорости осматриваемой площади привели к тому, что стычки между самолетами и субмаринами начались с первых дней войны.
Авианосцы с эсминцами образовали поисково-ударные группы и вышли в море. Уже 6 сентября 1939 года патруль самолетов «Суордфиш» с авианосца «Корейджес» выследил и повредил подлодку U6.
14 сентября самолеты авианосца «Арк Ройал» обнаружили U30 и пошли в атаку, но бомбили они с такой малой высоты, что два самолета получили повреждения от взрывов и упали в воду. Почти не пострадавшая лодка всплыла после атаки и подобрала двух пилотов, причем немцы сообщили, что самолеты сбиты зенитным огнем.
Еще более серьезная неудача наступила через три дня. 17 сентября U29 потопила авианосец «Корейджес», и Адмиралтейство вынуждено было оставшиеся авианосцы не привлекать к активным поисковым операциям. Авианосцы являлись слишком ценными единицами, трудно восстанавливаемыми (так Англия в ходе войны смогла построить только 4 тяжелых авианосца).
Без авианосной авиации район поисков в море резко сократился. Таким образом, опять оставались методы противолодочной деятельности времен прошедшей Мировой войны: патрулирование в выделенных секторах, удары по портам и базам подлодок, минные постановки, правда, в связи с увеличившейся разрушительной силой бомб стало возможно наносить удары и по судостроительным заводам.
Налеты на порты и базы подлодок в первые дни войны были небольшими по масштабу. Первой лодкой, уничтоженной «дома», стала U31, атакованная 12 марта 1940 года на рейде Шиллига (район Вильгельмсхафена) в Северном море самолетами берегового командования. Постепенно эти налеты принимали все больший размах. Например, только за первые 5 месяцев 1943 года английской и американской авиацией против баз подводных лодок в Бискайском заливе было выполнено 3568 вылетов.
3 ноября 1943 года на Вильгельмсхафен налетело одновременно 528 бомбардировщиков, потом были рейды, в которых число машин переваливало за тысячу. Применялись новые виды оружия, с весны 1944 г. американские самолеты стали применять авиабомбы с телевизионным наведением. Такое сосредоточение сил и средств, конечно, затрудняло действия лодок, как и других кораблей флота, но решить проблему противолодочной борьбы самостоятельно не могло.
Уже с 1940 г. немцы стали создавать железобетонные укрытия для субмарин. Они постоянно усиливались и толщина бетонного перекрытия доходила до 7,5 м. Такую защиту можно считать почти неуязвимой для авиационных бомб того времени. Только за 1944-1945 годы союзники потопили в портах и на базах 62 подводные лодки за несколько десятков тысяч самолето-вылетов.
Немецкие, итальянские и японские самолеты тоже бомбили порты союзников, но масштабы этих операций не сравнимы, хотя первая американская подлодка, погибшая во Второй Мировой войне – «Силайон» , разбита 16 декабря 1941 г. именно в филиппинском порту Кавите.
Не меньшим размахом отличались атаки союзной авиации на судостроительные заводы. Например, за первые 5 месяцев 1943 г. против этих предприятий в Германии выполнено 3414 вылетов.
Конечно, удары подобной силы способствовали тому, что намеченные кораблестроительные программы по подводным лодкам в Германии выполнены в полном объеме не были. Некоторые лодки так тяжело повреждались, что их даже не достраивали. Но как и при налетах по портам, массированные удары стали происходить не ранее 1943-1944 годов, а к этому времени немцы нашли довольно эффективное «противоядие». Если раньше лодка от начала до конца создавалась на одной верфи, то есть там строился корпус, то теперь она только собиралась из секций, которые изготавливались на небольших предприятиях, разбросанных неподалеку. Кстати, такую идею подали специалисты германской автомобильной промышленности, когда встал вопрос о резком ускорении постройки субмарин.
Профессиональным кораблестроителям такая мысль, видимо, казалась слишком еретической. Такой метод привел к значительному увеличению количества целей для бомбардировки. Секционный способ дал очень значительное сокращение сроков постройки. Если в «спокойное» довоенное время субмарину строили за 2-3 года, то теперь - за 6-7 месяцев.
Правда, качество ее было ниже, например, все трубопроводы были не из цветных металлов, а стальные, подверженные коррозии, срок службы такой лодки значительно меньше, но это было не важно, моряки уже подсчитали, что в среднем лодка гибнет, не выполнив и 10 походов, а такой срок корабль военной постройки вполне выдержит.
Постановка мин с воздуха начата в конце Первой Мировой войны, но тогда гидросамолет должен был сесть на воду. Теперь мину сбрасывали как бомбу, пользуясь теми же прицелами. Возможность появления мин в глубине своих тыловых районов в значительной степени затрудняла плавание и боевую подготовку подводников и введение в строй новых кораблей. Точное число кораблей, погибших на минах, в том числе авиационных, установить невозможно, по приблизительным подсчетам, это количество по немецкому флоту - 30-50 единиц.
Все эти методы можно назвать «пассивными». Они, безусловно, ограничивали деятельность военно-морского флота, в целом и подлодок, как его составной части, но строительство лодок продолжалось во всех странах в ходе войны, продолжалась и боевая подготовка в море, корабли продолжали выходить и выполнять свои боевые задачи в водах противника. А в море в первые годы войны все оставалось по-прежнему.
Самолеты, как и в Первую Мировую войну, проводили патрульные полеты, атаковали глубинными бомбами или обычными, настигнув лодку на поверхности или перископной глубине. Но скорость погружения, крепость корпуса и малая эффективность авиационного противолодочного боеприпаса пока давала преимущества морякам, а не летчикам. В частности, и американцы, и англичане намеревались в срочном порядке модернизировать корабельные глубинные бомбы для применения с летательных аппаратов. Поэтому первую победу в море авиация праздновала только во время Норвежской компании, хотя успешные атаки совместно с надводными кораблями были и раньше.
Первой лодкой, потопленной в море, стала немецкая U64. Около Нарвика в Северном море ее выследили и утопили бомбами самолеты «Свордфиш» с линкора «Уорспайт» 13 апреля 1940 года Конечно, это не типичный случай, так как в основном самолеты тяжелых кораблей имели другие задачи. Вместе с тем этот эпизод не уникален. 16 июня 1940 года два самолета «Арадо» с линкора «Шарнхорст» севернее Хольтбанк в Северном море застали на поверхности в момент всплытия большую подводную лодку и атаковали ее бомбами. Как доложили пилоты, лодка точно потоплена, корма ее пошла резко вверх, в воздух поднялась большая масса воды от взрывов, а потом на поверхности растеклось пятно нефти. После войны установлено, что атакован был английский минный заградитель «Порпойз», который ушел под воду, даже не получив серьезных повреждений. Этот подводный минзаг был потоплен у побережья Малайи 16 января 1945 года, кстати, японской авиацией.
Это говорит о том, насколько трудно определить с воздуха результат атаки. Уже 20 сентября 1939 года Уинстон Черчилль в парламенте заявил, что в отличие от оборонительной противолодочной войны Первой Мировой, теперь ведется наступательная война и их (лодок) потоплено 6 или 7, французы считали, что тоже потопили к этой дате 4-5 лодок. Фактически немцы потеряли только две лодки, а за весь 1939 год – 9, из них от воздействия противника - только 7.
Ко времени Второй Мировой войны авиационное торпедометание перестало быть чем-то уникальным, и хотя редко, но удавалось выстрелить обыкновенную парогазовую торпеду по подводной лодке противника. Именно этим оружием поражена первая лодка, которую записала на свой счет авианосная авиация. Правда, когда самолеты авианосца «Игл» застали врасплох «Ириде» в небольшой бухточке Бомба около Тобрука, она стояла на якоре без движения, эпизод произошел 20 августа 1940 года.
Так что начало противолодочной обороны с использованием авиации было не очень убедительной, но набор опыта продолжился в дальнейшем.
Продолжение следует...
P.S. Некоторые данные о судьбе некоторых подводных лодок могут быть неточными (разные источники иногда приводят разные сведения) и требовать проверки.
Статья подготовлена по материалам П.В.Боженко