Интерес к римским императорам, их власти, политике и образу этой самой власти появился в тот же миг, когда европейский ученый решил вникнуть в античные тексты. И нет ничего удивительного, что к настоящему времени культ императоров и представления римлян о том, как должна выглядеть высшая власть, разобраны достаточно подробно. Другое дело - женщины.
Не будем останавливаться на том факте, что специфический интерес к истории женщин в принципе появился сравнительно недавно. Отметим лишь, что в случае римской эпохи подход историков к изучению "женских" сюжетов также не отличался оригинальностью. А потому культ императорских жён, матерей, дочерей и сестер взмахом руки включался в единую традицию почитания власти - какая уж там разница?
А между тем именно с женщин началась такая неоднозначная тема в римской идеологии как обожествление. В рамках культа императорской семьи именно женщины чаще всего были удостоены чести приобщиться к сакральному и стать частью локального пантеона. В то время как сыновьям, отцам и братьям правителей такое только снилось. Лучше всего сюжеты "божественного" в формировании культа женщин императорского дома можно проследить по римским монетам, дошедшим до наших дней.
Формально, первой обожествлённой женщиной из императорского рода стала Юлия Друзилла, сестра и фаворитка императора Калигулы. Но, если отталкиваться от реалий провозглашения той или иной мадам божественной, то первопроходицей в этом деле стала другая Друзилла - Ливия - супруга Октавиана Августа.
По завещанию принцепса Лимвия Друзилла была принята в род Юлиев и получила титул Августы и "Матери Отечества". Она скончалась в 29 г. н. э. в правление императора Тиберия, но тот отказался её обожествить. Сделал он это, невзирая на решение Сената, который назначил Ливии почести сверх положенных императором - четырёхдневный траур для женщин и именную арку. Если же попытаться проследить за именем Друзиллы в эпиграфических источниках, то обнаружится, что культ Ливии в некоторых провинциях начался задолго до её официального обожествления при её внуке, императоре Клавдии.
Через девять лет после смерти Ливии, в 38 году н.э. неожиданно скончалась Юлия Друзилла, что стало ударом для Калигулы. Сенат обожествил её под именем Дивы Друзиллы, дав покойной сестре принцепса титул Августы и провозгласив её земным воплощением богини Венеры.
Для лучшего понимания особенностей культа женщин императорского дома, следует остановиться на основных чертах почитания самого императора и его изобразительных канонов. В самом начале зарождения этой традиции император часто изображался на монетах вместе с другими богами, их чертами и атрибутами или же сразу в их образах. Особенно явно эта тенденция проглядывала на Востоке империи, где практики построения персональных культов с обожествлёнными правителями уже существовали.
Чаще всего на барельефах, мозаиках и фресках рядом с фигурой правителя изображались Юпитер-Зевс, Аполлон, Геркулес, Виктория. Куда реже изображались Дионис и Венера, а также Пакс — богиня мира, Рома — покровительница Рима и богини-благодетели, например, Пиетас и Конкордия, а также Этернитас — олицетворение вечности. Схожую ситуацию можно заметить и с монетами, где эту идею оперативно поставили на службу государственной пропаганде.
Стоит также упомянуть, что использование образов богинь-благодетельниц особенно характерно для династии Антонинов, в период правления которой фигуры "мирных" божеств должны были подчеркнуть ценность мира и процветания Империи. Помимо изображения богов, довольно рано возникает легенда "consecratio" - апофеоза/обожествления, объединяющая в себе сразу все возможные символы власти, выраженные в изображениях алтарей, комет, орлов и т.д
Таким образом, в изобразительной традиции обозначилось стремление к построению связи между правителем и государством. Император хоть и обожествлялся за счет того, что стоял в паре с богиней Ромой, покровительницей Рима, но оставался самостоятельной фигурой, являясь олицетворением государства целиком.
Изображения обожествлённых женщин также создавались в рамках определённой иконографической традиции, во многих аспектах совпадающей с императорской. Их также часто изображали с персонификациями добродетелей, либо же в их образах. Причём данная тенденция не теряет своей популярности на протяжении всего периода принципата.
Довольно часто на реверсах монет, посвящённых апофеозу женщин императорского дома, встречается богиня Этернитас. Однако общий набор изображаемых богов различался: если императора допустимо было помещать рядом с женскими образами Венеры или Цереры, то женщин обделили правом присваивать "мужские" благодетели через культ. А потому бедным женщинам оставался куда более гендерно выверенный набор - Юнона, Венера, Церера, Веста, Пакс и Диана — богини, олицетворяющие мир, процветание и женские добродетели, вроде верности и целомудрия. Упор на "женскость" добродетелей отчасти объясняет тот факт, что вместе с женщинами императорского дома крайне редко появлялись в паре богини Виктория и Минерва, чей профиль деятельности был скорее мужским.
Сложившееся положение дел прослеживается также и в изображении женщин императорского дома, не удостоенных апофеоза, где образы богинь выполняли зачастую пропагандистскую функцию. Так например, Юлию Агриппину Младшую, высланную из Рима за супружескую неверность, изображали вместе с Дианой — покровительницей целомудрия. Какая ирония. Также, в письменных источниках мы встречаем указания на то, что родственниц императора обожествляли как уже имеющихся богинь. Ту же Юлию Друзиллу обожествили как Венеру. При этом нумизматические источники не отражают подобную спецификацию, а императриц изображают с различными богинями.
Легенда consecratio также использовалась в изображении женщин, причем она довольно мало отличалась от имперской. Однако, существует несколько фундаментальных различий в её применении. Так орёл на реверсе монет с изображениями женщин из императорского дома заменялся павлином — символом апофеоза. При этом, орёл помимо связи с императором был символом римской государственности, в то время как павлин имел другую семантику — он был символом богини Юноны.
Однако, данные правила имеют своё исключение — изображения Фаустины Младшей, супруги Антония Пия. После её обожествления было выпущено беспрецедентное количество монет, изображающих её апофеоз, на реверсах которых изображают Фаустину верхом на орле, а также богиню Викторию.
На протяжении двух столетий можно наблюдать определенные тенденции изображения обожествленных императриц, сменявшиеся вместе с правящими династиями. Первая монета с легендой "diva" была отчеканена в правление императора Клавдия, а первые серии появились во время недолгого правления Гальбы, который на реверсах монет изобразил свою покровительницу Ливию с атрибутами Цереры. Также именно тогда на изображениях появляются неизменные атрибуты императриц, фигурировавшие на монетах вплоть до династии Антонинов: патера (сосуд для ритуального возлияния) и скипетр.
В период правления династии Флавиев императриц начали изображать не только на реверсах, но и на аверсах, при этом к Церере добавились Веста, персонификации добродетелей и изображения павлина. При Антонинах количество монет с изображениями императриц, в том числе и коммеморативных, с легендами, отсылающими к апофеозу, увеличивается, как и разнообразие легенд. Императриц Плотину, Фаустину, Фаустину Пию и Юлию Домну изображают также с Юноной, Венерой и Дианой, а на реверсах появляются храмы, многофигурные композиции, орлы и голуби.
Такое распределение изображений объясняется тем, что во времена ранней Империи обычные женщины, хоть и получили права наследования, но не имели формального политического веса. И даже пример Ливии Друзиллы, проложивший путь к императорскому креслу своему сыну Тиберию, подтверждает, что подобные действия были скорее исключением из правил. А потому культ женщин императорского дома также не обрёл политической популярности, став подспорьем общей модели восхваления императоров и их образов власти.
Автор - Илья Агафонов