Найти в Дзене
СДМ-БАНК

Служба поддержки для бизнеса: для чего нужна и как настроить

Оглавление

Служба поддержки помогает компаниям развиваться — собирать обратную связь от клиентов и тем самым улучшать качество обслуживания. Рассказываем, какому бизнесу нужна служба поддержки и как ее настроить.

Что такое служба поддержки

Служба поддержки — это центр связи, в котором люди получают обратную связь от клиентов. В маленькой компании с покупателями общается собственник или продавцы, в средней — департамент сотрудников, в крупной — отдельные отделы для каждой услуги или продукта.

Обычно служба поддержки есть у следующих бизнесов:

— игры и приложения;

— сервисы и ПО;

— курьерские службы;

— банки;

— страховые компании;

— онлайн-школы;

— производители;

— транспортные компании;

— ИТ-провайдеры.

Служба поддержки помогает:

  • увеличивать доверие клиентов;
  • получать больше прибыли;
  • улучшать продукт и сервис.

Какие виды службы поддержки бывают

1. Техническая — помогает развивать онлайн-сервисы и следить за работой оборудования. Например, если у вас случился сбой в приложении, вы можете обратиться в поддержку, чтобы решить проблему. В технической поддержке работают ИТ-специалисты. Такая поддержка бывает:

  • внешней, которая решает проблемы с клиентами;
  • внутренней, которая помогает сотрудникам.

2. Клиентская — решает вопросы о товарах и услугах и улучшает сервис. Такая поддержка есть у интернет-магазинов, ретейлеров, страховых компаний. Сотрудники клиентской поддержки — люди, которые знают все о продукте, но не разбираются в технической составляющей. В такой службе поддержки можно узнать:

  • о статусе заказов;
  • датах доставки;
  • качестве товаров и сервиса;
  • услугах компании;
  • акциях и программе лояльности;
  • способах оплаты.

3. Совмещенная — помогает следить за работой оборудования и сервисов, а также поддерживать отношения с клиентами. Такой вид службы поддержки обычно встречается у банков.

Как настроить работу службы поддержки

Шаг № 1. Установите цель

Определитесь, какая цель будет основной. Например, при помощи службы поддержки вам нужно увеличить прибыль, улучшить продукт или наработать клиентскую базу.

Для развития сложных продуктов нужна техническая служба поддержки, а для улучшение сервиса, качества товаров и услуг — клиентская.

Шаг № 2. Соберите информацию о клиентах

Чтобы служба поддержки отвечала требованиям клиента, вам нужно понять:

  • где пишут покупатели;
  • какие вопросы чаще всего задают;
  • в какое время обращаются;
  • какой формат общения им больше нравится.

Узнать эту информацию можно у сотрудников, которые чаще всего общаются с покупателями.

Далее на основе полученной информации составьте портрет клиента. В этом вам поможет актуальная информация в области поддержки клиентов (статьи на «Юздеск», исследования CRM-системы HubSpot и др.).

А у конкурентов бизнеса можно узнать, как они работают с обращениями. Просто задайте службе поддержки интересующий вас вопрос о продукте или услуге. Так вы оцените качество обслуживания, а также поймете, что можно было бы улучшить.

Шаг № 3. Определите сотрудников для службы поддержки

При создании службы поддержки опирайтесь на возможности и бюджет компании. Существует три способа организовать поддержку.

  1. Добавить задачу уже существующему сотруднику. Такой вариант подойдет в начале, если у вас маленькая компания или вы работаете в узкой нише, — например, изготавливаете украшения ручной работы из серебра.
  2. Нанять отдельного специалиста или создать целый отдел. Такой способ подойдет для малого и среднего бизнеса, который планирует общаться с клиентами через несколько каналов поддержки.
  3. Организовать службу поддержки через аутсорс. Например, работать с контактным центром, который будет принимать обращения и решать простые вопросы. А если возникнет более сложная ситуация, сотрудники такого центра свяжутся с вами.

Шаг № 4. Выберите каналы поддержки

Если клиент предпочитает общаться с компанией в нескольких каналах, то основной нужно выбрать площадку с большей аудиторией.

Условно каналы для общения со службой поддержки можно разделить на мессенджеры, личные кабинеты, онлайн-чаты, базы знаний, формы обратной связи и социальные сети.

1. Мессенджеры. Это удобно, так как ими пользуются все. Самые популярные мессенджеры — это:

  • WhatsApp ~ 5 млрд пользователей;
  • Viber ~ 1 млрд пользователей;
  • Telegram ~ 1 млрд пользователей.

Чтобы поддержка работала через мессенджер, нужно купить номер телефона и зарегистрировать аккаунт. Заявку можно распределять через бота, а общаться с сотрудниками — в закрытом чате.

2. Личные кабинеты нужны для размещения полезных материалов, а также для общения с покупателями на сайте компании. Создать такой кабинет сложно и дорого. Вместо него можно подключить готовый онлайн-чат.

3. Онлайн-чат работает по подписке. Его можно оформить у Jivo, LiveChat, CoMagic или RedHelper, а затем подключить к мессенджерам, социальным сетям, сайтам и личным кабинетам.

4. Формы обратной связи создают программисты и размещают на сайте компаний. Клиент заполняет форму, а далее информация из обращения:

  • преобразуется в письмо;
  • отправляется на почту службы поддержки;
  • обрабатывается специалистом.

5. База знаний состоит из ответов на частые вопросы и полезных статей о продукте или услуге. Для создания такого раздела на сайте нужно:

— собрать информацию о частых вопросах клиентов;

— запросить ответы у компетентных сотрудников;

— найти автора или редактора, который сделает текст понятным.

6. Социальные сети. Для того чтобы организовать поддержку, например, во «ВКонтакте»:

— назначьте сотрудников администраторами сообщества компании;

— создайте общую страницу, с которой сотрудники будут общаться с клиентом;

— организуйте работу службы поддержки при помощи отдельного чата.

Шаг № 5. Определитесь с количеством линий поддержки

После того как вы решили, сколько человек привлечь для работы в поддержке и выделило на это деньги, определитесь с количеством линий поддержки.

Если вы оказываете много услуг или у вас сложный продукт, то линий может быть две:

  1. Диспетчеры. Они выходят на связь с клиентом, отвечают на легкие вопросы и формируют заявки. Основа работы диспетчеров — заранее написанная инструкция.
  2. Специалисты по каждой услуге, продукту. Такие сотрудники отвечают на сложные вопросы от операторов, решают технические проблемы, но не общаются с самим клиентом.

Если ваш продукт простой и не технический, то достаточно одной линии поддержки — диспетчерской.

Шаг № 6. Обучите сотрудников

Чтобы подготовить работника для службы поддержки, дайте ему полную информацию о компании и ее продуктах, а также подготовьте обучающие материалы:

  • шаблоны ответов на частые вопросы;
  • инструкцию по обработке обращений;
  • контакты специалистов, которые помогут решить специфическую проблему;
  • советы по построению общения (стиль письма, речи).

Шаг № 7. Установите показатели для оценки эффективности

Оценивать работу службы поддержки важно. Это помогает понять, что нужно улучшить.

Для того чтобы оценить эффективность работы специалистов поддержки, необходимо установить:

— среднее время ответа (чем быстрее приходит помощь, тем лучше);

— время обращений от клиента, чтобы скорректировать график;

— количество успешных заявок, когда вопрос клиента был решен;

— среднее время, необходимое для решения проблемы;

— CSAT (Customer Satisfaction Score), то есть показатель удовлетворенности клиента общением с поддержкой.

Шаг № 8. Масштабируйте службу поддержки

Если количество заявок растет, а сотрудники не успевают их обрабатывать, попробуйте сделать следующее.

  1. Наймите больше работников и назначьте руководителя службы поддержки, чтобы он управлял командой.
  2. Автоматизируйте работы при помощи чат-ботов.
  3. Мотивируйтесь сотрудников через индивидуальные показатели эффективности.

Выводы

  1. Служба поддержки важна для развития бизнеса. Она помогает получать обратную связь от покупателей, улучшать качество продукта и увеличивать прибыль.
  2. Служба поддержки бывает техническая, клиентская и смешанная. Выбор зависит от того, какой продукт вы создаете или какую услугу оказываете.
  3. Чтобы запустить службу поддержки с нуля, нужно сделать всего 8 шагов и в процессе следить за эффективностью работы, чтобы улучшать сервис и развиваться.

Если вам понравилась статья, сохраняйте ее себе и делитесь с теми, кому она может быть полезна! А также подпишитесь на СДМ-Банк в Дзене. Мы публикуем познавательные материалы про деятельность Банка, делимся финансовыми советами и экономическими новостями.

«СДМ-Банк» (ПАО) (Генеральная лицензия Банка России № 1637 от 09.12.1991 г.), ОГРН 1027739296584.