Найти тему
Психоанализ

Мелани Кляйн. Содержание понятия «проективная идентификация», его соотношение с «проекцией»

Зигмунд Фрейд впервые описал проекцию в 1895 году и с того времени началась долгая история его толкований. Термин пришел из области оптики и новой науки картографии в 16 веке, далее перешел в психологию восприятия и уже оттуда З. Фрейд перенес данное понятие в психоанализ. З. Фрейд использовал понятие «проекция» как процесс использования идей одного человека другим, что так или иначе вызывает параноидальное состояние. Мелани Кляйн использовала термин проекция в различных контекстах, это проекция внутреннего объекта, отклонение инстинкта смерти, экстернализация внутреннего конфликта, проекция частей самости. Понятие «проекция внутреннего объекта» изначально создан Карлом Абрахамом. Таким образом младенец воспринимает недоступную мать/грудь как плохой внутренний объект, находящийся в животе, заставляющий голодать. В процессе плача или дефекации ребенка он переживается как вытолкнутый вовне и тем самым причиняет меньше страданий и приводит к состоянию облегчения. Отклонение инстинкта смерти в контексте проекции М. Кляйн трактовала как некую первичную агрессию, направленную вовнутрь, которая в конечном итоге направлена на внешний объект. Экстернализация конфликта описывалась М.Кляйн в контексте наблюдения за поведением детей и их отыгрыванием внутренних конфликтов и отношений на внешний мир, где в первую очередь связана с вынесением вовне сверх-я и его частей. Через детские игры М. Кляйн отмечала роль оно и сверх-я в его преследующих и помогающих аспектах. Далее речь шла о том, что в игре ребенок не только выносит вовне поврежденные объекты, но и собственный садизм, что означает, что к проекции относились не только сам объект, но и частично собственное я, то есть собственный садизм. К примеру, сильный интерес к криминальному поведению и его преследованию по закону служит ярким образцом экстернализации внутренних конфликтов. Далее в работе с шизофрениками и выделением параноидальношизоидной позиции, М. Кляйн сосредоточила свое внимание на исследовании фрагментации я и последующего направления данных фрагментов, что в конечном итоге привело к тому, что эти фрагменты были идентифицированы с проекцией определенного рода, которое М. Кляйн назвала проективной идентификацией. В 1946 году в своей работе «О некоторых шизоидных механизмах» М. Кляйн открыла психоаналитическому сообществу новое понятие — проективная идентификация. Проективная идентификация в трактовке М. Кляйн — удаление опасных частичных объектов из внутреннего мира младенца в тело матери, в процессе которого происходит частичная утрата самости. Проективная идентификация в некотором смысле является образом враждебных объектных отношений целью которых является насильственное внедрение частей своего Я для овладения содержимым объекта и последующего контроля над ним. Данное явление характерно для параноидно-шизоидной позиции, описание и исследование которого принадлежит М. Кляйн, У. Биону и другим последователям, заинтересованным данной темой. Данное представление по своей сути является бессознательным и приводит к убежденности в том, что некоторые части Я располагаются снаружи. Данный момент ведет к дефициту самостных установок, где идентичность ослабевает и в некоторых случаях даже появляется шанс состояния деперсонализации, что может привести к ослабленности и убежденности невозможности выхода из данного состояния. В случае, если попытки внедрения продолжаются, это может привести к гиперболизированной форме проективной идентификации, где данные процессы максимально искажают идентичность и вызывают болезненные и оторванные от реальности переживания, которые характерны для состояния шизофрении. В 1957 году М. Кляйн выдвинула предположение о сильном влиянии зависти в механизме проективной идентификации, где зависть является агрессивным вторжением в другого с целью уничтожения и устранения его лучших качеств.

Вместе с этими губительными, в ярости изгоняемыми экскрементами отщепленные части Эго тоже проецируются на мать или, лучше сказать, в мать. Эти экскременты и плохие части себя предназначены не только для того, чтобы навредить объекту, но и для того, чтобы контролировать его и обладать им. Поскольку теперь мать содержит плохие части Я, она воспринимается не как отдельный индивид, а как плохое Я. Большая часть ненависти к каким-то частям себя теперь направлена к матери. Это приводит к особой форме идентификации, которая создает прототип агрессивных объектных отношений. Я предлагаю назвать этот процесс «проективная идентификация». (Klein, 1946, р. 8)

В статье «Заметки о некоторых шизоидных механизмах» М. Кляйн открыла миру идею, способствующую посмотреть на явление по-новому. В данной статье она детализирует период «параноидно-шизоидной позиции», который отличается преимущественно тревожными состояниями преследования, которые связаны с опасностью для индивида (что отличается от периода депрессивной позиции тревоги, где основной страх связан с угрозой для объекта). М.Кляйн передает типичные для параноидно-шизоидной позиции механизмы защиты, отмечая расщепление объекта на плохой и хороший и характерное для данной позиции расщепление Эго на плохое и хорошее. Данные аспекты сопровождаются фантазиями, которые вызваны проекциями частей своего Эго в объект. Данные проекции вызваны преимущественно фантазиями и им сопутствует отождествление внешнего объекта с тем, что было на него спроецировано — с Эго или внутренним объектом (проективной идентификацией). М. Кляйн выделяет и другие защиты — всемогущество, идеализацию, отрицание. Описывает процесс воздействия друг на друга фантазий, которые вызваны проекциями и интроекциями. Данные фантазии влияют друг на друга с начала жизни и формируют мир внутри, в котором есть я и объект. По мнению М. Кляйн смена параноидно-шизоидной и депрессивной позиции происходит на протяжении всей жизни индивида. Самые ранние и примитивные чувства являются по степени достаточно интенсивными и это является следствием того, что младенцы сначала создают изнутри две автономные картины так называемого первичного объекта: очень хорошую и очень плохую. Для младенца мир представляет исключительно черную и белую палитру, а восприятие внешнего мира искажено под тяжестью потребностей, переживаний, импульсов и настроения. Внутренний мир младенец населяет объектами и ощущают их как абсолютно хорошие или плохие, именно это видение характеризует параноидно-шизоидную позицию, которую описывала М. Кляйн. В процессе психического развития младенец поэтапно и не без сложностей начинает понимать, что мать, которую он отторгает, на которую бросается и опасается, это та же самая мать, которая любима и ценна им, от которой он получает поддержку. М. Кляйн характеризовала данное явление как этапы продвижения к депрессивной позиции. Данное явление идентично психоаналитическому сеттингу, так как затрагиваются идентичные процессы во взаимоотношениях клиента и аналитика. М. Кляйн была убеждена в том, что основой тревожных первичных состояний параноидно-шизоидной позиции есть тревога аннигиляции, которая идет изнутри индивида для того, чтобы выжить. Для этого индивид использует защитный механизм и проецирует тревожное состояние во внешние объекты. Младенец (или клиент) убежден, что внешний объект является плохим и по этой причине подвергается атаке. В ряде случаев образ внешнего объекта, который деформирован проекцией субъекта, помещается внутрь него, что ведет к ощущению нападения внутреннего преследователя. Попытка дистанцирования хорошего и плохого провоцирует огромные колебания в психической деятельности в раннем младенческом возрасте с предположения М. Кляйн. Основными примитивными формами защиты, характеризующие параноидно-шизоидную позицию, являются расщепление, проекция, интроекция и отрицание. М. Кляйн рассматривала расщепление и проективную идентификацию адекватными составляющими развития при условии их нормы и без которых невозможно установление качественной разницы между хорошим и плохим, что является фундаментальной важностью для перехода в промежуток депрессивной позиции. Депрессивная позиция характеризуется пониманием различия между я и другим, где приходит осознание того, что человек, которого индивид любит и в то же время ненавидит — один и тот же человек, и по этой причине индивид учится брать ответственность за свои поступки. В случае «чрезмерной» проективной идентификации, которую описывает М. Кляйн, Я приходит к истощению из-за множественных попыток избавления от своих частей. Проективная идентификация подразумевает во взглядах М.Кляйн фантазию клиента, где рассматривается процесс проецирования данных частей не буквально. Помимо этого М. Кляйн считала, что случаи реагирования аналитика на данный процесс являются показателями того, что в аналитике есть то, с чем он все еще сам не смог справиться, что говорит о рекомендации дополнительного анализа для аналитика. В целом и на данный момент признается, по крайней мере, британскими кляйнианскими аналитиками, что проективная идентификация действительно является фантазией, а не конкретным действием, но сегодня признается и то, что пациент может взаимодействовать с аналитиком таким образом, чтобы заставить последнего испытывать те чувства, которые по различным причинам не могут содержать внутри себя или не в состоянии транслировать каким-то другим способом, кроме как вызвать их у аналитика.

Литература:

1. Пик И. Б. Возникновение ранних объектных отношений в
психоаналитическом сеттинге. Клинические лекции по Кляйн и Биону / Под ред. Р.Андерсона. М.: «Когито-Центр», 2012.
2. Хиншелвуд Р. Словарь Кляйнианского Психоанализа. Разделы: Внутренние объекты; Агрессия.– М.: «Когито-Центр», 2007. – 566 с. (Библиотека психоанализа).
3. Кляйн М. Ситуации инфантильной тревоги, отраженные в произведениях искусства и творческом импульсе. Психоаналитические труды: в VI т.. Т.II: «Любовь, вина и репарация» и другие работы 1929-1942 годов. Ижевск: ERGO, 2007

Melanie Klein, 1902
Melanie Klein, 1902