Друзья, сегодня я публикую случайно найденную в апрельском номере журнала «Декоративное искусство СССР» за 1973 год памятную заметку о Маргарите Михайловне Шепелевой, подтверждающую 1972 годом её смерти. Год назад в честь дня рождения Маргариты Михайловны Шепелевой / Кожиной (27.04.1916 – 1972) я публиковал заводскую газетную заметку о волшебстве её росписи, оживившей всеми любимые скульптуры Дулёвского фарфорового завода 1940–1950-х годов.
Эту ценнейшую и малоизвестную информацию я дополнял официальными сведениями из книги 2019 года «Музей Дулёвского фарфора. Скульпторы» и фотографиями из музейной экспозиции, указывающими на смерть художника в 1985 году, вместо 1972 года.
Замечание по этому моменту мне было сделано в комментариях, ссылаясь на память родственников. Теперь же появилось официально подтверждение.
Памяти М.М. Кожиной-Шепелевой (1916–1972) // Декоративное искусство СССР, 1973. – № 4. – С. 51.
«Я считаю, что керамика и фарфор должны быть яркими, нарядными, они должны повышать настроение, украшать наш быт. Вот почему я очень люблю вятскую игрушку и яркие народные деревянные игрушки».
Маргарита Михайловна не только говорила, но и осуществляла это в своих работах. Двадцать пять лет проработала М. М. Кожина-Шепелева в художественной лаборатории Дулёвского фарфорового завода. У неё был свой живописно-декоративный почерк. Обладая хорошим рисунком, тонким чувством цвета и композиции, она была очень внимательна к масштабности вещей, к ритмически-образному строю скульптуры и утилитарных предметов. Росписи сервизов, декоративных ваз и блюд Кожиной-Шепелевой всегда органично были связаны с формой изделия.
Особенно интересны её орнаментальные композиции сюжетного характера – «Колхоз», «Город», «Древняя Москва».
Из тематических решений она любила «восточные темы», увлекалась и русскими мотивами. Последняя ее работа – роспись сервиза «Русская свадьба» (форма Павла Кожина).
Маргарита Михайловна часто расписывала скульптуру, в том числе множество вещей Павла Кожина.
Иногда в соавторстве с ним, а иногда самостоятельно создавала скульптуру. Ей принадлежат лиричные и остроумные фигурки – «Суворовец», «Балалаечник», «Девочка в платочке».
М. М. Кожина была постоянным участником художественных выставок, многие её росписи служили образцами для массового производства.
Маргарита Михайловна была художником русского склада, она продолжала традиции русского прикладного искусства и в нашем советском современном искусстве.
Группа товарищей
P.S. На официальном сайте Дулёвского фарфорового завода информация всё ещё распространят ошибку.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив