#ИдеяНаВырост А теперь относительно тг-дискуссии, суть которой заключается в вопросе: что делать, чтобы удержать в Церкви детей, которые вырастают, и теряют к ней интерес? Проблематика заключается в том, что сегодня в идейном плане Церкви нечего предложить подрастающему поколению...
1. Чтооо?! - возмутится зрелый воцерковлённый читатель. Успокойся, добрый друг. Вернее будет сформулировать так: предложить есть что, но не для мировоззрения подростков. Есть, конечно, главная идея - спасения в вечности, таинства, которые содействуют в этом. Но подросток только начинает жить в этом мире, он жаждет думать о здесь и сейчас, а не о потом. Как там у Вяземского, которого скомпилировал Пушкин: и жить торопится, и чувствовать спешит. Впереди у тинейджера ещё столько всего, чего он ещё не попробовал - а его уже призывают готовится к смерти. Поэтому они не могут осознать полезности для себя всех этих постов, молитвенных правил, походов в храм, когда можно поспать, посмотреть мультик, или залипнуть в компьютерной игре.
2. Также особенностью возрастной психологии детей пубертата являются попытки нащупать границы своей личности. Проще всего почувствовать себя самостоятельно мыслящей личностью - оттолкнуться в противоположную сторону от личности других. Как правило, это самые близкие люди, т.е. родители. Мол, вы церковные, а я - не буду. Поэтому поверьте, есть масса примеров, когда в суперблагочестивой и мегавоцерковлённой семье - дети-подростки начинают бунтовать против этой шибкой церковности, она их начинает раздражать, становится бременем, угнетателем свободы. Виноваты родители, что перегнули или не догнули? Не только. Просто в храме они чувствуют себя лишними, ненужными.
3. Поскольку костяк большинства приходов - это люди пенсионного или предпенсионного возраста, то для подростков Церковь нередко мыслится клубом по интересам для пенсионеров. Хотя нужно признать, что возрастной состав прихожан с 90-х сравнительно помолодел, но в наших храмах до сих пор на воскресных литургиях две основных категории верующих: люди зрелые и дети. А для тинейджера даже 35-40-летние - это уже "старики". В результате он, оказавшись в церкви, не видит вокруг никого подобных себе. Разумеется, его в этой связи начнут беспокоить вопросы: "Туда ли я попал?", "Что я тут делаю?".
4. Да, у нас есть воскресные школы, но только для детей от 7 до 12 лет, а потом - пробел, лакуна. Конечно, никто не забыл про молодёжные движения, но это, простите, уже не дети, а совершеннолетние люди (в среднем) от 19 до 24 лет. Получается, что подростков просто нет в церковном поле зрения. Потому что они никак не задействованы ни в богослужебной церковной жизни, ни во внебогослужебной.
Вывод прост: подрастающее поколение нужно встраивать в богослужебную и внебогослужебную жизнь прихода. Одному послушание - помогать в алтаре, другому - читать на клиросе, третьей - петь в хоре, четвёртой - помогать на запивке и т.д. Вне службы собираться, чтобы поиграть в волейбол, настольные игры, сгонять в велопоход и пр. Причём, это должна быть не частная практика на отдельных приходах, а полноценная система, где между делом можно доносить простые истины, что Бог есть Любовь, даже тогда, когда тебе кажется, что тебя никто не любит; что делать добрые дела - это круче, чем идти на поводу зла.