Найти тему

Живой Вольтер в картинах Жана Гюбера

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Швейцарский художник Жан Гюбер известен прежде всего своей серией картин, рисунков и силуэтов, в которых он запечатлел не без язвительного юмора знаменитого французского философа и писателя, известного острослова Вольтера, когда тот с 1756 по 1778 год жил сперва в Женеве, а затем в Ферне. Гюбер показал Вольтера в разные моменты его жизни, и эти произведения ценны не только как объекты искусства, но и как свидетельства повседневных событий вольтеровского бытия. Если говорить именно о картинах, то их было создано девять. Я приведу тут некоторые из них.

Кстати, они хранятся в Эрмитаже. Дело в том, что картины были посвящены Екатерине II, которая была в переписке с Вольтером, и подарены ей. Так они попали в Россию.

Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.

Жан Гюбер. "Вольтер, укрощающий лошадь". Между 1750 и 1775.
Жан Гюбер. "Вольтер, укрощающий лошадь". Между 1750 и 1775.

"Вольтер, укрощающий лошадь" — весьма ироничное произведение, в котором брыкающаяся лошадь сбила с ноги философа башмак, когда тот, видимо, хотел на нее сесть, хотя, как видим, лошадь без седла. Очевидно, что джигита из Вольтера не получилось, и поладить с животным ему не удалось.

Сам Вольтер как-то написал одной из своих корреспонденток о художнике: «Он сделал меня посмешищем от одного конца Европы до другого». Впрочем, чувство юмора не позволило ему обижаться на Гюбера.

Жан Гюбер. "Завтрак Вольтера".
Жан Гюбер. "Завтрак Вольтера".

"Завтрак Вольтера" показывает знаменитого философа за утренним кофе, который ему только что подала смущающаяся служанка. Вольтер, судя по всему, любил пить кофе стоя.

Жан Гюбер. "Вольтер, встречающий гостей"
Жан Гюбер. "Вольтер, встречающий гостей"

А на этой картине Вольтер встречает гостей, выражая радость и удивление, разведя руки в приветственном жесте, как бы принимая в объятия явившихся. Мужчина в светлом кафтане явно его старый знакомый, и он привел с собой молодого человека, который робеет перед великой личностью, у него буквально поджилки трясутся от почтения и страха.

Жан Гюбер. "Вольтер представляет театральную сценку"
Жан Гюбер. "Вольтер представляет театральную сценку"

В своей любимой белой чалме и неизменном красном халате Вольтер представляет театральную сцену перед немногочисленными зрителями. Это простые люди, которые смотрят на артистические потуги писателя и философа с некоторым равнодушием. Похоже, их не очень впечатляют театральные способности Вольтера.

В этой сцене интересно то, что Вольтер не боялся выглядеть смешным и вообще не чванился.

Жан Гюбер. "Вольтер играет в шахматы с отцом Адамом"
Жан Гюбер. "Вольтер играет в шахматы с отцом Адамом"

Одним из любимых занятий Вольтера была игра в шахматы. Гюбер не мог не запечатлеть его за этим занятием. Постоянным партнером писателя был отец-иезуит Адам. На картине он сидит напротив Вольтера, задумавшись над доской. Тут же Гюбер изобразил и себя рисующим Вольтера. За ходом игры наблюдает секретарь Вольтера Жан-Луи Ваньер.

Отец Адам был также постоянным оппонентом Вольтера в философских дискуссиях, но участие в шахматной игре считал своей священной обязанностью и выходил из себя, когда Вольтер играл с кем-то другим. Что касается самой игры, то глубокий ум Вольтера не особо распространялся на шахматы, и он часто проигрывал отцу Адаму, после чего впадал порой в неистовство, швырялся фигурами в партнера и вообще бушевал, так что отцу Адаму приходилось либо убегать, либо прятаться в шкафу.

Когда взрыв галльского темперамента довольно быстро утихал, Вольтер и отец Адам вновь становились добрыми друзьями.

Читайте еще на моем канале:

Картин Элизабет-Софи Шерон осталось немного, но они говорят о незаурядном таланте этой женщины

Почему в искусстве XIX века любили изображать Торквадо Тассо в заточении