Найти в Дзене
Психолог Инга Янсон

Компьютерная игровая зависимость у детей и подростков. Часть 2.

В первой части этой статьи мы обсудили, как выглядят признаки компьютерной игровой зависимости, почему это именно зависимость, и притом опасная, и до каких тяжелых последствий она может довести.

Сейчас мы подробно рассмотрим механизмы привыкания, заложенные в компьютерных играх. Именно эти механизмы вызывают развитие аддикции, аналогичной наркотической.

Это не секрет и не теория заговора, а достоверный факт:

компании, разрабатывающие самые массовые, «топовые» компьютерных игры, в которые играют миллионы и десятки миллионов людей по всему миру, имеют в своем штате специальных психологов.

Задача этих психологов – исследование и создание механизмов, делающих игру аддиктивной,вызывающих привыкание к игре и желание играть снова и снова.

Каковы же эти механизмы? – Они зависят от жанра игры. Давайте посмотрим на типичные примеры.

  • Если компьютерная игра – это игра в войну («стрелялка»), то главным фактором привыкания является выброс адреналина и кортизола в процессе игры.

Идет бесконечное повторение игры – вот боец «убит», и тут же он может вскочить и начать все с начала, или даже пополнять число своих жизней по ходу боя.

Производители таких игр проводят тестирование их эффектов перед выпуском новинки в продажу – «стрелялка» должна вызывать у игроков, как минимум, артериальное давление 180 на 120 и пульс 140, иначе она никуда не годится.

То есть древние, выработанные эволюцией механизмы, которые включаются для мобилизации сил организма в состоянии реальной опасности, бесконечно запускаются в процессе игры как реакция на «виртуальную» опасность.

Со временем возникает привыкание – игрок начинает испытывать скуку и подавленное состояние без новых порций адреналина, ему требуются все более сильные и продолжительные эмоции, и он играет все больше и больше.

Это порочный круг, в котором развивается зависимость.

Также развивается подсознательная склонность к агрессивному поведению – даже если дело не доходит до психотического состояния «переноса игры» на реальность. В старшем возрасте это может стать причиной совершения преступлений – примеров тому масса.

  • Если же мы рассматриваем не «стрелялку», а более сложную ролевую игру, например знаменитый «Майнкрафт», то здесь механизмы привыкания более тонкие.

В таких играх могут быть элементы творчества, мифологии, социального взаимодействия с персонажами игры и с другими игроками.

Механизмы привыкания обычно связаны с неожиданными, достаточно частыми и быстрыми вознаграждениями, которые создатели игры предоставляют игроку.

  • Это могут быть разные инновации в игре, например переход на более высокий уровень.

Обычно в таких играх есть автоматическая подстройка уровня сложности игры в зависимости от предыдущих успехов игрока, но с элементами случайности, которые усиливают развитие аддикции.

  • Или обнаружение «кладов», как в «Майнкрафт» – вплоть до получения реального вознаграждения в криптовалюте; и т. п.

Каждый раз при получении быстрого или неожиданного вознаграждения (наподобие выигрыша в лотерею) происходит выделение «гормона удовольствия» – дофамина – в прилежащее ядро головного мозга.

Чрезмерная активация этого ядра приводит к снижению естественной секреции дофамина.

Дальше зависимость развивается по тому же гормональному порочному кругу – игроку требуется все больше и больше дофамина, и все больше и больше внешней стимуляции через игру, для поддержания достигнутого уровня «удовольствия».

Этот процесс полностью аналогичен развитию наркомании.

  • Энтузиасты «Майнкрафт» утверждают, что эта игра содержит, в игровой форме, обучение компьютерным методам проектирования и дизайна – и она якобы замечательна и полезна как раз тем, что миллионы людей приобщились к этим методам.

В действительности, к сожалению, ситуация ровно обратная.

Настоящие системы компьютерного проектирования никогда не вызывают зависимости, а «Майнкрафт» вызывает очень сильную зависимость, как я могла неоднократно убедиться на примере своих пациентов.

Почему это так?

Потому, что реальные системы компьютерного проектирования не содержат никаких механизмов немедленного поощрения – с ними надо работать часами, днями, неделями и месяцами, чтобы выполнить проект.

А в «Майнкрафт» заложены такие механизмы поощрения (например, обнаружение виртуальных «кладов»), которые и вызывают дофаминовый цикл привыкания.

Поэтому человек, привыкший играть в «Майнкрафт», никогда не сможет работать над реальным проектом – там, где нет немедленного поощрения, а требуются усидчивость, терпение и настоящая концентрация внимания.

Более того, как показали недавние исследования с помощью метода диффузионно-тензорного МРТ (2015 г.), зависимость от компьютерных игр приводит к еще одному негативному процессу – микроструктурным изменениям в головном мозге.

  • С одной стороны, нарушается или замедляется развитие отделов мозга, ответственных за вербальный интеллект.

Мы уже видели, что дети, которые с раннего возраста приобщились к компьютерным играм и фильмам, испытывают очень серьезные трудности с развитием устной и письменной речи.

  • С другой стороны, под воздействием компьютерных игр у детей возникают новые нейронные связи в головном мозге.

Это происходит путем миелинизации определенных аксонов, в результате чего скорость проводимости нервных импульсов в этих направлениях увеличивается в 5–10 раз.

Но важно отметить, что не все нейронные связи в мозге являются полезными.

Так вот, у детей, зависимых от компьютерных игр, развиваются связи между дорсолатеральной префронтальной корой и височно-теменном соединением. Эти связи являются ненормальными и нежелательными, и могут увеличивать вероятность развития у ребенка аутизма и шизофрении.

Итак, мы рассмотрели механизмы и последствия развития компьютерной игровой зависимости с точки зрения нейрофизиологии.

Но можно рассмотреть их и на более высоком, психологическом уровне:

Почему вообще дети начинают массово играть в компьютерные игры, а затем уже попадают в порочный круг зависимости?

  • Во-первых, очень часто причиной этого являются сами родители. Вот как это происходит.

Для каждого вида деятельности ребенка есть свой сенситивный возраст (кстати, это понятие также введено в психологию Марией Монтессори).

Это значит, что навыки деятельности усваиваются особенно хорошо, если ее начать в определенном возрастном диапазоне.

Для большинства видов деятельности (например, освоение чтения, письма, счета, восприятия музыки, освоение навыков вежливости и этикета и т. п.) сенситивные периоды находятся в диапазоне от двух-трех до пяти-шести лет.

Это же относится и к не очень позитивным видам деятельности, таким, как компьютерные игры.

К сожалению, очень часто бывает, что родители дают ребенку планшет с мультиками и играми уже в возрасте двух – трех лет, чтобы ребенок мог занять сам себя и не беспокоил родителей.

Это как раз сенситивный возраст.

В результате у ребенка быстро формируется привыкание не только к компьютерным играм, а вообще к свечению экрана и быстро сменяющимся визуальным образам.

Ребенок быстро осваивает гаджеты и не может без них жить, но при этом начинает катастрофически отставать в плане развития речи, чтения, письма, элементарной математики, общения со сверстниками.

Где-то лет в 5–6 это отставание становится настолько опасным, что родители вынуждены искать помощи у коррекционных психологов-педагогов, чтобы подготовить ребенка к школе.

Даже если им удастся в какой-то степени скорректировать перекосы и отставания в развитии ребенка, его зависимость от гаджетов, экранов и компьютерных игр останется.

Более того, ранее приобщение ребенка к гаджетам в ущерб его общению с родителями, в первую очередь с матерью – это фактор развития синдрома нарушения привязанности, и, как результат, СДВГ.

Я уже рассказывала об этом в моих статьях и в видео «Коварный СДВГ».

Это одна из причин того, что СДВГ и зависимость от компьютерных игр часто развиваются вместе, в порочном круге, усиливая друг друга.

  • Если ребенок познакомился с компьютерными играми уже после сенситивного возраста, например в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте, то причины его тяги к играм несколько иные:
  • Неразвитая сфера интересов – опять же из-за того, что у родителей не было времени, сил и желания развивать интересы ребенка.

По сравнению с миром вокруг, который представляется ребенку скучным и блеклым, мир компьютерных игр кажется ярким, многообразным, красивым, захватывающим.

  • Школа – формальная, бездушная, однообразная, угнетающая личность ребенка. Ребенок уходит от тяжелых для него школьных занятий в радостный мир компьютерных игр.
  • Напряженные отношения в семье или гиперопека со стороны родителей – ребенок опять же ищет спасения в виртуальном мире.
  • И наконец, существует просто подсознательная потребность личности в мистическом опыте, фантазийных мирах, о которой писали Карл Юнг и Джозеф Кэмпбелл.

В былые времена эту потребность удовлетворяли сказки, легенды и мифы, сейчас – виртуальный мир компьютерных игр.

Так что же необходимо делать родителям, чтобы предотвратить развитие игровой зависимости у детей?

  • Во-первых, не допускать никаких электронных гаджетов – компьютеров, приставок, планшетов, телефонов – вообще никаких! – до того возраста, когда ребенок твердо научится читать и писать.

Давать ребенку игровой планшет в 2–3 года – это полное и абсолютное безумие, гарантированный путь в катастрофу.

  • Просмотр мультфильмов тоже не очень полезен, и должен составлять не более 30 минут у дошкольников, и не каждый день.
  • Необходимо с раннего возраста формировать у ребенка сферы интересов к реальному миру – науке, технике, литературе, искусству, музыке, природе, возможно спорту.

Хороший технический конструктор в миллион раз полезнее игрового планшета!

Тогда мир компьютерных игр, когда ребенок с ним встретится, уже не покажется ему таким волшебным и притягательным.

Разумеется, постоянно общаться с ребенком и формировать его сферы интересов – это намного труднее, чем просто дать ему планшет, чтобы он занимал себя сам.

Но планшет у дошкольника – это гарантированный путь в тяжелую игровую зависимость.

  • В младшем школьном возрасте компьютерные игры по-прежнему крайне нежелательны.

То есть норма игрового времени в этом возрасте – абсолютный ноль.

Часто бывает, что третьеклассник играет по 2–3 часа в день и больше – это совершенно недопустимо.

  • Необходимо противостоять социальному давлению со стороны сверстников.

Вот друзья-приятели вовсю «режутся» в компьютерные игры и только об играх и говорят.

Ребенок, которого родители воспитывают без компьютерных игр, может почувствовать себя «белой вороной», ущербным, отвергнутым сверстниками.

Что этому противопоставить? – Кружки, секции, основы науки и техники, творчество, друзей с общими неигровыми интересами.

То есть активно продолжать развитие творческих интересов ребенка.

  • Самое главное – ребенок должен чувствовать любовь и тепло в семье, нормальное уважительное отношение к себе в школе – тогда ему не придется убегать из реальности в виртуальный мир компьютерных игр.
  • В возрасте 12–13 лет приходит время, когда подростку следует познакомиться с компьютером.

Но: компьютер – не для игры!

Как говорил знаменитый математик академик Самарский, компьютер – это инструмент познания.

Компьютер предназначен для того, чтобы:

  • его программировать,
  • использовать его для учебы и работы, для решения реальных задач, для доступа к научной информации, для познания реального, а не виртуального мира.
  • В какой-то момент подросток, конечно, познакомится с компьютерными играми, но они уже не произведут на него особого впечатления.

Они не будут для него волшебным притягательным миром, не вызовут зависимости – ну, поиграл немного, и больше не хочется.

У него есть уже более или менее сформировались лобные доли головного мозга, сформировалась психика, появились собственные интересы и цели, он уже идет к своим целям со школьной скамьи.

А что делать, если зависимость от компьютерных игр уже возникла?

  • Обязательно обращаться за помощью к психологу.

Ни в коем случае нельзя надеяться, что зависимость пройдет сама собой, что ребенок ее просто перерастет.

  • Но бывает и другая крайность – родители, обращающиеся за психологической помощью для своих детей, думают, что у психолога есть какой-то «волшебный ключик». И мол, психолог сразу «починит» расстройство у ребенка, «отучит» его от компьютерных игр.

Конечно, нет – это невозможно.

  • Избавление от компьютерной игровой зависимости – это тяжелый, длительный процесс, который потребует большого труда и максимальной вовлечённости всех – и психолога, и родителей, и самого ребенка или подростка.
  • Задача психолога и родителей – не как-то там ограничить игровое время ребенка, чтобы он мог с грехом пополам учиться и не дошел бы до психоза.

Задача состоит в том, чтобы полностью устранить причины, вызывающие у ребенка аддикцию к компьютерным играм,и таким образом устранить нездоровую потребность играть в эти игры. Но достичь этого очень непросто.

Как проходит работа с компьютерной игровой зависимостью?

  • Вначале может потребоваться «цифровая детоксикация» – по аналогии с химической детоксикацией, которая применяется при наркотической зависимости.

Это очень сложный процесс, так при этом у зависимого начинается такая же «ломка», как у наркомана. Могут начаться приступы агрессивного поведения, или, наоборот, депрессия.

Задача психолога – избрать правильную стратегию и тактику цифровой детоксикации, например:

  • что лучше – немедленный или же постепенный отказ от компьютерных игр?
  • что делать при срывах, которые неизбежно будут происходить?

Задача родителей – во-первых, твердо следовать тактике, выбранной психологом.

Во-вторых, я уже говорила о том, что одна из очень часто встречающихся причин ухода ребенка в виртуальный мир – это проблемы в семье и в школе.

Эти проблемы также необходимо проработать на сессиях с психологом – на это может потребоваться очень много времени и сил, но иного пути нет.

  • И самое главное – родители вместе с психологом и самим ребенком должны работать над формированием у него новых сфер интересов.

Еще раз подчеркну, что это тяжелый и длительный процесс, и не все родители к нему готовы.

Но скажу прямо: кто не готов – тот останется с игровой зависимостью у своих детей, и эта зависимость будет только прогрессировать, вплоть до опасных последствий.

  • Очень часто бывает, что зависимость от компьютерных игр развивается вместе с СДВГ и другими поведенческими расстройствами.

Это происходит потому, что у них много общих причин (например, нарушение привязанности в раннем детстве), и они усиливают друг друга.

В таком случае, психолог проводит комплексную терапию СДВГ и компьютерной игровой зависимости. О работе с СДВГ я уже подробно рассказывала в моих статьях и видео.

Только вместе мы можем преодолеть зависимость от компьютерных игр.

Обращайтесь за психологической помощью, если Вы видите у Вашего ребенка признаки зависимости, СДВГ или других расстройств поведения!