Темп жизни вокруг нас меняется, все процессы автоматизируются. Конечно, это накладывает свой отпечаток на многие обыденные вещи: сварить чашку кофе в автоматической кофеварке проще, уборка с роботом-пылесосом быстрее, заправка на автоматической АЗС удобнее. Сейчас речь пойдёт о заправках. У новых технологий среди водителей появились как сторонники, так и те, кто не видит смысла менять привычный процесс, внедряя автоматизацию. Мы собрали аргументы и тех, и других, чтобы взвешенно прийти к выводу.
АЗС самообслуживания – для тех, кто торопится
Самый распространённый аргумент "за" звучит именно так: АЗС самообслуживания экономит время водителя. Такая АЗС представляет собой станцию, где можно быстро и самостоятельно залить бак автомобиля бензином или дизельным топливом, оплатив необходимый объем топлива банковской или топливной картой, а в некоторых случаях – наличными. Как правило, такие станции оснащены только несколькими топливораздаточными колонками, надземным резервуаром для хранения топлива, узлом слива нефтепродуктов и платежными терминалами. Здесь нет привычных магазинов, кафе, туалетных комнат, гостиниц, шиномонтажа, станции технического обслуживания, автомойки, других дорожных услуг и, что немаловажно, нет очередей.
Если раньше автолюбители на заправке больше ценили отдых и комфорт, то теперь все чаще в цене время – именно этот фактор становится главным, когда речь идёт о преимуществах безоператорных автозаправочных станций. Еще один серьезный момент – более низкая по сравнению с классическими АЗС стоимость одного литра топлива: оно не включает затраты владельца заправки на операторов и кассиров.
У автоматических АЗС как минимум два минуса
Про экономию времени вполне понятно – каждый в своём воображении успел нарисовать заправку, где можно в любое время припарковаться к свободной колонке и заправиться, не дожидаясь своей очереди и не простаивая у кассы по 5-7 минут.
Что же минусы? Они, безусловно, тоже имеются. И сводятся к отсутствию у терминала опции по выдаче сдачи наличными или сбою в работе пункта оплаты, когда денежные средства списываются дважды или вовсе не принимаются. Что можно сделать в этих случаях: в первом случае можно заправиться на всю внесенную сумму или банковской картой, в двух других – разобраться с банком путем подачи соответствующего заявления и воспользоваться соседним терминалом.
Плюсы и минусы для водителей уравновешиваются явным преимуществом для собственника: мобильные автоматические АЗС быстро экономичнее по стоимости и быстро возводятся на месте.
В кармане собственника остаются деньги
Установка автоматической АЗС на относительно небольшом участке земли – от 150 до 300 квадратных метров – занимает всего одну неделю, а на запуск требуется в 3,5–4 раза меньше инвестиций, чем в сервисную заправку. Владельцы роботизированных АЗС хоть и теряют до 15 % в чеке клиента из-за отсутствия дополнительных услуг, но в то же время не несут расходов, связанных с обслуживающим персоналом, охраной, арендой либо покупкой больших площадей земельных участков, как в случае со строительством автозаправочного комплекса с полным перечнем дорожных услуг.
Контролировать процесс заправки и оплаты можно, установив камеры видеонаблюдения. Благодаря полной автоматизации, которая контролирует все операции с топливом, дистанционно можно идентифицировать водителей по ключам и картам, проводить мониторинг объемов отпущенного топлива и количество автомобилей, формировать и импортировать отчеты в бухгалтерские программы, а также предотвращать хищения.
Таким образом, экономия является главным преимуществом для клиентов и владельцев точек самообслуживания: одни тратят меньше времени и денег при заправке своих автомобилей, вторые снижают затраты при эксплуатации станции.
Как показывает практика, водители чаще всего предпочитают пользоваться услугами крупных и известных брендов АЗС. Суждение, что сетевики не используют мобильные автоматизированные заправки небольшого формата уже не считается правдивым. В Пензенской области рядом с некрупными населенными пунктами «Роснефть» установила две мобильные заправки в своей знаменитой желтой расцветке. При этом на объектах было установлено оборудование Benza.
На данный момент прорабатывается вопрос о расширении в российских регионах заправок подобного формата. В основе тренда лежит идея доступных заправок. Кому не хочется заправляться рядом с домом – крупные АЗС холдинги готовы идти навстречу армии своих поклонников.
Другие крупные бренды не исключение. К примеру, каждая 10-я из автозаправочных станций «ЛУКОЙЛ» – автоматическая. «Газпромнефть» меньше проявляет интерес к подобному формату, но и у этой сети такие объекты тоже есть.
Конкуренцию автоматическим АЗС крупных холдингов вполне могут составить одиночные объекты региональных компаний. Их названия не так широко рекламируются, но в регионах они известны и пользуются популярностью. Причина опять же в том, что у таких АЗС собирается достаточно преданная аудитория из водителей, проживающих поблизости. Они – источник основной постоянной прибыли небольших АЗС.
Очевидно, что автоматизированные небольшие АЗС очень успешно прижились в своей нише. Никто не ищет в таком формате больших минусов, а очевидные плюсы – доступность и экономия времени водителей – выходят на первый план. Данный сегмент, по результатам анализа рынка, ещё не настолько переполнен и готов обеспечить потоком клиентов новые объекты. Уже готовим кейс на открытие такой АЗС, подписывайтесь и читайте нас в телеграме t.me/benza_official