В конце мая после прошедших дождей установилась тихая безветренная погода, что обещало обильные утренние туманы. Еще я подгадал эту поездку к моменту, когда цветение сирени было в самом разгаре. Очень люблю сирень, хотелось насладиться ее ароматом. Выбрал направление в сторону Комсомольского района. Решил заглянуть в несколько сел, в которых давно не бывал.
Как всегда выехал засветло. Утренний город был погружен в плотный туман. Большинство горожан досматривали ночные сны, я же любовался туманными видами.
За городом был еще более плотный туман.
Восход солнца встретил уже далеко за городом в полях.
Первым селом, которое посетил, было Афанасьево. По Экономическим примечаниям к Плану генерального межевания Суздальского уезда 1780-1790 гг., это «село Афанасово с деревней Петряевой графов Александра и Семена Романовичей Воронцовых». Деревянная Воскресенская церковь в селе была построена в 1689 г. Она простояла более ста лет. Сменила ее кирпичная церковь Воскресения, построенная в 1823 г. по заказу помещицы М.И. Зайцевой.
Специалисты отмечают, что это редкий для данной части области небольшой усадебный храм в стиле позднего классицизма.
Еще в селе сохранились несколько одно - двухэтажных кирпичных купеческих домов с лавками.
У меня есть фотография от первой поездки в Афанасьево в 2006 г. На ней можно увидеть еще один крупный кирпичный дом усадебного типа. А так же то, что на колокольне и куполе церкви еще сохранились шпили.
Далее мой путь держал в село Сотницы. Специалисты по топонимике отмечают, что, возможно, название села произошло от апеллятива сотница. В 17 в. такими единицами считали снопы. Например, в акте 1632 г. предписано приказчику при жатве монастырского хлеба снопы считать сотницами. (Брокгауз и Ефрон).
В селе находится храмовый комплекс церкви Успения Пресвятой Богородицы и иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Расположен он на окраине села, на правом берегу р. Уводь у ее истоков и хорошо виден издалека.
В 1783 г. построена холодная церковь Успения с колокольней, а в 1820 г. к западу от нее - теплая церковь Всех Скорбящих. К сожалению, храмовый комплекс очень сильно пострадал. Более или менее уцелела только колокольня.
Как видно, все очень сильно заросло, и внутри храмов полая разруха.
Летом из-за обилия листвы храмы снимать сложно. Что бы дать представление об архитектуре Успенской церкви приведу зимнюю фотографию.
Как отмечают искусствоведы, она представляет собой прекрасный пример храма последней четверти 18 в. с традиционной объемной композицией, восходящей к древнерусскому зодчеству, и с использованием в деталях форм развитого барокко.
В Сотницах мне повстречались три колодца – журавля, два из которых оказались действующими, что редкость по нынешним временам.
Я уже не раз отмечал, что питаю слабость к этому исчезающему виду деревенских колодцев, и стараюсь их сохранить хотя бы на фотографиях.
Все чаще и чаще в сельской местности дома украшают государственными флагами, причем как современными, так и времен СССР.
На фотографии перестроенный дореволюционный кирпичный дом.
Ну, и, конечно же, кусты цветущей сирени почти у каждого дома.
Недалеко от Сотниц есть деревня Юрцино, выдающаяся в своем роде. О ней на канале уже был рассказ. Деревня как деревня, если бы не одно но. В Юрцине находится большое количество кирпичных сарайчиков типа «сундук». Их насчитал порядка 15 штук. Такого я нигде более не встречал. Стояло красивое утро, и решил заглянуть в деревню. «Сундуки» выстроились вдоль дороги, освещаясь утренним солнцем.
В прошлый свой приезд я не приметил симпатичный каштан, видимо он был еще не велик размером и в глаза не бросился. Не удивительно, поскольку это было десять лет назад. Сейчас же предо мной предстало пышное нарядное дерево.
Еще отметил один дом со старинными наличниками. Причем с фасадной стороны наличники более свежие. Интерес же представляют наличники в той части дома, которая находятся внутри двора.
Скорее всего, они ровесники дома, которому, думаю, более 100 лет.
В свой первый визит в Юрцино у этого дома сидела теплая компания.
Интересное бывает пересечение времён. Сейчас этот дом и прилегающая территория выглядит не ухоженными. А мальчишка, что сидит на коленях у мамы, уже взрослый парень.
Поблизости от этой деревни находится очень интересное село Седельницы. О нем тоже был рассказ на канале. И хотя там я бывал не раз, все же еще раз заехал, так как стоял хороший утренний свет, и присутствовала возможность сделать красивые фотографии.
Если въезжать в село как я, т.е. с восточной стороны, то вас встретит симпатичная часовня Георгия Победоносца. Этот образец часовни в русском стиле 2-й половины 19 века - широко распространенный в селах дореволюционной России, а ныне почти исчезнувший типа зданий.
Если дальше двигаться по сельской улице, то выйдешь к грандиозному храму Рождества Христова.
Она построена в 1905-1910 гг. в русском стиле на средства уроженца села, крупного фабриканта Михаила Алексеевича Павлова, чьи предки были родом из этого села.
Несмотря на значительные разрушения, церковь производит сильное впечатление. Первый раз, когда я побывал в Седельницах, а это случилось двадцать лет назад в 2003 г., храм стоял еще с куполом.
Тогда я только начинал фотографировать храмы, и когда въезжал в село не представлял, что меня ожидает. Вид грандиозного храма в небольшом селе меня просто потряс, и те яркие впечатления живы до сих пор.
Сейчас же обезглавленная церковь смотрится удручающе. Надежды на восстановление этого грандиозного культового здания, увы, крайне мало.
Уже при выезде из села у крайнего дома приметил колонку времен СССР.
На колонке можно увидеть ее модель КВ-4 и год производства - 1986.
Сам же дом украшал куст цветущей сирени.
Для тех кто увлекается храмовой тематикой, и просто авто туристов дополнительным мотивом заглянуть в это село является то, что рядом есть святой источник с часовней иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша".
Свое пребывание в Седельницах закончил тем, что освежился испив воды в источнике. Далее меня ожидал переезд в другую часть Комсомольского района, о чем будет следующий рассказ.
Источники информации сайт sobory.ru
Тяпков Н.Н. Топонимический словарь Ивановской области. Иваново: Издательский дом «Референт», 2018.