Найти в Дзене
Русская глубинка

Село Седельницы удивляет

Есть недалеко от Писцова небольшое село Седельницы в Комсомольском районе Ивановской области. Когда в начале двухтысячных я оказался в нем впервые, у меня возник, как модно сейчас говорить, когнитивный диссонанс. Связан он с тем, что там находится грандиозный храм, который явно не соответствует этому поселению. У меня сразу возник вопрос - по какой причине здесь построено такое значительное культовое сооружение. Внешне храм настолько красив, что достоин как минимум губернского города. История его появления связана с тем, что именно здесь родился основатель династии фабрикантов Павловых. Основатель рода – Дмитрий Ильич Павлов до 1870 года занимался раздачей пряжи по деревням для ручной выработки миткаля, которую сбывал на местную Писцовскую фабрику и фабрики городов Шуи и Иваново-Вознесенска. Его сын Алексей основал ткацкую раздаточную контору, а сын Александр уже владел Писцовской бумаготкацкой фабрикой. Позднее дети и внуки Д.И. Павлова так подняли текстильный бизнес, что стали в оди

Есть недалеко от Писцова небольшое село Седельницы в Комсомольском районе Ивановской области. Когда в начале двухтысячных я оказался в нем впервые, у меня возник, как модно сейчас говорить, когнитивный диссонанс. Связан он с тем, что там находится грандиозный храм, который явно не соответствует этому поселению. У меня сразу возник вопрос - по какой причине здесь построено такое значительное культовое сооружение. Внешне храм настолько красив, что достоин как минимум губернского города.

Храм Христа Спасителя в Седельницах.
Храм Христа Спасителя в Седельницах.

История его появления связана с тем, что именно здесь родился основатель династии фабрикантов Павловых. Основатель рода – Дмитрий Ильич Павлов до 1870 года занимался раздачей пряжи по деревням для ручной выработки миткаля, которую сбывал на местную Писцовскую фабрику и фабрики городов Шуи и Иваново-Вознесенска. Его сын Алексей основал ткацкую раздаточную контору, а сын Александр уже владел Писцовской бумаготкацкой фабрикой. Позднее дети и внуки Д.И. Павлова так подняли текстильный бизнес, что стали в один ряд с наиболее крупными текстильными фабрикантами России. Династии фабрикантов Павловых я касался в предыдущей публикации посвященной селу Писцово.

В память об основателе династии один из внуков Михаил Алексеевич Павлов сооружает в родовом селе церковь Христа Спасителя. Имея желание создать лучший храм в округе, он потратил на строительство 5 лет и заканчивает его в 1910 г. Автором проекта выступил московский архитектор Петр Зотов, работающий в стиле эклектики. Богато украшенная и огромная не только по сельским меркам, церковь Христа Спасителя представляет выразительный пример культового здания в русском стиле.

Вид на храм со стороны колокольни.
Вид на храм со стороны колокольни.

Следует отметить, что построен он был с использованием строительных новшеств тех лет – бетонной технологии. Так же был устроен калорифер в подвале, по всему зданию внутри стен проходили каналы с небольшими отверстиями, через которые прогонялся тёплый воздух, который и отапливал не только сами стены, но и внутренний объем храма. Широко применялись железобетонные перекрытия. Для купола был использован так же нестандартный кирпич - с пустыми полостями внутри для меньшего веса крыши. Для внутренней росписи стен обильно применялось золочение. До сих пор сохранилась позолота на крестах, которые сияют на солнце.

Вид на храм при подъезде к селу.
Вид на храм при подъезде к селу.

Храм имел три входа с крыльцом, украшенных в русском стиле. Запирался на мощные чугунные двери. В интерьере был широко использован металл. Для изготовления оконных рам, дверных и оконные колоде, решеток, лестницы использовалась сталь и чугун.

Один из входов в храм.
Один из входов в храм.
Вход  в церковь со стороны колокольни.
Вход в церковь со стороны колокольни.
Окна с орнаментальными металлическими решетками.
Окна с орнаментальными металлическими решетками.

В общем, церковь строилась на века, но послужить верующим ей удалось всего тридцать лет. В 1940-х годах она была закрыта и перепрофилирована в хранилище овощей.

В начале двухтысячных об архитектурном шедевре вроде бы вспомнили. Церковь решили восстановить, обнесли лесами. Но, к сожалению, не успели – сам купол и его основание обрушились, после чего от этой затеи отказались. Мне повезло, я еще успел застать церковь в первозданном виде.

Внутри храма - обрушившийся купол.
Внутри храма - обрушившийся купол.

Без купала церковь утратила свой выразительный вид.

Обезглавленный храм.
Обезглавленный храм.

Немного о самом селе. В основе названия поселения диалектное седельницы, произошедшее от слова седельники, т.е. ремесленники, занимающиеся кожевенно-скоряжным промыслом – изготовлением сёдел. С одной стороны, название указывает на то, каким промыслом занимались местные жители. С другой стороны, архаический суффикс -иц свидетельствует о том, что деревня возникла до 16 века, когда этот суффикс был в русском языке очень активен, а позднее практически вышел из употребления (из книги Тяпкова Н.Н. Топонимический словарь Ивановской области).

Расположенное в 5 км от древнего и богатого села Писцово, Седельницы, пребывая еще в статусе деревни, сформировалось только к концу 19 в. и представляет собой яркий пример сохранения традиций в сельском строительстве этого периода. В центре у перекрестка дорог стояла деревянная часовня Святого Георгия замененная в конце 19 в. новой кирпичной.

Георгиевская часовня.
Георгиевская часовня.

Однако вскоре скромный облик этого сооружения не смог уже удовлетворять жителей богатеющего села. Большинство из них работало на фабрике своего односельчанина М.А. Павлова в Писцове. Видимо, труд земляков - рабочих фабрикантом оплачивался не плохо, и Седельницы начинают интенсивно застраиваться каменными домами.

Кирпичная застройка.
Кирпичная застройка.
Местный магазинчик с самодельным мото агрегатом.
Местный магазинчик с самодельным мото агрегатом.

Видно, что магазин устроили в жилом доме прорубив дверной проем и заложив одно окно.

Дореволюционный артефакт.
Дореволюционный артефакт.

На здании что-то вроде металлического медальона с текстом в дореволюционной орфографии.

Учитывая небольшой размер села количество кирпичных домов впечатляет. Таким образом, финальную точку в развитии поселения поставило строительство храма, после чего деревня Седельницы на законных основаниях стала называться селом.

Отмечу так же, что рядом с селом в живописном месте есть святой источник, что добавляет мотивации побывать в Седельницах.

 Святой источник, освященный в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша.
Святой источник, освященный в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша.

Все фотографии автора можно увидеть на персональном фото сайте "Иваново-Вознесенскъ и его окрестности".