Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Швейцарский художник Жан Гюбер известен прежде всего своей серией картин, рисунков и силуэтов, в которых он запечатлел не без язвительного юмора знаменитого французского философа и писателя, известного острослова Вольтера, когда тот с 1756 по 1778 год жил сперва в Женеве, а затем в Ферне. Гюбер показал Вольтера в разные моменты его жизни, и эти произведения ценны не только как объекты искусства, но и как свидетельства повседневных событий вольтеровского бытия. Если говорить именно о картинах, то их было создано девять. Я приведу тут некоторые из них.
Кстати, они хранятся в Эрмитаже. Дело в том, что картины были посвящены Екатерине II, которая была в переписке с Вольтером, и подарены ей. Так они попали в Россию.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
"Вольтер, укрощающий лошадь" — весьма ироничное произведение, в котором брыкающаяся лошадь сбила с ноги философа башмак, когда тот, видимо, хотел на нее сесть, хотя, как видим, лошадь без седла. Очевидно, что джигита из Вольтера не получилось, и поладить с животным ему не удалось.
Сам Вольтер как-то написал одной из своих корреспонденток о художнике: «Он сделал меня посмешищем от одного конца Европы до другого». Впрочем, чувство юмора не позволило ему обижаться на Гюбера.
"Завтрак Вольтера" показывает знаменитого философа за утренним кофе, который ему только что подала смущающаяся служанка. Вольтер, судя по всему, любил пить кофе стоя.
А на этой картине Вольтер встречает гостей, выражая радость и удивление, разведя руки в приветственном жесте, как бы принимая в объятия явившихся. Мужчина в светлом кафтане явно его старый знакомый, и он привел с собой молодого человека, который робеет перед великой личностью, у него буквально поджилки трясутся от почтения и страха.
В своей любимой белой чалме и неизменном красном халате Вольтер представляет театральную сцену перед немногочисленными зрителями. Это простые люди, которые смотрят на артистические потуги писателя и философа с некоторым равнодушием. Похоже, их не очень впечатляют театральные способности Вольтера.
В этой сцене интересно то, что Вольтер не боялся выглядеть смешным и вообще не чванился.
Одним из любимых занятий Вольтера была игра в шахматы. Гюбер не мог не запечатлеть его за этим занятием. Постоянным партнером писателя был отец-иезуит Адам. На картине он сидит напротив Вольтера, задумавшись над доской. Тут же Гюбер изобразил и себя рисующим Вольтера. За ходом игры наблюдает секретарь Вольтера Жан-Луи Ваньер.
Отец Адам был также постоянным оппонентом Вольтера в философских дискуссиях, но участие в шахматной игре считал своей священной обязанностью и выходил из себя, когда Вольтер играл с кем-то другим. Что касается самой игры, то глубокий ум Вольтера не особо распространялся на шахматы, и он часто проигрывал отцу Адаму, после чего впадал порой в неистовство, швырялся фигурами в партнера и вообще бушевал, так что отцу Адаму приходилось либо убегать, либо прятаться в шкафу.
Когда взрыв галльского темперамента довольно быстро утихал, Вольтер и отец Адам вновь становились добрыми друзьями.
Читайте еще на моем канале:
Картин Элизабет-Софи Шерон осталось немного, но они говорят о незаурядном таланте этой женщины
Почему в искусстве XIX века любили изображать Торквадо Тассо в заточении