Россия и США увеличили число готовых к использованию ядерных боеголовок. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира SIPRI, с января 2022 года по январь 2023-го Соединенные Штаты увеличили число развернутых боеголовок почти на 30 штук, с 1744 до 1770. Россия за год нарастила ядерный арсенал более чем на 80 боеголовок — до 1674.
При этом, как отмечает институт, около 2 тысяч боеголовок обоих держав находятся в состоянии повышенной боеготовности.
Но, по оценке SIPRI, развернутые ядерные силы двух стран остаются в пределах ограничений Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений.
Но в нынешних реалиях данные о вооружениях нельзя считать достаточно прозрачными, указывает ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин:
Константин Блохин ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН «Так как мы уже перестали предоставлять американцам право проверять нас, и мы не можем проверить американцев. Очевидно, что уже никакой прозрачности, доверия, взаимоуважения не может быть. Договор как раз основывается на всех этих вещах, поэтому о прозрачности можно забыть, но за год, когда мы приостановили, когда американцы тоже нам не стали предоставлять информацию, кардинально вряд ли ситуация поменяется. Конечно, лет за пять все может поменяться. Но, несмотря на нашу приостановку в СНВ-3, неделю назад Салливан говорил, что готов сотрудничать в этом вопросе с Россией и чуть ли не думать о новом договоре, возможном СНВ-4, потому что текущий СНВ-3 действует до 2026 года. Но в будущем договор, о котором все говорят у нас и в Америке, возможно, не будет действовать, и тому есть несколько причин, три ключевых фактора. Первый — американский, потому что в 2024-м выборы, и если придет республиканец, а скорее всего, это произойдет, то тогда на будущем СНВ-4 вообще можно поставить крест. Потому что республиканцы рассматривают все возможные договоры по ограничению вооружений как инструмент ослабления мощи США. Именно республиканец Буш вышел из Договора по ПРО, и Трамп-республиканец вышел из Договора по ракетам средней и меньшей дальности. Второй фактор — китайский, американцы хотят всеми возможными средствами и способами загнать Китай в новый СНВ-4, а Китай говорит, что на Россию и США приходится 90% всего ядерного потенциала, и Китай присоединится к этому договору лишь в том случае, когда его потенциал будет сравним с американским или российским. Поэтому либо Китаю нужно сначала нарастить свои вооружения до уровня США и России, либо, наоборот, США и России нужно сократить свои потенциалы до уровня Китая. Более того, может быть эффект домино, потому что, если американцы хотят присоединить Китай к этому договору, то китайцы могут поставить такой же вопрос ребром: давайте присоединим Индию. Индусы скажут, давайте присоединим Пакистан. И третий фактор — российский. Американцы в новый СНВ-4 хотят всеми возможными способами ограничить наш гиперзвук, они в гиперзвуке являются догоняющей стороной, и мы сами должны себе задать вопрос: в условиях новой «холодной войны» с Западом, с США должны ли мы идти навстречу и сами себя ограничивать, свое технологическое развитие в гиперзвуке, идя в сторону американцев?»
По оценкам SIPRI, ядерный арсенал Китая за год вырос с 350 до 410 единиц. В феврале японское агентство Kyodo сообщало, что Пекин собирается увеличить количество ядерных боеголовок примерно до 550 к 2027 году и до 900 к 2035 году из-за эскалации ситуации вокруг Тайваня.
Индия и Пакистан также в прошлом году расширяли свои ядерные арсеналы и продолжали разработку новых систем доставки. Хотя для Индии Пакистан по-прежнему остается главным объектом ядерного сдерживания, она делает все больший акцент на создании систем дальнего радиуса действия, в том числе способных поражать цели на территории Китая, сообщают аналитики.