Найти в Дзене

Как сценаристы и режиссёры играют на наших страхах

Оглавление

Одним из популярных жанров в киноиндустрии по праву считаются фильмы ужасов. Зачем человек сознательно подвергает себя страху и какие психологические приёмы используют сценаристы и режиссёры в своих работах?

Боюсь, но продолжаю смотреть

В современном мире человек стремится создать вокруг себя максимально безопасную среду, однако сознательно включает фильмы ужасов, чтобы испытать страх. Почему?

Во многом это связано с возможностью пережить сильные эмоции в "домашних условиях". Происходит выброс адреналина, дофамина, серотонина и других гормонов, многие из которых отвечают за получение удовольствия. Несмотря на сильную эмоциональную встряску, нервная система в период просмотра таких фильмов перегружается, так как мозг получает противоположные сигналы об опасности и безопасности одновременно.

Существует ещё один взгляд на этот вопрос, который связан с механикой ориентировочно-исследовательского рефлекса. Простыми словами, человек смотрит фильмы ужасов, чтобы научиться вести себя в аналогичных ситуациях. Ну, или хотя бы иметь представление о возможных вариантах. Кстати в ответ на этот аргумент существует и другое мнение, что просмотр подобных фильмов наоборот провоцирует зарождение новых страхов.

Ожидание как психологический инструмент

Ценители данного жанра точно знают, как менялись сюжеты, темы и приёмы в хоррорах. Было время, когда одним из главных способов запугивания стали скримеры — внезапно появляющиеся страшные кадры, сопровождающиеся громким звуком. Такой приём связан с нашим базовым страхом внезапных громких звуков. И это, действительно, пугало, но вскоре стало слишком предсказуемо.

Тогда сценаристы и режиссёры решили экспериментировать и углубляться в драматургию фильмов. Сейчас такие фильмы могут относить к постхоррору, слоубёрнеру и возвышенному хоррору. И все они сводятся к одной фразе Хичкока.

Нет ничего страшнее закрытой двери. (Альфред Хичкок, американский кинорежиссёр)

Действие в таких фильмах развивается неспешно, большое внимание уделяется недосказанности, которая работает на воображение зрителя. В современных хоррорах большое внимание уделяется гнетущей обстановке, что также воздействует на наши базовые страхи. Задача сценаристов и режиссёров — погрузить человека в атмосферу тревоги с помощью музыки, статичных кадров и цветовых эффектов.

Выводы для жизни

Какими бы ни были причины включить вечером страшное кино, важно помнить, что у всех нас разная психика. Если просмотр провоцирует новые страхи, кошмары и тревожность, возможно, хорроры не совсем подходящий способ испытать сильные эмоции.

Сценаристы и режиссёры понимают, что банальные способы запугивания больше не удерживают внимание зрителя, и начинают работать с более глубинными человеческими страхами. Поэтому кино сегодня — это серьезная психологическая работа.

А вы смотрите фильмы ужасов? Какие приёмы пугают вас сильнее всего?

Если материал кажется вам интересным и полезным, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь. Это поможет другим видеть статьи в рекомендациях и знакомиться с увлекательным миром психологии.