Найти тему
Беспорядочные путешествия

Алма-Ата: как главный город Казахстана стал столицей позднесоветской архитектуры?

Советский архитектурный модернизм – явление крайне неоднозначное и даже противоречивое: модернизм уступает по своей монументальности предшествующему сталинскому ампиру и в то же время является куда более сдержанным по сравнению с пришедшим ему на смену хай-теком. Однако, свои яркие, самобытные особенности, как мы успели выяснить, присущи и модернизму. В прошлой статье мы совершили экскурсию по Тбилиси, городу подвергшемуся значительному влиянию модернизма. Но в грузинской столице и без учета зданий второй половины XX века расположено немало памятников архитектуры, тогда как среди всех бывших столиц советских республик есть как минимум одна, где модернизм является не одним из, а де-факто единственным стилем, определяющим характер городской застройки. Речь, конечно же, об Алматы, крупнейшем городе современного Казахстана, а точнее, об Алма-Ате, коль скоро обсуждать нам предстоит советскую историю городской архитектуры.

Расцвет Алма-Аты, а также существенное увеличение численности жителей города совпали с бурным развитием модернизма в советской архитектуре. И если большинство крупных городов страны ко второй половине XX века уже успели «архитектурно» сформироваться, то столица Казахской ССР только начинала разрастаться вширь и ввысь, и новые городские районы зачастую становились полем для самых смелых экспериментов. «Яблоневому» городу еще только предстояло найти собственный архитектурный облик и выделиться на фоне других республиканских столиц. Что из этого получилось, и как в итоге в 1970-е – 1980-е годы сформировалась модернистская индивидуальность крупнейшего города Казахстана? Об этом мы и поговорим в сегодняшней статье.

Алматинская архитектура брежневских времен во многом связана с именем секретаря ЦК Компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева, руководившего Республикой более 20 лет. Считается, что именно Кунаев инициировал и принимал активное участие во многих архитектурных проектах того времени, определивших лицо города на многие десятилетия вперед. Но если в России само понятие брежневской архитектуры зачастую ассоциируется скорее с безликими многоэтажками и однотипными зданиями НИИ с трудновыговариваемыми названиями, то в Казахстане и в Алматы особенно напротив, кунаевская архитектура является скорее синонимом прорыва и стремительного развития.

-2

Не заглядывая в советские фотохроники, сегодня даже сложно представить, как выглядела Алма-Ата до начала 70-х годов прошлого века. Да, в городе есть немало парадных сталинок (на фото выше – Дом ученых 1950 года), сохранилось несколько каменных и даже деревянных зданий, построенных еще до Революции, на рубеже XIX и XX веков, однако их «представленность» в современном городе крайне мала, выражаясь по-научному, не репрезентативна.

Не беря в расчет новые районы, можно сказать, что исторический центр Алматы, включая практически все знаковые сооружения города, является целиком и полностью модернистским [местами с приставкой пост-, но для того, чтобы не углубляться в теорию архитектуры, для упрощения будем использовать термин модернизм]. Более ранние здания попросту теряются на фоне городской застройки последних десятилетий советской эпохи. Фото ниже – яркая тому иллюстрация. Есть тому, правда, и исторические обоснования, а именно землетрясения в Алматы в 1887 и 1911 годах, но факт тем не менее остается фактом.

-4

Впрочем, практически все старые здания Алматы, построенные еще во времена Верного (название города до 1921 года), объединяет одна особенность: всякий раз на их фоне возвышаются мощные, монументальные и на контрасте даже кажущиеся несколько устрашающими модернистские здания 1970-х – 1980-х годов. И именно они превалируют в городском пейзаже.

-5

Башни-близнецы, построенные в 1984 году на Алматинском Арбате, – один из наиболее показательных примеров. Несмотря на наличие в зоне видимости нескольких более ранних ярких построек, именно модернистские высотки привлекают внимание благодаря своим исполинским размерам и нетипичной архитектуре.

-6

Проект 19-этажных башен нельзя назвать выдающимся, однако именно они по ряду причин стали одними из главных городских доминант. Во-первых, расположение в самом центре городе, в крайне людном месте. Во-вторых, немалая высота, особенно для сейсмоопасного города. В-третьих, башни стоят под углом 45° к прямоугольной сетке алматинских улиц, а расстояние между ними самими не превышает двух метров «на земле» и одного метра «в воздухе». Ну, и наконец нестандартная планировка, предполагающая чередование лоджий и глухих стен, тем самым создающая эффект вращения зданий.

-7

Небольшое лирическое отступление. На фасаде домов внезапно обнаружилось граффити, посвященное Батырхану Шукенову, знаменитому казахскому и российскому эстрадному исполнителю, первому солисту группы «А’Студио», а затем сольному исполнителю, скончавшемуся в 2015 году на 53-м году жизни. Кстати, граффити не видно с Арбата, так что это дополнительный повод подойти к зданиям-близнецам поближе.

-8

Жилой комплекс «Три богатыря» 1970 года – еще один примечательный образец модернистской архитектуры жилого предназначения, на сей раз состоящий сразу из трех равнозначимых частей. Комплекс представляет собой три 12-этажные башни, объединенные общим стилобатом и соединенные общими террасами, которые, по замыслу архитекторов, должны были превратиться в некоторое подобие висячих садов. Но архитекторы полагают, а жители располагают: и вместо садов террасы превратились в дополнительные жилые помещения и балконы, и лишь в некоторых местах по-прежнему видны просветы, как напоминание об изначальных планах. Так, самострой превратил трех «братьев» в «сиамских близнецов». Здание по-прежнему привлекает к себе внимание, однако подобная перестройка вкупе с массовым остеклением балконом явно не пошли им на пользу с архитектурной точки зрения.

-9

Переходя от частного к общему, стоит заметить, что бо́льшая часть жилой застройки в историческом центре Алматы практически лишены традиционных черт, присущих, например, микрорайонам российских городов. Даже если речь идет о, казалось бы, обычных брежневских девятиэтажках, почти каждое здание будет обладать своими уникальными чертами, будь то причудливый декор, национальные орнаменты или просто асимметричность строения.

-10

Это в равной степени относится и к административным зданиям советского периода. Практически каждое алматинское здание 1970-х – 1980-х годов представляет собой уход от стандартизации и традиционных архитектурных форм и объемов к разнообразию и выразительной индивидуальности. Конечно, и в Алматы реализовано немало типовых проектов, однако отличие этого казахстанского города от большинства других заключается в том, что здания в одном стиле зачастую не составляют единый микрорайон, а разбросаны друг от друга через квартал или дальше. Благодаря этому город выглядит исключительно пестрым и динамичным.

Все это, впрочем, не говорит о том, что архитектура Алматы визуально привлекательна, сравнима с московской или петербуржской, хотя именно из двух столиц многие архитекторы приезжали реализовывать свои проекты в крупнейший город Казахской республики. Многие из алматинских зданий носят довольно спорный характер, но вместе с тем составляют лицо города, выделяя его на фоне других постсоветских мегаполисов.

-12

Да и к тому же большинство типовых проектов, успешно реализовывавшихся по всему Союзу, не подходили для Алматы, так как не учитывали сейсмичности, и именно по этой причине для многих жилых и административных зданий города разрабатывались индивидуальные проекты. Одним из наиболее показательных примеров такого подхода может служить жилой комплекс «Аул», расположенный на некотором отдалении от исторического центра.

-13

Комплекс извивающихся, почти не имеющих прямых углов монолитных зданий даже сегодня, спустя почти 40 лет после строительства, смотрится весьма интересно. Тогда же проект и вовсе был признан инновационными. Вот только новое зачастую отпугивает, тем более когда речь идет о массовой застройке. Так и с «Аулом»: вместо 33 башен, из которых должен был состоять новый микрорайон, построили всего три, которые и стали частью единого комплекса. Имеющие ярко выраженные черты брутализма башни действительно производили неоднозначное впечатление, которое, правда, было почти устранено вместе с покраской дома в легкомысленный голубой цвет. Но стоит убрать цвета, как здание вновь начинает выглядеть строго и даже сурово.

-14

Сегодня «Аул» больше похож на жилой комплекс конца 1990-х, а то и вовсе 2000-х, но вместе с тем его архитектура местами по-прежнему выглядит причудливо. Например, проходы между зданиями, образующие вытянутые арки, или полукруглые балконы. И даже углы глухих стен здесь имеют округлую форму. Отсутствие прямых линий, будто наследие барселонской архитектуры Антони Гауди, переиначенное на новый лад. Оно и понятно, в 1970-е и тем более в 1980-е многие архитекторы старались по мере возможностей перенимать лучшие зарубежные практики, накладывая поверх них региональные и национальные мотивы.

Ну, а мы тем временем плавно переходим от жилых зданий к зданиям административным, главным архитектурным символам алматинского модернизма. И здесь первой среди равных, конечно, же является гостиница «Казахстан», построенная в 1979 году, первый советский небоскреб города (да и всей страны), построенный в зоне 9-балльной сейсмической активности. Гостиница высотой в 100 с лишним метров и сегодня входит в число высочайших зданий Алматы, занимая почетное третье место, причем компанию ей в списке составляют исключительно здания, построенные уже в XXI веке.

-16

Увенчанная золотой алюминиевой короной гостиница на долгие годы стала главной городской доминантой. К слову, сама корона изначально не входила в проект здания и появилась скорее в результате стечения обстоятельств. Уже по окончании строительных работ архитекторы приняли решение прикрыть «выпирающую» шахту лифта каким-либо декоративным элементом. Однако, сама корона, выполняющая прежде всего техническую функцию, вышла настолько изящной, что прославила гостиницу «Казахстан» далеко за пределами самого Казахстана. P.S. Ну, а сегодня слава ее множится в прямом и переносном смыслах благодаря обновленному дизайну казахстанских тенге, что дало мне возможность продолжить традицию фотографирования денежных купюр на фоне изображенных на них сооружений (часть I, часть II).

-17

А вот с Алматинским дворцом школьников такого фокуса, увы, не выйдет, на купюрах тенге его здание не изображено. Так что тут на помощь внезапно пришел казахстанский шоколад:) Кстати, городская телебашня «Коктобе» действительно видна на фоне, но чтобы повторить «шоколадный» вид, необходимо фотографировать с высоты.

-18

Ну, а само здание Республиканского Дворца пионеров и школьников было построено в 1983 году и по своей форме сильно напоминает мечеть. Вот только вместо молитвенного зала с куполом и минарета здесь зал торжеств и 40-метровая башня обсерватории. Сама же композиция здания намного основательнее и представляет собой спираль, на которую «нанизаны» дополнительные объемы павильонов.

-19

Возвращаясь обратно на площадь Абая, стоит обратить внимание на монументальный Дворец Республики (бывший Дворец культуры имени Ленина), открытый к 100-летию вождя мирового пролетариата в 1970 год. Но если переименование сооружения уже в годы независимости Казахстана можно назвать ожидаемым, то вот реконструкция здания, в результате которой был утрачен его первоначальный самобытный облик, достойна всяческого осуждения. На смену мраморным панелям и чешуйчатым алюминиевым пластинам кровли здесь пришли дешевые фасадные панели и цветное остекление. Яркий пример того, как не следует обращаться с памятниками советской архитектуры.

-20

Ну, а, пожалуй, самым ярким архитектурным памятником Алматы эпохи модернизма является здание с длинным названием – Аппаратно-студийный комплекс Казахского радиотелецентра – расположенное в самом конце улицы Желтоксан и венчающее ее перспективу. Пятиэтажное здание, одновременно строгое и богато декорированное, расположено на высоком стилобате и сочетает в своем облике темно-коричневые стеклянные панели и массивные узоры из белого мрамора.

-21

Удивительно, но в данном случае на модернизм наложены не столько казахские орнаменты, сколько мотивы традиционной исламской архитектуры. Резные «сталактиты» карнизов из белого мрамора, придающие зданию его уникальность, вместе с этим подарили ему народное название – «Дом с сосульками». Но сосульки, надо признать, вышли невероятно изящными.

-22

С одной стороны, здание образует единый архитектурный ансамбль с площадью Республики, с другой – находится на некотором расстоянии от остальных сооружений и формируют вокруг себя собственное уникальное пространство.

-23

Ну, а главным советско-модернистской сооружением исторического центра Алматы можно без преувеличения назвать Дом офицеров 1978 года. Расположенное прямо напротив городского парка 28 панфиловцев здание вытянулось почти на две с половиной сотни метров, однако наиболее монументально выглядит его центральная часть со сквозным проходом, колоннадой из белого мрамора и огромным металлическим барельефом.

-24

С противоположной стороны парка находится еще одно весьма примечательное, хотя и менее растиражированное модернистское здание. Это водно-оздоровительный комплекс «Арасан» 1983 года площадью почти в 20 тысяч квадратных метров, ставший в свое время ни много ни мало самой большой по площади баней в СССР. Банный комплекс, как и многие другие масштабные сооружения Алматы, был построен с учетом сейсмичности города. Так, чтобы никакие природные катаклизмы не могли отвлечь посетителей от водных процедур:) Под каждым из куполов здания расположен отдельный банный зал.

Внутрь здания вполне можно зайти, даже если вы не собираетесь попариться, тем более что его внутренняя композиция представляется ничуть не менее интересной. Даже сегодня интерьеры «Арасана» смотрятся скорее в духе элитного спа-комплекса, нежели общественных бань 50-летней давности. Быть может, в этом и заключается главная загадка модернистской архитектуры: здания, порой даже кажущиеся не самыми визуально привлекательными, при минимальном уходе и «уважительной» реставрации даже спустя несколько десятилетий после строительства могут выглядеть вполне современно.

-26

Еще три отличных примера позднесоветской архитектуры можно найти в непосредственной близости от станции Алматинского метрополитена «Театр имени Мухтара Ауэзова», расположенной за пределами исторического центра города. И уже внутри вестибюля самой станции об их существовании сообщает информационные плакаты. Это собственно сам театр, городской цирк и дворец бракосочетания.

-27

Главным с точки зрения масштабов, конечно же, является театр. Полное название – Казахский национальный академический театр драмы имени Мухтара Ауэзова. При этом он же является последним по времени строительства: тогда как цирк и загс появились в 1970-м и 1971-м годах, театр был построен на десять лет позже. Огромное по объему и площади здание словно приподнято над площадью благодаря парадной лестнице, у основания которой установлен памятник Мухтару Ауэзову, советскому казахскому писателю и драматургу. Торжественность зданию придают его наклонные мраморные стены, украшенные массивными коваными светильниками.

-28

Прямо напротив театра находится еще одно видное, масштабное, но при этом весьма изящное здание Казахского государственного цирка. С одной стороны, здание представляет собой очередную советскую «летающую тарелку», самое популярное архитектурное решение для цирковых построек времен СССР, с другой – в Алматы, как и в Ташкенте, Ашхабаде или Бишкеке, «тарелке» постарались придать национальные черты. Так, очертания Алматинского цирка напоминают собой шатер кочевников, а его купол отдаленно напоминает снежные вершины гор, заметные практически из любой точки в городе.

И, наконец, третьим примечательным строением в стиле модернизм, расположенным поблизости, является Дворец бракосочетаний. Загс представляет собой круглое цилиндрическое здание, состоящее из двух объемов, или диаметров, внутреннего и внешнего, которые служат своего рода архитектурной отсылкой к обручальным кольцам. Фасад здания выполнен преимущественно из стекла, поверх которого установлены металлические решетки, образующие геометрический узор в виде национального орнамента.

-30

Но, пожалуй, главными архитектурными деталями здания все же являются два масштабных мозаичных панно. То, что украшает центральный вход в загс, представляет собой портретное изображение юноши и девушки, одетых в традиционные казахские костюмы. Но еще более грандиозной оказывается мозаика с обратной стороны фасада над козырьком заднего входа, на котором изображены казахская влюбленная пара, два скакуна и два лебедя. P.S. Вообще советские мозаики – это целый пласт изобразительного искусства, по каким-то причинам недостаточно изученный, или, правильнее сказать, систематизированный, а оттого и не получивший широкого признания. Сохранившимся советским мозаикам Москвы в этом блоге посвящены сразу две статьи – первая, вторая.

-31

В завершение позволю себе небольшую ложку дегтя в бочку меда алматинского модернизма и в целом советской архитектуры города. По всему городу установлено множество фонтанов, зачастую весьма основательных и монументальных, но, увы, не работающих, даже несмотря на теплую погоду. Каскадные фонтаны, ставшие популярными объектами ландшафтного проектирования времен развитого социализма, в наши дни зачастую не работают ввиду того, что обслуживание, очистка и ремонт подобных гидротехнических сооружений является довольно дорогостоящим. Что делать с такими объектами, вопрос открытый, но их наличие в людных [и не только] местах города придает ему печальный образ заброшенности и запущенности.

-32

В Алматы, не в обиду будет сказано жителям этого прекрасного города, вообще наблюдаются определенные трудности с (пере)осмыслением советского архитектурного пласта. Тогда как с одной стороны улицы могут вырастать современные жилые многоэтажки и крупные торговые и офисные центры, с другой легко могут приходить в запустение объекты городской среды 30-, 40 или 50-летней давности. И пусть даже речь идет об обычных жилых панельных домах, а не признанных памятниках архитектуры, данная проблема все же не становится менее актуальной в масштабах всего города.

-33

Вопрос сохранности исторической архитектуры для Алматы по-настоящему актуален. Город как ни крути совсем молодой, количество зданий возрастом 100 и более лет здесь буквально наперечет, а вот памятников архитектуры эпохи модернизма, напротив, здесь исключительно много, и именно они формируют городскую среду и более того, создают настоящую индивидуальность Алматы. Да и к тому же снести или реконструировать до неузнаваемости легко. А вот сохранить [как ни банально это прозвучит] для следующих поколений намного труднее. Архитектурное наследие крупнейшего города Казахстана во многом уникально и не имеет полноценных аналогов на всем постсоветском пространстве. Хотелось бы верить, что таковым оно и останется в будущем.

-34

И на этом о советской архитектуре Алматы на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!

Подписывайтесь на канал, чтобы первыми узнавать о выходе новых статей о самых интересных местах и архитектурных сооружениях в России и за рубежом.