- Юлия Алексеевна, я бы хотела с вами поговорить! Да, когда приеду! Не хотелось бы по телефону. Нет, ничего не случилось, хотя, может и случилось. Во всяком случае, ничего страшного. Просто мне нужен ваш совет, ведь вы хорошо знаете своего сына. Хорошо! Как только я вернусь, я обязательно вам позвоню. И, Юлия Алексеевна, я бы хотела поговорить с вами до того, как увижусь с мужем. Хорошо, до встречи!
Светлана задумалась - правильно ли она поступает? Ведь для Юлии Алексеевны Вениамин всегда будет сыном, каким бы он не был. Но посоветоваться женщине было не с кем. Родители Светланы старались общаться с зятем в самых крайних случаях и, хотя дочь старалась не жаловаться маме на мужа, но та видела всё, что происходит в дочкиной семье.
Светлана знала, что начни разговор с мамой, та сразу замашет руками и запричитает:
- И слушать ничего о нём не хочу! Твой муж неисправим!
Поэтому женщина решила поговорить со свекровью, по-хорошему, по доброму, не жалуясь на супруга, а просто посоветоваться. Она мало общалась с мамой мужа и решила посмотреть по ходу дела, как пойдёт разговор. В любом случае она ничего не теряет!
В назначенный день Светлана подходила к небольшому кафе в центральном парке города. Здесь она договорилась встретиться со свекровью. Юлия Алексеевна уже ждала её и помахала рукой в знак приветствия. Светлана подошла к столику.
- Здравствуйте! Надеюсь, я не заставила вас ждать?
- Нет, Света, это я пришла раньше! Что тебе заказать? Ты же с дороги, насколько я понимаю. Может ты голодна? Я совершенно не знаю, что ты любишь!
- Спасибо! Кофе и круассана будет вполне достаточно!
Через некоторое время им принесли по чашке кофе и свежие круассаны. Юлия Алексеевна ждала, когда невестка начнёт разговор, а Светлана сидела, прихлёбывая кофе и думая, с чего начать. Наконец, когда пауза уже затянулась, она сказала:
- Юлия Алексеевна, я люблю вашего сына.
Свекровь улыбнулась и наклонила голову в знак одобрения.
- Я люблю, - повторила Светлана. - Но я устала быть нянькой. Я не хочу жаловаться, я не для этого сюда пришла. Что мне делать, чтобы сохранить наш брак? Или это уже невозможно?
Юлия Алексеевна вздохнула. Она немного помолчала и начала говорить:
- Светлана, мы мало с тобой общаемся и дело не в том, что я не хочу этого общения. Просто так сложилось с самого начала, а потом трудно было менять. Но я к тебе всегда хорошо относилась. Я видела, что ты целеустремлённая женщина и, честно говоря, мой сын тебе совсем не пара!
Да, я имею право это сказать, потому что я его мать и это моя вина, что я так его воспитала. Возможно, дело тут даже не в воспитании, а в наследственности! Вениамин - точная копия своего отца! Его можно полюбить, он добрый, честный, но слабый, так же, как и его отец. Я когда-то давно полюбила Евгения, отца Вени, и очень скоро увидела, что от него помощи мне не дождаться.
В любом вопросе! Только книги, книги, книги! А я не была такой сильной, как ты, девочка, я приняла его правила игры! Я также увлекалась чтением, но, кроме книг в моей жизни был сын. Как мы жили?
Мы работали - я в библиотеке, а Женя в архиве. Он обожал перебирать разные бумажки, всё у него было пронумеровано, расставлено по местам и неважно, что зарплата небольшая, что денег не хватало на самое необходимое. Лучшим подарком для сына у мужа была книга. Он мог подарить ему любую, независимо от возраста, главное, что отец посчитал, что эта книга сыну нужна!
Я всегда буду благодарна родителям мужа, своей свекрови, которые взвалили на свои плечи двух великовозрасных детей и внука. Это они оставили нам неплохие сбережения в наследство и квартиру. Это сейчас, когда их давно нет, я понимаю, как непросто им было. Единственное, что могу сказать в нашу защиту - мы были абсолютно непривередливые в еде и одежде. Что дадут, то и принимали!
Как два мотылька, порхали от книги к книге. И сын постепенно перестал интересоваться играми в мяч, ему было интересно проводить время дома, с книгой. Когда он решил жениться и я увидела, что ты из другого мира, не скрою, я обрадовалась, потому что уже тогда понимала, что мы вырастили растение. Доброе, порядочное, но растение.
И я обрадовалась, что сына полюбила такая женщина, я надеялась, что ты встряхнёшь его, твоя любовь расшевелит моего мальчика и он заживёт нормальной жизнью. Стыдно говорить, но я надеялась, что ты исправишь мои ошибки в воспитании сына. Но, ты его просто любила! Ты тянула Вениамина и весь ваш быт много лет, не высказывая вслух своего недовольства.
Я знала, что этот разговор произойдёт, знала, что когда-нибудь ты захочешь оставить мужа, но опять же, что я могла сделать? А сейчас ты просишь у меня совета! Что может посоветовать такая мать, как я? Я, конечно же, приму сына, у нас его дом, ему он достанется после нас, но, прошу тебя, девочка - дай ему ещё один шанс.
Мне кажется, он понял, что может остаться без тебя, он много раз звонил мне, пока тебя не было, спрашивал совета, что и как лучше сделать! Не решай всё сейчас, посмотри, вдруг он изменился. Если же потом ты решишь, что другого выхода нет, я приму любое твоё решение! И никогда не упрекну!
Слушая свекровь, Светлана чувствовала, что по щекам катятся слёзы, ей было жалко всех - себя, мужа, Юлию Алексеевну, но совершенно не жалела она свёкра. Он жил в своём мире книг, не думая ни о чём, его не волновало то, что происходит вокруг него. Юлия смирилась со своей жизнью, хотя могла уйти от мужа, забрать с собой сына. Но как можно судить другого человека, не зная, что он чувствует?
- Спасибо вам за откровенность! Я поеду домой, скоро Веня придёт с работы, я не сообщала ему точное число приезда. Я пока ничего не могу вам сказать, я позвоню потом и расскажу, о чём мы договоримся! Я не хочу терять мужа, но, если всё останется по-прежнему, то другого выбора у меня не будет!
- Спасибо, Светлана! Я буду ждать твоего звонка! И...Я бы хотела, если у вас всё наладится, предложить общаться почаще. Если ты не против, конечно...
Светлана улыбнулась свекрови, обняла её:
- Мне пора идти...Я обязательно позвоню!