Найти тему
Кинопоиск

Что такое «Флэшпойнт» и как он перезапустит киновселенную DC

Оглавление

16 июня в мировой прокат выходит блокбастер «Флэш» со скандальным Эзрой Миллером. Сольное приключение самого быстрого человека на Земле во многом определит будущее киновселенной DC под руководством Джеймса Ганна и Питера Сафрана, ведь именно этот фильм станет своеобразным финалом текущей версии киновселенной.

«Флэшпойнт» в комиксах

«Флэш» Андреса Мускетти основан на знаменитом комиксе «Flashpoint» (на русском языке в переводе «Азбуки» — «Флэшпойнт»). История 2011 года, придуманная Джеффом Джонсом и Энди Кубертом, рассказывает об альтернативной вселенной, которую Барри Аллен (то есть Флэш) случайно создал, используя силу скорости. Супергерой пробует спасти мать от гибели, чтобы не допустить событие, травмирующее его в прошлом. Из-за эффекта бабочки это приводит к масштабным изменениям в будущем.

Самые явные:

  • В новом мире нет Человека из стали, потому что правительство США с момента приземления держит Кал-Эла в заточении и изучает его физиологию;
  • Бэтменом стал не Брюс Уэйн, а его отец Томас, Марта Уэйн же сошла с ума из-за гибели сына и стала местным вариантом Джокера;
  • Чудо-женщина и Аквамен развязали войну между Атлантидой и Темискирой;
  • Главный супергерой планеты — Киборг, он же собирает местный вариант Лиги справедливости;
  • И, главное, у Барри Аллена в этом мире нет суперсил.

Цель Барри — вернуть доступ к спидфорсу и все исправить, для чего ему нужны союзники. Самое главное испытание — это даже не столкновение с Обратным Флэшем или изменившимися супергероями, а жестокий урок судьбы: изменить прошлое нельзя, даже если от этого тяжело на сердце.

Комикс выполнял две ключевые цели. Во-первых, он дал издательству возможность перезагрузить все свои серии, обнулив их к первым выпускам. Это позволило заново начать многие истории, в нужных местах подстроив их под современные реалии. Во-вторых, это лишний раз закрепляло принцип супергероя по версии DC: какими бы ни были обстоятельства, он ставит всеобщее благо превыше личного. И Барри усвоил этот урок на горьком опыте.

«Флэшпойнт» был экранизирован минимум дважды. Первый раз в 2013 году силами Warner Bros. Animation спустя два года после выхода комикса. С полнометражного мультфильма The Flashpoint Paradox (на русском — «Лига справедливости: Парадокс источника конфликта») началась анимационная киновселенная DC, в рамках которой вышло больше пятнадцати связанных друг с другом полнометражных мультфильмов. Именно «Флэшпойнт» был экранизирован достаточно близко к комиксной истории, но с рядом отступлений.

Следующая адаптация состоялась в третьем сезоне сериала «Флэш» телеканала The CW в 2016 году. Барри Аллен также предотвратил убийство матери, и это изменило вселенную вместе с его ближайшим окружением. При помощи своего врага, Обратного Флэша, ему пришлось вернуть все на свои места. Расхождений с комиксом здесь много, и адаптирована скорее ключевая идея, чем конкретные события оригинала.

Зачем вообще перезагружать истории

Крупнейшие издательства иногда устраивают перезапуски франшиз, и эти ребуты можно условно разделить на мягкие и радикальные. Первые призваны лишь слегка изменить образ того или иного персонажа. Обычно так происходит в сольных сериях: известный супергерой в начале нового тома оказывается в нестандартной для него обстановке. Например, однажды Супермен лишился большей части своих суперсил, а Человек-паук стал миллиардером, чьему состоянию может позавидовать Тони Старк. Новый сценарист, определяющий направление серии, с помощью таких перезапусков исследует перемены в характере супергероя и то, как изменится отношение людей, близких и его коллег после этих перемен. Нечто подобное происходит почти с каждым персонажем раз в пару лет.

Более радикальные перезапуски происходят гораздо реже. В рамках таких перезагрузок издательство обнуляет нумерацию в сольных сериях, завершает текущие события и устраивает некий масштабный кроссовер, с которого стартует новая эра. При этом многие герои нередко претерпевают как внешние, так и внутренние изменения, которые потом исследуются уже в сольных сериях.

Каковы наиболее частые причины глобальных перезагрузок?

Буст продаж. Новым читателям бывает трудно вкатиться в долгоиграющие и давно стартовавшие серии, и они охотнее купят первый номер, чем условный 45-й. Потому издательства перезагружают серии так часто, чтобы вновь и вновь начинать истории с начала, то есть в доступном для новых читателей виде. Что, впрочем, далеко не всегда получается, потому что многие комиксы без предыстории понять бывает трудно.

Осовременивание героев. Время в комиксах движется иначе, и персонажи, появившиеся в 1950–60-х до сих пор молоды. Чтобы поддерживать их в одном и том же возрасте, издательства периодически вынуждены освежать образы. Так, Питер Паркер, например, стал фотографировать на цифровые камеры, а его главный оппонент, грозный издатель Джей Джона Джеймсон, завел блог и подкаст.

Решение противоречий. По различным причинам, часто связанным с недостатками редакционного контроля, в комиксах возникают ошибки, на которые обращают внимание дотошные фанаты. Иногда возникают серьезные происшествия, например в сюжете кроссовера может появиться официально давно мертвый герой. Чтобы решать такие казусы, издательства используют перезапуски как средство исправления недостатков, буквально стирая неверную историю и начиная заново по обновленному плану.

Проверка аудитории. Часто с глобальным перезапуском приходит и яркое обновление ключевых для издательства персонажей. Так, например, в 2015 году в рамках перезапуска «All-New All-Different Marvel» на первый план вышли продолжатели дела известных супергероев — Сэм Уилсон в роли Капитана Америка, Джейн Фостер в качестве Тора, Амадей Чо в качестве Халка и т. д. Не все перемены фанаты приняли одинаково успешно, и перезагрузка нужна была издательству, чтобы понять, готовы ли читатели к новым версиям привычных героев.

Это особенность мультивселенных. Появление концепта альтернативных миров развязало авторам руки, позволив рассказывать любые истории и использовать любых героев. Со временем подобных сюжетов накопилось так много, что перезагрузка самой мультивселенной стала средством отсечения лишнего. Впрочем, любой стертый мир при необходимости можно вернуть.

У DC было несколько масштабных перезагрузок в прошлом, каждая завершала масштабную эпоху и открывала двери чему-то новому. «Флэшпойнт» стал отправной точкой одного из таких перезапусков — начальной точкой эры «The New 52». Все серии комиксов были перезапущены и заново представляли историю происхождения знакомых героев. Продолжалась эта эра с 2011 по 2016 год, пока их не сменил новый мягкий перезапуск «DC Rebirth» в 2016 году.

Ребутам комиксов DC можно посвятить целую книгу, поэтому такой разговор мы оставим на другой раз, вернувшись к «Флэшу» с Эзрой Миллером, который может стать для новой версии киновселенной тем же, чем когда-то стал «Флэшпойнт» для комиксов.

Что может изменить «Флэш» в киновселенной DC

Он не станет последним фильмом в нынешней киновселенной. В августе 2023-го выйдет «Синий Жук» об одноименном супергерое, владеющем могущественным артефактом — скарабеем, в декабре планируется релиз сиквела «Аквамена» с подзаголовком «Потерянное царство». И уже после них стартует новая итерация киновселенной, за которую будут отвечать Джеймс Ганн и Питер Сафран.

Важно отметить, что оба фильма, вероятнее, не будут тесно связаны с другими картинами киновселенной, хотя отсылки к ним, мимолетные упоминания или камео в новостях исключать нельзя. Именно на «Флэша» руководство Warner Bros. Discovery делает основную ставку, ожидая, что картина способна стать эпилогом всего начатого в 2013 году.

Одной из главных проблем киновселенной DС было то, что план по ее развитию менялся на ходу, поэтому у франшизы отсутствовал общий тон. С назначением Ганна и Сафрана руководство Warner Bros. Discovery надеется решить этот недостаток, представив единое творческое воплощение будущего своих фильмов по комиксам DC. Уже есть и подробный план, стартующий в 2025 году с фильма «Супермен: Наследие».

Прочитайте также

Новые Бэтмен с Робином и Супермен: какие проекты анонсировали на презентации DC

Иные миры. Самая важная часть плана Ганна и Сафрана — концепция Elseworlds, пришедшая в киновселенную из одноименного импринта комиксов. В нем рассказывались истории, действие которых происходит в самостоятельных обособленных мирах, не связанных с основным местом действия большинства комиксов. Этот же принцип будет и в кино.

Так, сиквел «Джокера» с Хоакином Фениксом и Леди Гага, второй «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном и сериал о Пингвине из той же вселенной будут никак не связаны с новыми версиями этих же персонажей в основной вселенной. Это развязывает руки авторам, которые, подобно сценаристам комиксов, смогут предлагать свои идеи и привлекать новых актеров для свежих интерпретаций знакомых героев.

Знакомые лица. Перезапуск вселенной не означает полную смену знакомых лиц. Например, уже подтверждено, что некоторые актеры вернутся к своим ролям в будущих проектах киновселенной. Так, Виола Дэвис повторит образ Аманды Уоллер в одноименном сериале. Ганн рассчитывает, что Галь Гадот, Джейсону Момоа и Закари Ливаю найдется место в новой версии вселенной DC. Также может вернуться ряд уцелевших персонажей из ганновского «Отряда самоубийц».

Знакомые лица в новых трактовках. При этом журналисты, общавшиеся с Ганном, сообщали, что он рассматривал варианты, при которых образы героев, сыгранных прежними актерами, могут быть радикально перепридуманы, а актеры, уже известные по фильмам DC, сыграют кого-то новенького. В частности, Джейсон Момоа якобы фигурирует среди кандидатов на роль Лобо — космического бессмертного наемника, по характеру напоминающего Росомаху из Людей Икс. Сам Момоа в первую очередь заинтересован в развитии Аквамена, но готов рассматривать и другие варианты.

Очень символично, что «Флэш», завершающий историю киновселенной, использует сюжетные тропы из «Человека из стали» — фильма, с которого все когда-то начиналось с большими надеждами фанатов. Речь, конечно, о столкновении с генералом Зодом и его соратниками из Фантомной зоны. В финале «Флэшпойнта» Барри Аллену удалось исправить свои ошибки, но его поступок все равно имел последствия для вселенной. Самым знаковым событием финала стало даже не осознание Барри, а трогательный эпизод, где Аллен передал Брюсу из своей вселенной письмо от его отца Томаса. Нечто подобное стоит ожидать и в финале «Флэша».

Что известно о картине

Кинопоиск подробно разбирал трейлер, но есть несколько важных моментов, которым стоит уделить дополнительное внимание. В фильме к привычным ролям вернется ряд уже знакомых актеров.

  • Майкл Шеннон и Антье Трауэ повторят образы генерала Зода и его помощницы Фаоры из «Человека из стали». Их можно увидеть в промоматериалах фильма.
  • Бен Аффлек снова Брюс Уэйн, но его роль будет небольшой, актер также засветился в промо «Флэша».
  • Майкл Китон впервые за 30 лет вновь станет Бэтменом, представив альтернативную версию Брюса Уэйна. История его героя будет продолжением сюжета фильмов Тима Бёртона.
  • Кирси Клемонс повторит образ Айрис Уэст, возлюбленной Барри Аллена. Актрису вырезали из театральной версии «Лиги справедливости», но Зак Снайдер вернул ее в режиссерском варианте.
  • По слухам, в фильме будет небольшое камео Генри Кавилла, то есть там будет Супермен! Похоже, это будет последний раз, когда мы увидим актера в этой роли.

Среди новых лиц — сразу двое криптонских супергероев. Первого можно увидеть во всех промоматериалах картины: Саша Калле исполнила роль Кары Зор-Эл, также известной как Супергерл. В фильме она предстанет альтернативой Супермену и поможет двум Флэшам и Бэтмену одолеть генерала Зода.

Второй криптонский гость интереснее — в фильме появится Николас Кейдж в образе Человека из стали. Его камео — это, похоже, Супермен из альтернативной вселенной. Появление актера интересно тем, что Кейдж мог сыграть Кал-Эла в 1989 году в фильме Тима Бёртона «Супермен жив». По ряду причин картина была отменена, и теперь Николас наконец смог реализовать мечту.

«Флэш» выйдет в мировой прокат 16 июня 2023 года, а спустя три месяца — на стриминге Max. Будущее Эзры Миллера и его Барри Аллена в новой киновселенной зависит от успехов фильма в прокате и принятия сольного приключения самого быстрого человека на Земле.

Автор: Денис Варков

Фото: MARVEL, DC Comics

Эобард Тоун, исследователь Флэша и его истории из XXV века, ставший одним из главных врагов Барри Аллена.

Например, «Кризис на бесконечных землях» (1985 — 1986) и «Бесконечный кризис» (2005—2006). Издательство DC вообще любит концепт кризисов.