Занятно устроена человеческая память: можно не помнить, куда и что положили вчера, но по каким странам носило Гулливера - помним! Лилипутия, Бробдингнег, Лапута, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб, в Японию. И ещё в страну без названия, населённую разумными гуингмами и животиной - йеху.
В первой части книги, в Лилипутии, жизнь и порядки подозрительно похожи на родимую Англию, но читатель замечает это не сразу - захвачен "сказочностью" происходящего. А когда, наконец, заметит и сравнит - уже и путешествие закончилось, и остаётся лишь размышлять на досуге о том, что нелепость жизни - есть нелепость, независимо от роста персонажей. Но была ли у Свифта "позитивная программа"?
Заглянем вместе с Гулливером в страну великанов...
На протяжении трёх веков словно сложилась традиция: рисовать великанов не просто красивыми, но главное - умными! Это не значит, что среди них нет людей, скажем так, неприятных, но обладатели невысоких душевных качеств здесь - исключения. Как придворный карлик - существо, обиженное природой.
Учёные - не самые разумные люди, считают гостя "необъяснимой игрой природы". Не верят, что есть целые страны, населённые такими "малютками".
Крестьяне? Они просто охотники до необыкновенного зрелища, но никому ведь и в голову не приходит обидеть того, кто не сможет ответить. Разве что какой- то мальчишка кинул орехом - и за это тут же получил на орехи...
Королева и придворные дамы тоже вполне дружелюбны. И среди них - крестьянская девочка Глюмдальклич. Она при исполнении, она держится достойно - и совсем не выглядит неуместно в столь блестящем обществе.
Что же сделало это население - народом, у которого моральные качества соответствуют росту? Надо выяснить, изучив его историю...
Неужели просто... всеобщая сытость, достаток? Вполне возможно, если припомнить, сколько преступлений порождены голодом! А здесь король считает лучшим из людей того, кто "сможет вырастить два колоса там, где прежде рос один". Воевать? С кем и зачем? Но армия нужна - чтобы мужчин воспитывать мужчинами.
Беседы с королём - идейный центр книги.
Королю действительно интересно узнать новое, а может быть, и что-то полезное. Гулливер увлечённо расхваливает ДЕМОКРАТИЮ - а король не перебивает, только записывает возникающие вопросы: насколько честно проводятся выборы? Не может ли недостойный кандидат подкупить избирателей? Все ли в парламенте стоят выше личных пристрастий, узких партийных соображений, корысти, наконец? Если король вправе наложить вето на решение парламента - не случается ли ему отвергнуть разумное предложение и принять безумное? Ответить Гулливеру нечего - он просто краснеет. И начинает объяснять, что зато англичане - самые храбрые. Рассказывать о военных победах, предлагать королю секрет пороха...
Король в ужасе: такие козявки столь кровожадны! И Гулливер спохватывается - разве не так же он смотрел на лилипутов, одержимых войной?!
Нет, здесь безопасность - ценность общепризнанная. Да только опасности всё равно подстерегают крошечного гостя на каждом шагу.
Неразумные твари - они неразумные и есть, ничего не поделаешь. Но аграрное общество во главе с просвещённым монархом - это идеал? Или всё же нет?
Свифт понимал: государей, которых потомство удостоило звания "великий", можно пересчитать по пальцам. И никакой гарантии, что у них будут достойные наследники.
Но быть может, человечество выведет из тупика НАУКА?
Продолжим путешествие по страницам великого романа завтра...