Небольшой рассказ о трудностях корпоративной жизни в большой компании. Все описанные события реальны, хотя и произошли в разное с разными людьми, а не в одной истории.
У Миши была непростая работа, хотя многим она казалась ерундой. Он работал в крупной торговой компании менеджером по продажам. Сидеть, не вставая, по шесть-семь часов в день с гарнитурой на ухе и общаться с доброй сотней человек, подчас агрессивных и неадекватных было сомнительным удовольствием. Бесконечные корпоративные правила и нормативы работы, регулярные тяжелые переговоры и жесткие, конфликтные ситуации – все это выматывало и психологически, и физически.
Однако Миша терпел по одной простой причине – деньги. Он пришел в компанию не друзей заводить и не тусоваться, а зарабатывать. И у него это здорово получалось. Он был одним из лучших продажников или «звонарей» департамента, а в текущем квартале ему еще и светил рекордный бонус – почти полмиллиона рублей. Это все окупало и компенсировало. Ради этого он был готов убиваться день за днем.
Но один случай все изменил. Однажды получилось так, что в офисе все, вдруг, разом разошлись: кто в туалет, кто покурить, кто поесть, кто по делам в другой отдел. Но факт в том, что офис оказался пуст. А начальство именно в этот момент решило их навестить.
Что тут началось! Крики, возмущения, обвинения в раздолбайстве, безответственности, неблагодарности и даже подлости. Миша все это слушал равнодушно. Никто из коллег не посмел бы его обвинить в недисциплинированности, а в плане результатов он вообще был в лидерах. Поэтому он не считал, что это неприятное стечение обстоятельств всерьез его касалось. А то, что начальство кричит, так им положено быть вечно недовольными и требовать лучших результатов. Обычное дело, не страшно.
Видимо, так думали и все остальные менеджеры. А то, что после разноса начальники не поднимали эту тему несколько дней, еще сильнее укрепило общее мнение. Тем более, что больше подобных оплошностей с пустым офисом не случалось. Все вроде бы вернулось на круги своя.
Но тут начальство объявило общее собрание. Все прекратили работу и внимание к себе привлек руководитель департамента продаж Вася. Зачем-то в его руке были две мягкие игрушки: зайчик и медвежонок. С официальным, строгим и высокомерным видом, Вася начал вещать немного гнусавым голосом:
- После недавнего инцидента с вопиющим нарушением трудовой дисциплины, мы приняли решение ввести новые правила нашей работы.
Все менеджеры, включая Мишу, напряглись. Ничего хорошего ожидать не стоило. Вася поднял игрушки так, чтобы их всем было видно, и продолжил:
- Видите эти две игрушки: зайца и мишку? – среди менеджеров раздались смешки. – С завтрашнего дня, если вы захотите выйти из офиса: покурить, поесть или в уборную сходить, вы должны взять с собой одну из этих игрушек. Одна игрушка – один человек. Если нужно выйти, а куклы нет, то вы ждете в офисе, пока кто-то из коллег ее не вернет. Таким образом, одновременно в офисе в рабочие часы могут отсутствовать только два человека.
На несколько секунд в офисе повисла гробовая тишина. Менеджеры смотрели на Васю во все глаза, гадая шутка это или начальники с ума сошли. Ситуация была настолько дикой, что в нее было трудно поверить. Миша, как и все был в шоке, но не выдержал первый:
- Что за бред?
Вася устремил на него строгий, высокомерный взгляд и с твердо произнес:
- Это не бред, Миша, а новый распорядок работы в нашем подразделении.
Менеджеры вокруг зашумели, начали возмущаться. Вася развел руки в стороны и покачал головой, как бы говоря, что ничего уже сделать нельзя.
- Вы сами вынудили нас пойти на этот шаг, - сказал он с притворной грустью. – С завтрашнего дня это правило становится обязательным к исполнению. За нарушение – штраф. Систематическое нарушение этого правила приравнивается к систематическому нарушению дисциплины и будет караться увольнением. Всем все понятно?
Это было уже слишком! Миша вскипел, но, стараясь держать себя в руках, как можно спокойнее сказал:
- Все понятно. Но я сразу говорю, что эти игрушки в руки не возьму. Я буду ходить в туалет тогда, когда захочу. И обедать я буду тогда, когда посчитаю нужным.
Острый, сердитый взгляд Васи уперся в Мишу. Остальные менеджеры замолчали.
- Миша, нравится тебе это или нет, - с расстановкой сказал Вася, - но это наши новые стандарты. Решение принято. Если ты собираешься их намерено нарушать, то нам придется распрощаться.
- Серьезно? – Мише даже смешно стало. – Из-за желания ходить в туалет, когда хочется? Интересно, а что про эти новые нормы сказано в Трудовом кодексе?
- Ты мне угрожаешь? – Вася гневно прищурился.
- Чем? Разве я говорил, что буду заявления какие-то писать? Я просто задал вопрос.
Пару секунд Вася неотрывно пилил Мишу взглядом, но затем накинул свой прежний официально-высокомерный вид и сказал:
- Хорошо, я все тебе разъясню в личной беседе. Поскольку остальные все поняли, то собрание окончено. Возвращайтесь к работе. Пойдем, Миша, поговорим.
Когда Миша закрыл дверь Васиного кабинета, то услышал:
- Я думаю, тебе надо уволиться.
На секунду Миша остолбенел. Это казалось бредом. Лучшего продажника увольнять таким образом? Взяв себя в руки, он спросил с иронией:
- Серьезно?
- Серьезно – ответил Вася, глядя с неприязнью. – Я не потерплю в своем департаменте таких сканадалистов.
Сомнения отпали. Начальство действительно сдурело. Хотя, с другой стороны, после истории с игрушками, чему можно было удивляться? Миша, вдруг, почувствовал наплыв презрения и понял, что и дня больше не хочет провести в этой компании.
- Да без проблем! – с вызовом сказал он. – Хоть сейчас заявление напишу. Только рассчитаться надо.
- Само собой, расчет получишь - Вася едко ухмыльнулся, и Миша почуял неладное.
- С учетом бонуса?
- Какого бонуса? – улыбка Васи стала откровенно ядовитой. – Ты же не доработал до конца квартала, значит, и бонус не положен. То, что по окладу наработал – получишь, а про бонус можешь забыть.
- Чего?! – заорал Миша в исступлении. – Да я сто с хреном миллионов за этот квартал в компанию завел! Вы мне пол ляма должны!
- Ну, если ты так хочешь получить эти деньги, то я могу дать тебе шанс, - со злорадным торжеством ответил Вася, - Продолжишь работать у нас и должен будешь строго соблюдать все нормы и правила. Будешь вести себя хорошо – получишь все, что причитается.
Миша своим ушам не верил. Ярость клокотала внутри. Как же ему хотелось врезать по этой ехидной, наглой, самодовольной роже! Но пол миллиона! Неужели ради них придётся извиняться и ходить в туалет с куклой, как по разрешению? Но пол миллиона!
Вася молчал и, очевидно, наслаждался, глядя на внутреннюю борьбу Миши. Вынести этот взгляд Миша не мог. Тумблер щелкнул. Решение было принято.
- Да пошел ты! Я ухожу!
Станислав Таривердиев 2022 г.