Найти тему
Minsknews.by

«Услышишь такое — жить хочется». Почему молодые музыканты выбирают традиционные инструменты

Оглавление

С цимбалисткой Вероникой Прадед мы встретились на железнодорожном вокзале, она уезжала на концерт в Толочин. У солистки Белгосфилармонии, заведующей кафедрой струнных народных щипково-ударных инструментов Белорусской государственной академии музыки плотный рабочий график, а ее выступления никого не оставляют равнодушными. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с талантливым музыкантом.

-2

Кандидат искусствоведения В. Прадед — лауреат международных и республиканских конкурсов, солист Белорусской государственной филармонии. Гастролировала по Беларуси и другим странам, дав свыше 300 сольных концертов.

В основе ее репертуара — сочинения, написанные специально для белорусских цимбал. Исполнила около 50 премьер. Более десяти сочинений посвящены самой цимбалистке. Вероника Прадед — составитель «Хрестоматии цимбалиста» (издано 5 нотных сборников), исполнитель «Аудиоколлекции музыки для белорусских цимбал» (вышло 5 дисков).

По совету дяди Вовы

— Вероника, предположу, что прародители цимбал — гусли. Конечно, эти два инструмента отличаются количеством струн. В цимбалах их 78, а в гуслях чаще 25, и способы извлечения звуков у них разнятся. На цимбалах играют с помощью молоточков (другое название — палочки), а для гуслей они не нужны.

— Думаю, что цимбалы и гусли — ветви развития более древнего их прародителя. Были цимбалоподобные инструменты, как их называют в научной литературе, представляющие собой доску с натянутыми над ней струнами. Со временем они совершенствовались. Похожие на цимбалы инструменты развиты не только у восточных славян. Такие встречаются в Китае, Израиле, Канаде, Англии…

— Помните свое первое знакомство с инструментом?

— Мне тогда не было еще и 7 лет. Пришла на урок по специальности, мне дали палочки в руки, объяснили, как извлекаются звуки, рассказали про основные приемы игры. С тех пор 30 лет играю.

— Получается, не вы выбирали инструмент?

— Скорее родители. Их знакомый — дядя Вова — играл в ансамбле «Крыжачок» на баяне. Когда он узнал, что я хочу стать музыкантом, сразу предложил: нужно выбрать цимбалы. Этот белорусский национальный инструмент как нельзя лучше подходит девочке. Родители прислушались.

Я окончила гимназию-колледж при Белорусской государственной академии музыки, саму академию по классу цимбал и аспирантуру этого вуза. Так уж сложилось, что по одному направлению иду целенаправленно. Кто мог предположить, что так сложится судьба? Я только старалась, чтобы все получилось. И мои мечты потихоньку сбываются.

-3

— Были ли трудности на этом пути?

— Любой инструмент сложен, если стремишься освоить его досконально. Нужно сделать что-то уникальное, чтобы отличаться от других музыкантов. Когда на концерте талантливого исполнителя замечаю интересное, то думаю, как могу это применить, чтобы и на моем инструменте это зазвучало оригинально.

Раскрывая житейскую правду

— Говорят, у каждого инструмента есть душа. У вашего она какая?

— Мне кажется, что у наших белорусских цимбал душа холщовая, в них есть что-то народное, сакральное.

Не люблю переложений для цимбал, хотя они нужны, чтобы научиться разнообразию приемов игры, овладеть набором возможных исполнительских тонкостей. Но есть сферы, где инструмент раскрывается наиболее полно. Мне нравится пьеса Екатерины Сенкевич «Ожидание». Услышишь такое — жить и работать хочется. Можно сыграть, например, цыганские мотивы на цимбалах, но слушатель, наверное, все же выберет оригинальное звучание в скрипичном исполнении. Важно сыграть произведение так, чтобы даже музыканты-инструменталисты других специальностей признали, что настолько хорошо эта музыка может прозвучать только на цимбалах. Хочется раскрыть нашу белорусскую, обыкновенную, житейскую правду, чтобы слушатели почувствовали и поверили.

— У вас интересная манера исполнения, высокая скорость игры, мощь, хотя сами вы хрупкая. Как-то не вяжется с вашим образом. Откуда берете силы?

— Мне не в первый раз говорят, что ожидали увидеть на сцене даму покрупнее, а тут появляюсь я. Откуда берется энергия? Она — в музыке. Не могу играть равнодушно, когда каждая фраза наполнена смыслом. Хочется донести его до слушателей.

-4

Вернуться к корням

— Сложнее развивать сольную карьеру или преподавать и растить будущих конкурентов, которым передаете секреты мастерства?

— Убеждена, что теория и практика должны идти рядом. Я бы чувствовала себя неуютно только на преподавательском месте без регулярной концертной деятельности. Лишь те приемы и навыки можно передать студентам, которые многократно проверены и апробированы на личном опыте и реализуются практически. Играю, что-то постигаю и делюсь этим со студентами. Наша белорусская цимбальная школа должна не только сохранять, но и приумножать свои достижения. Надеюсь, будет и мой скромный вклад в это большое дело.

Хочется, чтобы среди исполнителей на цимбалах появлялись звезды, которых не бывает много. Приятно, когда во время гастролей коллеги из разных городов просят провести мастер-классы и позаниматься с их учениками, оговаривают эти встречи заранее, чтобы у меня была такая возможность. Из юных талантов могут вырасти прекрасные музыканты.

Горжусь своими выпускницами. Светлана Радионова преподает в Лидском государственном музыкальном колледже, а Алина Шаповаленко обучает ребят в Брестском государственном музыкальном колледже. Они любят свою работу и не предали свое дело.

Недавно были гастроли в Челябинске. Счастлива, что они случились. Познакомилась с гениальным певцом Максимом Павловым. Он белорус, учился в той же гимназии-колледже, что и я, потом уехал в Россию. Сейчас преподает сольное народное пение в Музыкальном училище имени Гнесиных в Москве. Его исполнительская манера, особое и очень выразительное пение, где ни одно слово не поется равнодушно, заставляет стать лучше, чище, искреннее и доброжелательнее.

Лично меня это знакомство побудило еще раз задуматься, в каком направлении развивается репертуар исполнителя на цимбалах. Что можно и должно играть не в учебных целях, а в контексте профессиональной деятельности. Какую музыку исполнять, чтобы через нее добраться до самых тайных уголков славянский души, чтобы люди плакали и смеялись на концертах, переживали настоящие эмоции.

Не сомневаюсь, живую музыку никогда не заменит электронная. Хочется верить, что цимбалы помогают нам вернуться к корням. Если открыть для себя этот пласт белорусской культуры, обязательно станешь ее почитателем.

Фото из личного архива Вероники Прадед

Смотрите также: