В последнее время я несколько раз писал о том, что в России создались предпосылки для роста цен на топливо.
Во многих регионах бензин уже потихоньку растет в цене, а сейчас уже можно говорить о том, когда конкретно рост станет более значимым и заметным. Вероятнее всего, это случится где-то к началу осени, поскольку именно с сентября вступят в силу изменения демпферного механизма. Об этом заявил замглавы Минфина Алексей Сазанов.
Законопроект об этом уже прошел все необходимые согласования и, вероятнее всего, в ближайшее время будет принят.
Даже тот рост цен на бензин, который уже наблюдается сейчас - своего рода "подготовка" к будущим более глобальным изменениям. Почему глобальным?
Потому что с 1 сентября компенсации нефтяникам по демпферному механизму сократятся в 2 раза или примерно на 50 млрд рублей в месяц (например, в мае было компенсировано более 100 млрд).
Если кто не знает, то демпферный механизм - это доплаты государством нефтяным компаниям за то, что они не экспортируют топливо, а продают на внутреннем рынке, где цена дешевле. Вот разница между экспортной и внутренней ценой - это и есть примерная сумма компенсации.
И вот теперь она станет в 2 раза меньше, соответственно, продавать топливо на внутреннем рынке по прежней цене станет уже невозможно. Уже сейчас, с учетом нынешнего уровня компенсаций, цена бензина на АЗС стала убыточной для продавцов:
А теперь представьте: что будет, если компенсации урежут вдвое?
Уже несколько месяцев в преддверии этих изменений оптовые цены на бензин на СПБ бирже многократно обновляли исторические максимумы.
С начала года продажи бензина на внутреннем рынке сократились почти на 8% - следует из данных ФАС, которая даже разослала 9 нефтяным компаниям официальные требования увеличить продажи топлива в России, и грозит уголовными делами за непринятие подобных мер.
То есть, ситуация более чем серьезная.
И особенно потому, что топливо в разной степени входит в себестоимость вообще любых товаров и услуг. Например, сельскохозяйственной продукции: вот посевная прошла еще по старым ценам, а сбор урожая уже частично может пройти по новым. Соответственно, поднимутся цены на все, в т.ч. и на продукты.
Тогда почему же государство сокращает демпферные компенсации? Все из-за ситуации с дефицитом бюджета: будет экономить везде, где возможно (ну, кроме "неприкасаемых" статей) - вот вам уже прямые признаки секвестра, или как это сейчас назвали, приоритизации расходов.
Кроме того, государство имеет все возможности снизить цены на топливо путем сокращения заложенных в него налогов, например, акцизного сбора. Налоги сейчас составляют около 70% цены топлива:
Даже снизив их на 10%, можно снизить цену бензина, как минимум, на 5%, что уже ощутимо положительно скажется на динамике общей инфляции. Но куда там... по нефтегазовым доходам (все эти налоги - как раз их и составляют) в бюджете и так серьезный недобор.
В общем, бензин подорожает точно к сентябрю. Плавно или потом резко - уж не знаю. Главный вопрос: на сколько он подорожает? Эксперты топливного рынка называют самые разные варианты: от минимальных 10-20%, до катастрофических 50% и более.
Полагаю, что государство будет использовать все свои рычаги давления на нефтяников, чтобы подорожание было минимальным, то есть, эти 10-20%. Но заставлять компании продавать топливо в убыток чревато возникновением эффекта сжатой пружины: долго удерживать ее не получится, и в какой-то момент она как выстрелит...
А еще в конце апреля Российская газета (официальное правительственное СМИ) сообщала, что "Российский рынок нефтепродуктов в 2023 году имеет все шансы быть стабильным". Ну-ну.
Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!