Найти тему
Navygaming Channel

Авиация в противолодочной борьбе/Часть 1 - Дебют в годы Первой Мировой

Анализ современных средств борьбы с подводными лодками, и изучение опыта противолодочной обороны в годы Второй мировой свидетельствует о том, что одним из серьезных противников субмарин с определенного времени стала именно авиация. Однако этот процесс был постепенным и в первые годы преимущество самолета над подводной лодкой было не очевидным. Но как мы знаем (узнаем) ситуация быстро менялась.

Интересно, что уже на заре своего появления самолеты пробовали использовать для поиска не только надводных кораблей, но и подводных лодок, хотя мало кто из морских специалистов большинства мировых морских держав верил тогда в реальную силу подводного флота. Действительность все расставила на свои места. Также не менее интересно, что одним из первых к таким опытам приступил Российский Императорский флот (как бы кое-кому это сейчас не нравилось).

Например, 24 июня 1911 года на Черном море лейтенант В.В.Дыбовский обнаружил в ходе специального поиска подводные лодки в надводном поло­жении и под перископом. Позднее выяснилось, что при определенных условиях с воздуха можно заметить субмарину и на глубине, больше перископной. Так авиация показала свои возможности как потенциальное противолодочное средство.

С началом Первой Мировой войны сила подводного удара прояви­лась в полной мере. Все страны, особенно те, кто почувствовал на своем судоходстве эти удары, начали интенсивно искать любые спо­собы противодействия новому виду морского оружия. Быстро выяснилось, что обычные авиа­ционные бомбы были маломощными, а корабельные глубинные бомбы появились только в ходе войны, а авиационные глубинные бомбы со­зданы в Германии только в 1917 году. К тому же прицельные устройства аэропла­нов были довольно примитивны, а точность бомбометания требовалась очень высокая.

Для организации серьезного противодействия подводному врагу потребовались испытания, эксперименты, проведение расчетов. Например, англичане считали, что глубинная бомба весом 135 кг создает опасную зону радиусом в 21 метр. Проведенные после войны эксперименты на трофейных кораблях показали, что такая бомба унич­тожает лодку, если взрывается не далее 4 метра от борта, и серьезно повреждает лодку, если цель была не далее 8-9 м. Эффект обычной авиационной бомбы был еще меньше, так как требовал прямого попа­дания, что при том уровне техники было делом случая. В 1914-1916 годах морские самолеты всех воюющих стран не имели какой-либо вырабо­танной тактики и летали в море просто «на удачу», в основном осматри­вая районы у своих баз и портов противника. Причем более активно действовала немецкая авиация на Балтике, австрийская - на Адриати­ке, а на Черном море - как русская, так и турецко - немецкая авиация очень много энергии уделяли борьбе с подводными лодками.

Гидроавиатранспорты Черноморского флота «Император Александр I», «Император Николай I», «Румыния».
Гидроавиатранспорты Черноморского флота «Император Александр I», «Император Николай I», «Румыния».

Например, летом 1916 года английские и русские субмарины, опери­ровавшие на Балтике, систематически подвергались атакам немецких аэропланов. Хотя потопления ни одной лодки достигнуть не удалось, эти действия заметно отразились на успешности использования лодок. В том же 1916 году из 12 походов подлодок Черноморского флота в 7 походах они подверглись атакам с воздуха, и их командиры требовали установ­ки зенитных орудий. Причем именно на Черном море впервые в мире к противолодочным действиям стала привлекаться и корабельная авиа­ция.

В феврале 1916 г. там был предпринят налет 10 гидросамолетов с авиатранспортов "Император Александр I» и "Император Николай I» на порт Зонгулдак. А утром 6 февраля авиатранспорт "Император Алек­сандр I" был атакован лодкой UB-7. В это время у борта корабля нахо­дился гидросамолет, вернувшийся из боевого полета. Торпеда на исхо­де дальности хода попала в поплавок самолета, остановилась и затонула. Через 2 минуты гидроплан взлетел специально для поиска подводной лодки, а еще один был оставлен в воздухе над кораблем для этой же цели.

Гидроавиатранспорт "Император Николай I"
Гидроавиатранспорт "Император Николай I"

На Черном море морские самолеты постоянно летали на поиск лодок и была отработана система связи с надводными кораблями с помощью цветных дымов. Вскоре один из самолетов заметил UB-7 и обозначил ее дымом. Обозначенную цель обстрелял авиатранспорт ныряющими снарядами и повредил лодку. Так гидросамолет выполнил роль авиационного противолодочного охранения соединения кораблей в море.

Схема внешнего вида подводной лодки типа UB1, которой принадлежала UB7
Схема внешнего вида подводной лодки типа UB1, которой принадлежала UB7

В Адриатике у австрийского побережья была очень чистая и прозрач­ная вода, что значительно облегчало действия австрийской авиации. Это один из факторов, приведших к тому, что именно австрийская авиация добилась первой заметных успехов в борьбе с подлодками, но это про­изошло только в 1916 году, а ранее происходили многочисленные стычки лодок и самолетов, причем иногда складывались уникальные случаи.

Австрийский гидросамолет-летающая лодка тип L
Австрийский гидросамолет-летающая лодка тип L

11 ноября 1915 года английская лодка В-11 обнаружена у Пунта-Сальваторе (Северная Адриатика) австрийским самолетом L-42. Аэроплан пошел в атаку, но неожиданно отказал мотор и, спланировав, машина села в нескольких кабельтовых от субмарины. Видя это, английский командир лейтенант С.Гравинер не стал уходить на глубину, а прика­зал подготовить палубный пулемет «Максим», но оказалось, что он неисправен. Тогда лейтенант приказал идти на сближение, чтобы пото­пить самолет тараном. Пока все это происходило, летчики сумели устранить повреждения и L-42 взлетел в воздух на глазах обескуражен­ных подводников.

Интересно, что не некоторым данным, в январе 1916 года подводная лодка подобрала из воды и взяла в плен экипаж летающей лодки L59 - первый такой случай в истории подводных лодок
Британская подводная лодка В-11
Британская подводная лодка В-11

Специфика подводной войны такова, что серьезное повреждение лодки уже было несомненной победой, так как она вынуждена была уходить в базу. 15 августа 1916 года у мыса Пицунда русский самолет обнаружил немецкую U-33 и вызвал из Сухуми 3 гидросамолета. Они засекли субмарину в подводном положении и сбросили шесть бомб. Пре­рвав крейсерство и не выполнив ни одной атаки, "немка" пошла обрат­но в Варну, далеко не исчерпав автономности.

Австрийская летающая лодка типа L
Австрийская летающая лодка типа L

Причем эффект атак с воздуха имел очень большое моральное влияние на подводников. 4 июня 1916 года английская лодка была В-7 атакована в Адриатике 2 австрийскими самолетами. Бомбы легли очень близко, причем аэропланы L-79 и L-110 нанесли удар в темноте, правда, лодка находилась на поверхности без движения. В-7 получила значительные повреждения и спаслась с трудом, командир лодки, глубоко потрясен­ный случившимся, добровольно оставил подводную службу.

Интересно, что именно на Адриатике авиация впервые добилась не повреждения, а уничтожения подводного корабля.

Подводная лодка типа В, которой принадлежала потопленная В-10
Подводная лодка типа В, которой принадлежала потопленная В-10

В ночь с 9 на 10 августа 1916 года известный австрийский ас Готфрид фон Бонфельд, прозванный «Орел Триеста», повел на бомбар­дировку Венеции 13 морских самолетов. В 22.30, при ударе по району доков и порта, бомба поразила в правый борт английскую лодку B-10, только днем вернувшуюся из похода. Маленькая субмарина (237 т водоизмещения) получила пробоину по размеру сходную с торпедной, примерно 1,7 х 1,8 м. и немедленно затонула. Австрийцы бомбили просто по площади, вслепую и сами не знали о такой удаче, поэтому в коммюнике о совершенном рейде потопление субмарины не от­мечалось.

Французская подводная лодка "Фуко" - первая жертва противолодочной авиации
Французская подводная лодка "Фуко" - первая жертва противолодочной авиации

Первой лодкой, потопленной в открытом море, стала французская «Фуко» (тип «Брюмер»). Она находилась в дозоре в районе австрийской базы Катарро и 15 сентября 1916 г. замечена австрийскими самолетами L-132 и L-135. Французская субмарина пребывала в позиционном положении и поздно обнаружила атакующие самолеты. Бомбы взорвались рядом с бортом. От ударной волны ослабли заклепки, появилась течь, вода вызвала короткие замыкания электропроводки и пожары. Экипаж не смог справиться с ситуацией и по приказу командира лодки лейтенанта Дэвена покинул ее, лодка была затоплена. Интересно, что экипаж французской субмарины, 26 человек, был спасен теми же самыми австрийскими самолетами. Они приводнили вблизи, приблизились к плававшим в воде морякам и позволили держаться за поплавки и стабилизаторы, а капитану и старпому субмарины позволили забраться в кабины. Через полчаса подошел австрийский эсминец и забрал пленных.

Летающая лодка типа Кертисс Н-12
Летающая лодка типа Кертисс Н-12

Лодки опасались самолетов, но скорости полета были еще таковы, что субмарина, как правило, успевала уйти под воду, а иногда и сама встречала летчиков зенитным огнем, зачастую успешно. Тем не менее до лета 1917 года о какой-либо системе в ПЛО говорить не приходиться. Весной 1917 года немцы перешли к неограниченной под­водной войне, потери торговых судов достигли критической отметки для Англии. Тогда вокруг нее все водное пространство нарезали на специальные сектора, которые делились на 3 квадрата по 60 миль. Летчики получали специальные карты с нанесенными квадратами, а в секторах дежурили постоянно выделенные корабли. Это позволило наносить непрерывные удары по обнаруженному врагу. Новая тактика дала несомненные результаты, правда надо отметить, что ничего осо­бенного англичане не придумали, а раньше действовать так они не могли из-за недостатка кораблей и самолетов.

Немецкая подводная лодка UC36
Немецкая подводная лодка UC36

Уже 20 мая 1917 г. английский самолет "Кертисс" Н-12 № 8663 у Вест-Хиндера в Северном море потопил бомбами немецкую UC36. До сентября 1917 года самолеты потопили еще 5 лодок. Причем самоле­ты не только сами атаковали, но наводили корабли на обнаруженные цели. В 1917-1918 годах вошли в строй первые авианесущие корабли «Аргус» и «Фьюриес», переделанные из лайнера и линейного крейсера. Их авиагруппы из 12-16 машин несли противолодочное охранение в районах действия лодок.

Британский авианосец "Аргус"
Британский авианосец "Аргус"

Развивались способы действия авиации. Она вступала в целенаправ­ленное взаимодействие с кораблями флота, правда очень мешала еще ненадежная связь между морем и воздухом. Все же несколько успешных атак против подводного противника удалось провести. 5 июня 1917 года в Остенде при его обстреле монито­рами «Эребус»и «Террор» огонь корректировался 2 самолетами «Де Хэвиленд», и была повреждена (под другим источника- потоплена, но впоследствии поднята) подводная лодка UC70. Кстати окончательно эту субмарину все же 28 августа 1918 года окончатель­но отправили на дно Северного моря комбинированной атакой эсми­нец HMS "Ouse" и гидросамолет «Кенгуру» № 9983.

Подводная лодка UC70
Подводная лодка UC70

Несомненно, такие интен­сивные противолодочные действия повышали вероятность ошибочной атаки своих сил. Такое происходило несколько раз, но, к счастью, только в одном случае ошибочная атака была результативной. В Ла-Манше к северо-западу от Фекампа французский дирижабль «АТ-0» 15 марта 1918 года атаковал обнаруженную лодку. Серия из шести бомб легла очень точно, и английская D-3 затонула со всей командой. Хотя здесь мы не касаемся действий летательных аппара­тов легче воздуха, указанный инцидент заслуживает быть отмечен­ным, так как это единственная лодка, потопленная дирижаблем в обо­их Мировых войнах.

Французский "морской" дирижабль тип "АТ"
Французский "морской" дирижабль тип "АТ"

Масштабы действий воздушных сил все возрастали: к 1918 году союз­ники для целей ПЛО использовали около 2500 самолетов, а ведь перед войной вся морская авиация Англии, Франции и России насчитывала 173 единицы. Только англичане налетали в 1917-1918 годах 325000 миль, замечали субмарины в 68 случаях и в 44 их атаковали.

Британская подводная лодка D-8 однотипная погибшей D-3
Британская подводная лодка D-8 однотипная погибшей D-3

Воздушными силами в Первой Мировой войне потоплено 10 подвод­ных лодок, а если взять все случаи, в которых они принимали участие в той или иной степени, это количество возрастает примерно вдвое. Но конечно авиацией стала не единственным средством борьбы с субмаринами. Еще в ходе войны надводные корабли получили новое средство поиска лодок - гидроакустическую аппаратуру, способную по шуму под во­дой определить местонахождение противника. Опыты в апреле 1916 года дали положительные результаты и уже с 1917 года корабли стали исполь­зовать первые еще примитивные приборы. Конечно, этому можно было найти определенное противодействие. Так в 1917 году уже каждая не­мецкая лодка проходила перед боевым выходом прослушивание в Травемюнде, устанавливался режим, на котором лодка меньше всего шумит. Все же появление нового средства обнаружения значительно облегчило противолодочную борьбу.

В межвоенное время исследования в этой области продолжались, осо­бенно англичанами, и был создан вполне работоспособный гидролокатор под названием АСДИК (по первым буквам названия комитета, который зани­мался проблемой ПЛО - Ant. Submann Detection Investigation Committee). Прибор излучал в воду сигнал, который отражался от корпуса подлодки и возвращался в корабельный приемник. Получив хорошие результаты, англичане в значительной степени "успокоились" и перестали считать суб­марину серьезным врагом. Предполагалось, что лодки будут действо­вать в основном днем, береговая или авианосная авиация заставит их держаться под водой, а надводные корабли, обладая гораздо большей скоростью, чем погруженная субмарина, выйдут к месту, где ее обна­ружили, засекут АСДИКом и забросают глубинными бомбами. В проти­володочной авиации какого-либо принципиального изменения в средствах поиска не произошло. Конечно, самолеты стали летать гораздо быстрее, дольше держаться в воздухе, возросла мощность глубинных бомб и авиа­ционных бомб и их количество на борту.

Со своей стороны и подводная техника не стояла на месте. Лодки выросли в размерах, и это позволило за счет увеличения запасов элек­троэнергии дольше находиться под водой. Новые сорта стали для кор­пусов дали возможность уходить под воду на большую глубину, совер­шенствование конструкции позволило сократить время погружения до срока около минуты и менее.

Bсё это говорило в пользу того, что авиация в будущей войне так же останется в основном разведчиком, как и в предыдущей Мировой вой­не, а непосредственно уничтожать подлодки будут корабли с гидроло­каторами. Но, как часто бывает, новая война принесла свои сюрпризы.

Продолжение следует...

P.S. Данные об уничтожении некоторых подводных лодок (особенно немецких) авиацией в годы Первой мировой войны могут быть неточными, так как в разных источниках иногда приводятся разные сведения.