Найти в Дзене

"Дайте жалобную книгу" - важный фильм Эльдара Рязанова

Мы говорим "Эльдар Рязанов" - подразумеваем... да: в первую очередь "Карнавальную ночь", "Гусарскую балладу", "Берегись автомобиля", "Итальянцев в России", "Иронию судьбы", "Служебный роман", "Вокзал для двоих", "Жестокий романс"... А вот "Жалобную книгу" помнят наверняка не все. Кто-то, возможно, вообще о ней не знает (я впервые посмотрел в 1996 году). Однако данный фильм сыграл очень важную роль в творческой биографии Эльдара Рязанова. Эта картина стала своего рода лабораторией, полем для экспериментов. Он был и первым, и последним, и единственным. А теперь подробнее.
ПЕРВЫЙ.
1) Это первый чёрно-белый фильм Рязанова. "Карнавальная ночь", "Девушка без адреса", "Человек ниоткуда", "Гусарская баллада" были яркими и цветными. Собственно, сценарный материал "Жалобной книги" тоже располагал к цветному решению - достаточно незатейливая фельетонная история со счастливым концом. Но режиссёру не хотелось снимать что-то шаблонное, он чувствовал тягу к фильмам более реалистическим, неоднозначны
Оглавление
Из интернета
Из интернета

Мы говорим "Эльдар Рязанов" - подразумеваем... да: в первую очередь "Карнавальную ночь", "Гусарскую балладу", "Берегись автомобиля", "Итальянцев в России", "Иронию судьбы", "Служебный роман", "Вокзал для двоих", "Жестокий романс"...

А вот "Жалобную книгу" помнят наверняка не все. Кто-то, возможно, вообще о ней не знает (я впервые посмотрел в 1996 году). Однако данный фильм сыграл очень важную роль в творческой биографии Эльдара Рязанова. Эта картина стала своего рода лабораторией, полем для экспериментов. Он был и первым, и последним, и единственным.

А теперь подробнее.

ПЕРВЫЙ.
1) Это первый чёрно-белый фильм Рязанова. "Карнавальная ночь", "Девушка без адреса", "Человек ниоткуда", "Гусарская баллада" были яркими и цветными. Собственно, сценарный материал "Жалобной книги" тоже располагал к цветному решению - достаточно незатейливая фельетонная история со счастливым концом. Но режиссёру не хотелось снимать что-то шаблонное, он чувствовал тягу к фильмам более реалистическим, неоднозначным. Поэтому и отказался от цвета. Потом это будет закреплено Рязановым в "Берегись автомобиля", "Зигзаге удачи"...

Из интернета
Из интернета
Из интернета
Из интернета

2) "Дайте жалобную книгу" - дебют Эльдара Рязанова в качестве автора текста песни. Принято считать таким дебютом песню "У природы нет плохой погоды" в "Служебном романе" (режиссёру пришлось пойти на обман съёмочной группы и композитора Андрея Петрова, выдать свой текст за стихи английского поэта Вильяма Блейка).

Однако впервые мы слышим песню на стихи Рязанова именно в "Жалобной книге". Это "Песня корреспондентов". Правда, в ряде источников автором текста этой песни указан Борис Ласкин. Но в любом случае имя режиссёра (как текстовика) упомянуто в титрах картины. Впервые.

3) В этом фильме Эльдар Рязанов впервые снял сам себя в качестве актёра. Маленькая роль редактора газеты. После этого Эльдар Александрович сыграет ещё в 16 своих лентах.

Из интернета
Из интернета

ПОСЛЕДНИЙ.
1) Это последний фильм, в котором Рязанов - не автор сценария (ну, не считая предыдущей "Гусарской баллады", где он был сценаристом де-факто). Начиная с "Берегись автомобиля" стартует его длительное соавторство с Эмилем Брагинским. Также будут дуэты с Григорием Гориным, Генриеттой Альтман, Алексеем Тиммом, Владимиром Моисеенко, Юрием Фёдоровым, Ираклием Квирикадзе. Будут и личные сценарии Рязанова - по А. Н. Островскому ("Жестокий романс"), Ж. Фейдо ("Ключ от спальни") и по собственной повести ("Предсказание").

2) "Жалобная книга" - последний рязановский фильм, в котором мы увидим Ларису Голубкину и Николая Крючкова. До этого они блистали у него в уже упомянутой "Гусарской балладе".

Из интернета
Из интернета
Из интернета. Съёмки велись скрытой камерой на столичных улицах. Потом Рязанов повторит это в "Берегись автомобиля" и "Служебном романе"
Из интернета. Съёмки велись скрытой камерой на столичных улицах. Потом Рязанов повторит это в "Берегись автомобиля" и "Служебном романе"

3) Последняя картина, где Рязанов работает с композитором Анатолием Лепиным. Прекрасную музыку Лепина мы все хорошо помним по "Карнавальной ночи". Также она звучит в "Девушке без адреса" и "Человеке ниоткуда". В дальнейшем постоянным композитором режиссёра станет Андрей Петров (кроме "Итальянцев в России" - Карло Рустикелли, "Ирония судьбы" и "Тихие омуты" - Микаэл Таривердиев, "Андерсен" - Алексей Рыбников). "Андерсен" снимался в 2006-2007 гг., уже после того, как Андрей Павлович Петров ушёл из жизни в феврале 2006-го.

Из интернета
Из интернета

ЕДИНСТВЕННЫЙ.
1) Единственный фильм, где у Рязанова снялись Анатолий Кузнецов, Олег Борисов, - а также... Трус, Балбес и Бывалый (как трио).

Из интернета
Из интернета
Из интернета. По ассоциации вспомнилось
Из интернета. По ассоциации вспомнилось

Из интернета
Из интернета
Анатолий Кузнецов мог впоследствии сыграть Сидорина в "Гараже" - но актёр предпочёл сняться в чехословацком фильме "Гордубал" (если кто видел эту картину, напишите что-нибудь о ней в комментариях). Поэтому Сидориным стал, как известно, Валентин Гафт.
Отдельно "Балбес" (то есть Юрий Никулин) должен был сыграть Деточкина - роль писалась специально на него, даже имя героя и актёра совпадало. Но из-за загруженности в цирке Юрий Владимирович не смог стать благородным жуликом. Не став жуликом, он позже стал... следователем в картине Рязанова "Старики-разбойники".
Из интернета
Из интернета

В "Жалобной книге" действительно есть что-то жалобное, щемящее. Хотя поначалу трудно понять, что именно. Вроде комедия, без каких-то трагизмов (не как в "Берегись автомобиля" или "Жестоком романсе"). Но черно-белый фон. Но герой Борисова уже с невесёлыми глазами. Рина Зелёная в образе ресторанной певицы тоже исполняет достаточно грустный романс (да и жизнь пожилой солистки тоже вызывает жалость: её творческая жизнь заканчивается, и она работает в ресторане практически за еду. И то потом уходит оттуда). Лариса Голубкина уже не яркая, как в первой своей роли из предыдущего рязановского фильма. Уже не поёт.

Хотя хотела спеть. Рязанов запретил - потому что как раз этим нарушалась бы реалистичность фильма. Голубкина играла в картине директора ресторана, и как бы по должности ей было не положено петь в собственном заведении. Поэтому песню "Добрый вечер" в фильме исполняет другая Лариса - Мондрус.
Из интернета
Из интернета

Вообще, если мы посмотрим на рязановские фильмы, то там некоторые темы и сюжетные ходы так или иначе повторяются - но не напрямую, а как бы по спирали. Так герой Кузнецова - в общем-то хороший человек, но отвергнутый в любви. Как будто предтеча Ипполита. А тема любви и ресторана будет продолжена у Рязанова в "Вокзале для двоих" - только там героиня уже не директор, а официантка. И перипетии героев куда более драматические.

Из интернета
Из интернета
Из интернета
Из интернета

В общем, фильм в творческой биографии Рязанова - переходный. Но не проходной. Хороший, добрый, смешной и музыкальный. И сейчас с ним можно отдохнуть. Вспомнить добрым словом актёров, большинство из которых уже не с нами...

Читайте также:

Есть ли у вас что добавить по этой теме?

Напишите в комментариях, будет интересно.

Также буду благодарен за лайки и подписки на канал. До встречи!