Подводная лодка Casabianca французского военно-морского флота прошла долгий и тернистый путь во время своей службы. Вторая мировая война стала для этой субмарины знаковым временем.
Casabianca представляла собой крейсерскую подводную лодку типа Redoutable. Эта серия проектировалась по заданию командования французских ВМС для защиты колониальных владений Франции в условиях ограничений Вашингтонского договора. Первая подлодка серии, заложенная в 1924 году и спущенная на воду в 1928, вошла в строй в 1931 году. Но по мере выявления недостатков, в последующие подлодки этого типа вносились изменения по увеличению мощности силовой установки. К примеру, на лодках первой серии мощность составляла 6000 л.с., а надводная скорость 17 узлов. В свою очередь подводные лодки второй серии имели двигатели мощностью уже 7200 л.с. и скорость 19 узлов, а лодки третьей серии достигали мощности в 8000 л.с. и, соответственно, могли разгоняться до 20 узлов
🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)
Casabianca стала последней субмариной как своей 3 серии, так и всего типа Redoutable — её спустили на воду 2 февраля 1935 года. Она обладала большой боевой мощью, неся одиннадцать торпедных аппаратов. Четыре 550-мм ТА были фиксированными и находились в носовой части, три ТА на подвижной платформе стояли за боевой рубкой и ещё два ТА находились на подвижной платформой на корме. Также на корме имелись два торпедных аппарата для 400-мм торпед. Торпеды калибра 550 мм предназначались для борьбы с крупными кораблями, а торпеды калибра 400 мм — для меньших судов. Кроме того, имелось палубное 100-мм орудие и 2×13,2-мм пулемёта. В целом все подлодки этого типа были надёжными, но шумными.
Субмарину изначально планировали назвать в честь города Касабьянка, но затем, по предложению морского министра Франции Франсуа Пьетри, ей было дано имя моряка Люка Жюльена Казабьянки.
В начале Второй мировой войны Casabianca была направлена на сопровождение конвоев маршрута Галифакс — Ливерпуль. Свой первый конвой HX 11 подводная лодка провела в декабре 1939 года. Субмарина до февраля 1940 года эскортировала ещё два конвоя, а затем была переведена в Шербур для ремонта и обслуживания.
Там Casabianca и застала второе Компьенское перемирие 22 июня 1940 года. Ставшая формально нейтральной, Франция была обязана поставить флот на «якорь». Casabianca прибыла в Касабланку. 28 октября совместная немецко-итальянская комиссия включила субмарину в состав 2-й дивизии подводных лодок в Касабланке, которыми имело право пользоваться правительство Виши. Таким образом, субмарина вошла в перечень восьми подлодок своего типа из 28, которые имели право находиться на действительной службе.
Вплоть до осени 1942 года подлодки периодически выходили в море, проводили учения и посещали Тулон для ремонта, где стоял интернированный флот. 27 ноября 1942 года, когда немецкое наступление достигло Средиземноморья, Casabianca вновь находилась в Тулоне и готовилась вернуться в Касабланку. Чтобы флот не был захвачен частями генерала Бласковица, адмирал де Лаборд приказал затопить все корабли. Однако несколько командиров не подчинились и вывели субмарины, среди которых была и Casabianca, из гавани. Её капитан, Жан Л’Эрминье привёл субмарину в Алжир, где поступил в распоряжение адмирала Франсуа Дарлана, перешедшего к тому моменту на сторону антигитлеровской коалиции.
Casabianca стала ключевым игроком в операции «Везувий» генерала Анри Жиро: на её борту 10 декабря 1942 года на Корсику были доставлены агенты Сопротивления для подготовки высадки союзников на остров.
С этого момента субмарина совершала постоянные рейсы на Корсику, тайно доставляя приказы, оружие и необходимые товары. Ею до сентября 1943 года было выполнено семь таких походов. Так, 1 июля 1943 года она высадила лидера сопротивления Паоло Колонну д'Истрию и доставила 13 тонн материалов на пляж в Салечче, а 13 сентября высадила 109 человек из 1-го парашютно-десантного батальона в Аяччо. Кроме того, подлодка с июня по июль провела несколько безуспешных торпедных атак на 10 000-тонное торговое судно Champagne.
В сентябре 1943 года Жиро провёл успешную операцию, результатом которой стала деокупация Корсики. Casabianca доставила пехотные подразделения, а затем провела патрулирование берега, выявляя пункты эвакуации немцев. 22 декабря подлодка потопила итальянского охотника за подводными лодками, а спустя два дня торпедировала вишистский грузовоз, которому, впрочем, удалось уйти в Тулон.
В конце декабря-начале января Casabianca, как и другие подлодки Франции, ушла в США, где прошла ремонт и модернизацию. Были, в частности, установлены радары и 20-мм пушка, а также улучшены условия жизни для моряков.
Летом Casabianca вернулась в Средиземное море. Уже 9 июня она атаковала из палубного орудия, а затем и торпедами немецкий охотник за подводными лодками, но в целом неуспешно. К тому моменту немцы прозвали Casabianca «подводной лодкой-призраком», а Королевский флот Великобритании в знак отличия позволил ей нести на борту «Весёлый Роджер».
С августа 1944 по март 1945 Casabianca вновь прошла ремонт в США и вернулась в Оран. Там подлодка проводила учебные походы в ожидании переброски на Тихий океан, но после капитуляции Японии надобность в этом отпала. В итоге за годы войны субмарина стала единственным кораблём ВМС Франции, получившим Орден Почётного легиона и Военный крест.
После Второй мировой войны морально устаревшие подлодки типа Redoutable были превращены в учебные. В конце 1946 — начале 1947 годов Casabianca и систершип Le Centaure совершили поход вокруг побережья Африки, после чего вернулись в Брест. В середине 1947 года им предстояло пройти капитальную модернизацию, но затем её отменили, а в декабре субмарины разоружили и вывели в резерв.
В 1952 году был снят фильм «Пиратская подводная лодка» о подвигах капитана Casabianca Жан Л’Эрминье, но для натурных кадров настоящая Casabianca не использовалась — эту роль предоставили систершипу Le Glorieux. В этом же году Casabianca была отправлена на слом. Её рубка была установлена в виде памятника во дворе дворца губернаторов города Бастии на Корсике. Позже рубка разрушилась, но в 2003 году её точная копия появилась на одной из площадей Бастии.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.
🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK