Всем привет. Сегодня снова вернёмся к видеоигровой части моего канала и разберём игру от небольшой студии. Название как понятно "Daymare 1998" и судя по всему авторы сильно вдохновлялись одной из моих любых серий зомби-боди-хорроров в стиле биопанка Resident Evil.
О сходстве игры с RE
Конкретно игра очень похожа на 2 часть резидента. Даже одного из первых героев за которого мы играем, зовут Лев, что очень похоже на имя главного героя Resident Evil 2 Leon S Kennedy, не знаю намеренно или нет. Но уж что точно вдохновлённо RE это возможность заняться актом вандализма жестоко и беспощадно ломать всякие фигурки, спрятанные на карте.
Ну и соответственно некоторые отсылки на 2 и 3 Resident Evil в игре тоже встречается, например рисунок железной дороги на асфальте и упоминание, что Hexacore работает лучше, чем их коллеги из Раккун-Сити.
Сюжет
Вместо вируса, бактерии, грибка или даже паразита основная причина появления зомби в этой игре — это "Кастор" (который я на протяжении всей игры в шутку называл касторкой) химическое оружие, которое представляет из себя достаточно коррозийный газ, вдохнув который человек становился зомби, который нападал на других. Концепция, конечно, новая и интересная, но всё же не совсем логичная, но об этом ниже. Но и вирусы в игре также есть, а именно "Поллукс", вирус, созданный на основе "Кастора". По сюжету кастор создали в Японии ещё во времена холодной войны и решили отомстить США за Хиросиму отправив к их берегам подводную лодку и выпустив ракеты с этим газом над крупными городами. Но так как на подлодку взяли срочников на полставки (и видимо управляли ей с геймпада) зловещий план, так и не осуществился, и подводная лодка разбилась, а весь её экипаж погиб. Спустя много лет, она подверглась коррозии вместе с ракетами начинёнными кастором и отравила местных медуз часть из которых смогла адаптироваться к нему и ужалив несколько человек устроила лишь локальную вспышку на одном из островов, которую быстро подавили и обнаружив этих медуз передали их "Hexacore Biogenetic" - исследовательскую корпорацию которая вполне с известием правительства США тайно проводила испытания как химического, так и биологического оружия на ничего неподозревающих гражданах. Изучив этих медуз ими же и был создан вирус "Поллукс". Вирус многократно повышал как регенеративные способности человека, его физическую силу и, по сути, с его помощью можно было создать суперсолдата, но правда с одни "но". Зараженный оставался человеком пока ему вводили различные виды гормонов, которые требовались зараженному. В противном случаи инфекция прогрессировала и человек уже превращался в неконтролируемого монстра, которого к тому же ещё и непросто убить. И вот на одном из островов, где была лаборатория Hexacore произошла утечка Кастора и отряд из 4 бойцов отправили расследовать причины этой утечки, а также спасения оставшихся образцов и материалов исследования. Но по итогу оказываются в центре одного из самых крупных заговоров. Во-первых, узнают много нового про Hexacore и эксперименты, которые они проводили, а во-вторых, становятся частью плана человека известного как "Чистильщик", который и спланировал и аварию в лаборатории и дальнейшие заражение Keen Sight.
Геймплей
По сути, геймплей схож с таковым в RE. Относительно медленные зомби и сражение с ними в узких пространствах. Из RE же перешла и фишка с тем, что попадание в голову пусть и наносит самый высокий урон одного и даже двух попаданий в голову не хватит, чтобы победить зомби. Поэтому соответственно пылесосим локации в поисках патронов и аптечек, которые здесь представлены особым веществом H-аддитив смешенным энергетиком из которых получится "жидкость быстрого применения" (ЖБП). Помимо ЖБП для лечения будут ещё и для выносливости, чтобы восстановить выносливость (логично, правда?) и ЖБП для мозга, которые прямо как "психостимулятор" из 7 RE подсвечивает все предметы, которые мы ещё не подняли, но на определённый срок.
В некоторой степени схожи и боссфайты, но их не так много, и они чуть более разнообразны. Уж что в некоторых частях RE не совсем хорошо, так это боссфайты, точнее отсутствие какого-либо разнообразия в них. Исключение 3 (Remake), 5 и 6 часть. В 5 есть как стандартные для RE беготня по арене с отстрелом слабых мест босса, также стационарные отстрелы слабых мест, но уже с помощью пулемётных турелей, здесь же заманивание босса в определённую комнату, чтобы включить что-то, что нанесёт ему огромный урон и кормление огромного босса-паука гранатами в попытках пробить его броню, а то и в битве с Альбертом Вескером прятаться в темноте и под его бесконечные you can't hide foreve наносить удар из тени поскольку он умеет уворачиваться от пуль, а пока он оглушен попытаться ввести ему сыворотку. Ну и в 6 части боссфайты проходят в разных интересных условиях, ну а в других частях чаще всего склоняются к беготне по арене и отстрелу слабых мест босса. В daymare есть файты и с просто стрельбой по боссу, и со стрельбой по уязвимым местам и какие-то особенные файты, где можно заманить босса куда-то и нанести ему огромный урон, так и битва с боссом который действует по тактике "ударил, сбежал".
Ну и никуда не делись и загадки от Жака Фреско, которые нам предстоит решить. Загадки как с правильной расстановкой предметов, так и из серии, нужно открыть дверь, которая открывается с помощью, эмблемы 3 части которой находятся на территории этой локации. В отличии от RE (по крайней мере на средней сложности) если нужно решить какую-то загадку с расстановкой предметов или выравниванием давления или поиском кода, но вы сегодня не в настроении разгадывать загадки или вообще зашли в игру пострелять по зомби, а не загадки решать, или если какая-то из них для вас оказалось невыносимо сложной или непонятной, есть кнопка "пропустить". Загадка решится сама и вы продолжите прохождение без необходимости искать гайд по её решению.
Что тоже схоже с RE, в игре есть записки и документы, которые мы можем найти на локации и почитать. К счастью, прямо как в Резиденте сбор записок поможет нам узнать скорее дополнительную информацию о мире и не стоит переживать, что из-за не найденных записок невозможно понять сюжет. Интересное и одновременно очень спорное нововведение, зашифрованные файлы. Подобрал записку, а она зашифрована, известен только код файла и нужно уже в реальной жизни зайти на сайт Hexacore Biogenetic и по коду найти этот файл. С одной стороны интересно, что-то нужно делать самому, искать, расследовать, но с другой муторно потому начиная со второй главы, чуть ли ни каждый второй файл зашифрован, поэтому я предпочёл руководство в Steam где все эти файлы собраны и переведены.
Графика и техническая составляющая
В плане графики можно сказать одно - движок Unreal Engine 4, а движки серии UE славятся достаточно красивой графикой. При том, я не скажу, что игра прям очень требовательная, моей GTX 1050 (причём не Ti, у меня всего 2 Gb видеопамяти, когда у Ti 4 Gb) вполне хватало. Так что соотношение графика/оптимизация достаточно хороша.
Но показалось, что всё же анимации ходьбы и падения зомби какие-то топорные, как будто в игре нет Ragdoll'а и вместо него две-три анимации. Но ладно, я в детстве играл и в GTA San Andreas, и уже в более сознательном возрасте проходил ремастер 4 RE, также RER 1, так что меня отсутствием Ragdoll'а не напугать, тем более игра как я понял инди.
В остальном же, каких технических огрехов не увидел.
Субъективщина
Ну а теперь о субъективной части, основанной на моих впечатлениях, что понравилось и не понравилось мне.
Концепция с газом вместо патогена по мне довольно странная. Трудно представить как газ может привести к появлению зомби. Подобная концепция была в Resident Evil 6, но там вместо газа был скорее вирусный аэрозоль, который заражал человек C-вирусом (читаем как Си-вирус) при вдыхании, но в Daymare у нас чисто коррозийный газ, который скорее бы привёл к смерти из-за многочисленных ожогов как внешних, так и внутренних тканей. Вероятно, разработчики решили, что концепция с вирусом уже порядком заезженная тема и решили заменить и это действительно так. Зомби-вирус у нас почти в каждой игре про зомби, Грибки уже тоже были (The Last of Us, Resident evil 7 и 8), паразитические черви тоже встречались. Но вот бактерии или патогенные простейшие почти не встречались. Единственная игра, где мне помнятся бактерии, заражение которыми превращает в зомби — это Tom Clanc'y Rainbow SIx Extraction и то, так скорее не зомби, а просто монстры (Археи), которые нужны для охраны экосистем, которые создаёт бактерия Химера. И что самое интересное, есть гипотеза, что большая часть наших предпочтений в пище зависит не столько от мозга, сколько от бактериальной микрофлоры кишечника и вот можно развить как-то эту гипотезу и придумать бактерию, заражение которой создаёт зомби. Было бы и ново и логично, и тоже интересно.
Что мне понравилось, даже больше чем в RE, в Daymare более подробно раскрыли конкуренцию между исследовательскими организациями проводящим незаконные эксперименты. В RE была некая "организация" - конкуренты Umbrella corp, следы деятельности которых можно было увидеть во время инцидента в Раккун-Сити. И вот что в RE, что в Daymare мы видим схожу концепцию. В RE Umbrella пытается замести следы своей причастности к вспышке Т-вируса и незаконной деятельности, а "организация", наоборот, стремится подставить Umbrell'у, чтобы после подавления вспышки к ним возник ряд неудобных вопросов. В Daymare тоже есть конкуренты Hexacore которые стремятся явить миру тайны про их эксперименты (пусть и путём утечки Кастора на небольшой город) и Hexacore которые пытались всеми силами уничтожить улики, которые разоблачали их. И вот в RE это всё проходит как-то фоном, мы узнаём про организацию из записок и из истории некоторых антагонистов (Николай Зиновьев, который работал на неё и Альберт Вескер, который был и против Umbrell'ы и организации) или из истории героев (например Ады Вонг, которая была агентом Организации и нарушала планы Вескера делая вид, что работает на него). В Daymare же противостояние двух сил является чуть ли ни основной нитью сюжета, что создаёт неплохую атмосферу центра крупного заговора. Даже один из персонажей говорит "не доверяй никому" (вероятно, отсылка на знаменитую фразу из X-Filles " No trust no one), потому что по ходу сюжета количество шпионов в Hexacore такое, что впечатление, что из них состоит вообще весь Hexacore (разумеется, я преувеличиваю). Это конечно не плюс и не минус той или иной игры, просто сценаристы одной решили уделить внимание одним аспектам сюжета, другие другим.
Очень понравилось, что помимо записок, сценаристы рассказывают нам истории и через игровое окружение. Например, на одной из территорий можно встретить заражённое Поллуксом существо. Пройдя чуть дальше, можно найти аптеку, где будет лежать мёртвый оперативник Hexacore у которого можно извлечь чип. Пройдя дальше можно увидеть, что в аптеке есть какая-то дверь, и открыв её увидеть небольшую лабораторию, где стоит три больших резервуара внутри которых зараженные Поллуксом, но резервуар по середине разбит и пустой, а рядом компьютер где можно прочитать запись с чипа оперативника, которые и поведает нам. что во время вспышки, он должен был уничтожить эту лабораторию, но один из зараженных вырвался из резервуара и уничтожил его отряд ранив и этого оперативника. Вот так по крупицам мы восстанавливаем небольшую историю, где есть противник в виде зараженного Поллуксом, мёртвый отряд Hexacore и лаборатория с разбитым резервуаром.
Понравился и интересный лор, который сделали разработчики. Но есть одно "но". Официально, этому абзацу можно поставить предупреждение о высоком уровне духоты, так как я запустил режим душнилы. Можно найти документ Hexacore о их других экспериментах помимо исследования Кастора на людях в больнице Keen Sight, и вот что резануло, так это воздушно-капельное заражение людей анаэробными бактериями. Может конечно Hexacore так захотел украсть бюджет выделенный на эти исследования, но пытаться по воздуху заразить людей бактериями, для которых воздух смертелен (Облигатные анаэробные бактерии, например те же кластрии ботулизма живут в бескислородной среде, так как кислород для них губителей, в отличии от аэробных бактерий, которые могут жить только в кислородной среде и факультативных анаэробов которые прям как в одном старом меме "среда есть среда", т.е. могут жить и там и там). Косяк сценаристов? Определённо, но не суть важно, потому что всё же это капля в море, и этот косяк увидят только те, кто понимают, что такое анаэробные бактерии, да и в целом добавь в этом тексте слово "факультативными анаэробными бактериями" и косяк исчезает. Но и RE таких косяков не лишён, до сих пор не выходит из головы документ в котором один из учёных Амбреллы утверждал, что создание паразита для контроля Немезиса очень рискованно, потому что "паразит слишком сложен и его тяжело контролировать, в отличии вируса, которые легко контролируется вакцинами". И приводится в качестве примера малярия, от которой в реальности вакцина есть, а вот, например против ВИЧ, который, как и Т-вирус является ретровирусом у нас нет ни одной вакцины. Вернее есть, но их эффективность не выходит за приделы 30% (и то в рамках исследования на одной конкретной территории, в масштабах мира, хорошо будет если она достигнет хотя бы 10%). Это уж я не говорю, о вирусе Нипах, большинстве коронавирусов (кроме SARS-CoV-2) и ещё довольно огромном пласте вирусов, которые мы не может контролировать. При этом всём, противовирусных препаратов у нас не так много, а вот противопаразитарные и антибиотики (которые могут иметь эффективность в отношении некоторых патогенных простейших) нам более чем доступны. Это уж если не говорить о том, каких усилий нам стоит контроль над тем же гриппом. В общем как раз наоборот, вирус контролировать сложнее, а вот патогенных простейших проще. Но ладно, отключаю режим душнилы и хвалю разработчиков за проработку лора.
Заключение
В конце стоит ответить на вопрос стоит ли поиграть. Мой вердикт, определённо стоит, особенно если вы любитель серии RE, и соскучились по нему и хочется попробовать нечто похожее. Плюс если вы мазохист и любите RE за его высокую сложность из серии плюс 500 тыс хп у рядовых противников и минус половина всех припасов на карте, что невольно заставит вас повторять ставшую недавно мемом фразу про боеприпасы, то такой режим в игре тоже есть.
Ну а на этом всё, спасибо за прочтение, не болейте!