В мае вышли финальные эпизоды нескольких сверхуспешных телешоу, причем многие из них попрощались со зрителями на довольно раннем сроке: «Тед Лассо» — после трех сезонов, «Барри», «Наследники», «Академия „Амбрелла“» — после четырех, «Удивительная миссис Мейзел» — после пяти. Зрители устали от многосезонных историй или стримингам стало невыгодно их снимать?
Раньше популярные сериалы тянули сколько могли
Для американского телерынка раннее закрытие успешных сериалов — редкая ситуация. Обычно стриминги продлевают шоу до тех пор, пока рейтинги не начинают падать, и тогда платформа сворачивает проект, иногда даже оставляя зрителей без внятного финала. Уходить на своих условиях — редкая привилегия в эпоху, когда «Доктор Кто» анонсирует 14-й сезон, а «Симпсоны» возвращаются на малые экраны уже в 34-й раз.
Раньше даже уход ключевых фигур не мешал шоу продолжаться. Вспомним историю комедийного шоу «Сообщество», придуманного Дэном Хармоном: телеканал NBC уволил его за низкие рейтинги после третьего сезона, несмотря на культовый статус проекта. Финал «Карточного домика» прекрасно обошелся без закенселенного Кевина Спейси, так же как и уход Стива Карелла не помешал «Офису» просуществовать еще пару лет.
Можно вспомнить, как сценарист и продюсер Дэймон Линделоф, создавший «Оставленных» и «Хранителей», в свое время поддался на уговоры начальства из ABC, растянул свою робинзонаду «Остаться в живых» на шесть сезонов (те и вовсе настаивали на десяти!), хотя изначально планировал только четыре, и потом об этом сильно жалел.
Почему сейчас хитовые шоу закрываются так рано
Ранние финалы можно связать с глобальной тенденцией по сокращению длительности. Рынок сейчас переживает расцвет мини-сериалов — тут можно вспомнить «Грызню», «Мейр из Исттауна», «Будет больно», «Это грех». На фоне многочисленных финалов аналитики вспомнили, что с развитием VOD-индустрии постепенно снижается средняя продолжительность сезона. В эпоху кабельного ТВ нормой было 20–25 эпизодов, стриминги в начале 2010-х ввели моду на 10–12 серий, а стандарт последних лет — 8–10.
На это повлияло несколько факторов: культура binge-watching, то есть привычка залпом смотреть весь сезон, увеличение стоимости отдельного эпизода, невозможность удерживать больших звезд на проекте на протяжении долгого срока (это, конечно, реально сделать, но дорого). Кроме того, прежде продюсеры ориентировались на телевизионную синдикацию, которая была для них одним из основных источников дохода: чтобы канал мог продать свое шоу другим вещателям, оно должно было достигнуть отметки в 100 эпизодов (более того, от общего количества серий зависела и стоимость отдельно взятого эпизода). Поэтому телепроекты и разгонялись на длинные дистанции.
Есть еще два любопытных статистических факта. С одной стороны, у стримингов стремительно растет число проектов, которые отменяют раньше срока. Netflix даже установил антирекорд: еще в прошлом году журналисты подсчитали, что меньше 20% проектов платформы доживают до третьего сезона (для сравнения: в 2015 году таких шоу было 31%). С другой стороны, зрители устали от преждевременных отмен. Согласно опросам (на них, например, ссылается Variety), четверть взрослой аудитории в США ждет, пока оригинальные проекты стриминга выйдут до конца, и только после этого начинает его смотреть. Многие боятся, что шоу неожиданно закроют, остальные же не хотят ждать целый год, чтобы не мучиться из-за клиффхэнгеров.
Журналисты шутили, что эпоха Must See TV уступила место эпохе Can Wait TV. Для того чтобы приманивать зрителей с самых первых серий и тем самым поддерживать рейтинг проекта, платформам (и шоураннерам) выгоднее делать сериалы покороче. А если они неожиданно взлетят — продлевать дальше (привет изначально мини-сериалу «Белый лотос»).
Кроме того, пока стриминги активно сокращают расходы, сотнями увольняя сотрудников и сильно урезая контентный план, многие сценаристы, как заявлял автор «Утреннего шоу» Джей Карсон, переделывают свои сериальные проекты в полные метры — просто потому, что они стоят дешевле.
Вывод: в эпоху переизбытка контента одно из потенциальных решений — делать контент короче.
Ранние закрытия — тревожный знак или нет?
Есть мнение, что мы наблюдаем закат эры так называемого золотого века телевидения, или Peak TV. Такие предположения западные аналитики аккуратно высказывали еще в 2021 году, теперь же они ставят диагноз безоговорочно.
Рынок и правда переживает странные времена. Во-первых, из-за забастовки Гильдии сценаристов США продолжения многих культовых сериалов переносятся на неопределенный срок; в их числе — «Очень странные дела», «Одни из нас» и «Разделение» (полный список можно посмотреть здесь). Во-вторых, во второй половине 2022 года количество телешоу, заказанных стримингами и телекомпаниями и рассчитанных на американскую аудиторию, снизилось на 24% относительно того же периода годом ранее. А по сравнению с 2019-м — на 40% (чемпионы по сокращениям — Netflix, Max и Paramount+). Зрители подобные изменения ощущают не сразу, в лучшем случае спустя месяцы, а то и годы, когда запущенные проекты добираются до малых экранов (или не добираются). Получается, что спад станет ощутим как раз во второй половине 2023 года: из-за многочисленных финалов, переносов и отмен этот период будет, вероятно, самым небогатым на яркие сериальные новинки.
Впрочем, некоторые эксперты настроены иначе. Они вспоминают, что разговоры о закате золотого века каждый раз возникали после окончания, скажем, «Игры престолов» или «Во все тяжкие», но на деле это была лишь временная передышка. Журналист The Guardian убежден, что ранние финалы — прекрасная тенденция в индустрии. С его точки зрения, это приведет к увеличению качественных телешоу.
Известно, что творческий пик большинства сериалов приходится примерно на третий сезон, после чего следует постепенный (или стремительный) спад, наступает насыщение как у рядовых зрителей, так и у критиков (им уже скучно видеть в наградном сезоне одни и те же тайтлы). А проекты вроде «Теда Лассо» не успевают надоесть за три сезона. Это законченные истории без занудных отступлений. Есть шанс, что в будущем их станет больше.
«Кинопоиск | Индустрия» в Telegram
Канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса
Автор: Илья Верхоглядов
[data-stk-css="stkuAau7"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { background-color: rgba(247, 247, 247, 1) } [data-stk-css="stkKide2"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 150px; margin: 0 auto } [data-stk-css="stkkwd7W"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto }