Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Использование фотографии на психотерапевтических занятиях с детьми и подростками

Продолжаю рассказывать о методе фототерапии и делюсь с вами опытом, использования фототерапии с детьми.

Фотоаппарат или телефон с камерой есть почти у каждого подростка и даже у младшего школьника. Доступность фототехники способствует более широкому применению фототерапии в работе с детьми как в форме индивидуальных, так и групповых занятий. Использование фотографии как наглядно-действенного метода позволяет обойти сопротивление школьников или ослабить их психологические защиты, помогает им поделиться своими мыслями и чувствами, критически взглянуть на себя, представить различные варианты хода событий.

Применение фотографии в работе с детьми и подростками может быть представлено различными вариантами:

  • Работа с фотографией как со стимульным материалом для исследованияпроекций участников.
  • Создание фотоавтопортретов.
  • Работа с фотопортретами, которые были сделаны с помощью близкихлюдей или участников сессии.
  • Обсуждение фоторабот, которые создали участники, по определеннойтематике.
  • Использование семейных альбомов и других биографических фотоматериалов. (Копытин, 2014)

Как в индивидуальной, так и в групповой работе можно начать с задания представить 10 фотографий себя, затем спросить почему участник решил продемонстрировать именно эти снимки. Данное задание позволяет прояснить, на каких снимках участник себе нравится, а на каких нет, его отношение не только к себе, но и отдельным деталям на фотографии: возможно к другим людям, запечатленым также на снимке, элементам среди, ситуации, когда была сделан данный кадр. Участник может сам варьировать степень своей откровенности, возможно в начале он ограничится неколькими словами, но почувствовав доброжелательную, безопасную атмосферу, захочет расширить свой рассказ. Психолог может задавать дополнительные вопросы, касающиеся биографических данных при обсуждении: Часто ли тебя фотографировали родители? Что ты можешь рассказать про эту фотографию? Какие чувства она у тебя вызывает?

Создание автопортретов требует уже определенных технических навыков от участников. С помощью подобных работ можно проанализировать каким хочет предстать автор перед зрителями. Данное задание мотивирует творческие способности участников, задействует их фантазию, учит планированию своей деятельности, обсуждение помогает понять, как бы хотел измениться автор и в какую сторону.

Обсуждение фоторабот по заданной теме дает возможность скорректировать отношения в группе сверстников, почувствовать личностные границы каждого участника, иногда помогает дистанциировать от сложных ситуаций. Создание фотоколлажей помогает преодолеть неуверенность в своих художественных способностях, и это является важным моментом в начале атр-терапии, когда страх быть негативно оцененным окржающими очень велика особенно у подростков. Групповая работа, на наш взгляд, незаменима в терапии с детьми подросткового возраста, когда значимыми людьми являются сверстники.

Психологу, проводя обсуждения по фотографиям, желательно переводить фокус внимания участников с прошлого на настоящее, с внешних отношений на внутренние. Степень активности в обсуждении психолога также может быть различна: она может быть директивна, когда психолог стремиться вести участников в обсуждении тем, предлагать различные решения ситуаций, или недирективна, когда психолог следует за клиентом, присоединяется к его спонтанному рассказу связанных с фотографией. В любом случае важен положительный эмоциональный контакт с участниками диалогичность бесед, побуждение участников к выражению своих ассоциаций и чувств.

Практическое применение фотографии в рамках проекта групповой арт-терапии в школе

В современном мире, где все стремительно развивается и меняется, пубертатный период начинается уже фактически с 10 лет. Подростки начинают быстро расти, меняется гормональный фон, их тело, голос и даже черты лица, работа нервной системы. Психика часто не успевает адаптироваться к происходящим изменениям. В этот период особенно важной становится тема принятия себя, идентификация себя в группе сверстников, умение выражать свои эмоции и высказывать свое мнение. Фотография помогает абстрагироваться от ситуации, посмотреть на событие и себя со стороны, обозначить моменты, на которые обычно не обращаешь внимание в повседневной жизни, помогает исследовать себя и взаимоотношения со сверстниками. В рамках квалификационной работы по окончании образовательной программы Психология творчества: Фототерапия нами был реализован проект групповой работы с подростками в одной из школ.

Цель проекта:
- развитие творческих способностей у детей 10-14 лет средствами фотографии, межличностной компетенции и навыков включения в совместную деятельность, налаживание положительного взаимодейтвия в группе сверстников.
Были поставлены следующие задачи проекта:

  • организовать условия для получения арт-терапевтического опыта участниками проекта,
  • создать атмосферу безопасности и терпимости в группе сверстников,
  • постараться раскрыть индивидуальные особенности и потребности подростков в творческой деятельности и обсуждениях,
  • учить преодолевать тревогу, психологического сопротивление, мешающего раскрытию личностного потенциала,
  • формировать у участников проекта положительной Я-концепции, толерантности к мнению друг друга,
  • способствовать освоению механизмов взаимоподдержки.

В рамках проекта была проведена репортажная фотосъемка на уроках в 5-х (дети 10-12 лет ) и 8-х (школьники 13-14 лет) классах в течении школьного дня, дети заранее были оповещены о съемке. Затем на занятии школьникам были представлены фотографии в электронном виде и дано задание выбрать картинки в соответствии с темой „Один день в жизни моего класса“ в хронологическом порядке, обсудить фотографии в мини-группах и обосновать свой выбор. Чтобы работа над поставленной задачей имела более осязаемый и творческий результат, с подросткам было оговорено, что выбранные фотографии войдут в настенный календарь с одноименным названием. Так же школьникам было дано задание придумать название к выбранным фотографиям. Надо отметить, что нами была произведена цветокоррекция и небольшая обработка фотографий, что бы временные дефекты, как то сильные высыпания на коже или слишком темные круги под глазами, не бросались в глаза и не вызывали дискомфорта и смущения у подростков, кто был запечатлен на фотографиях. Мини-группы из 5-6 человек дети организовали по собственному желанию. Некоторые группы состояли только из девочек или только из мальчиков, но были и смешанные группы, куда входили как девочки, так и мальчики.

Сначала дети весело рассматривали фотографии, без труда вспоминая последовательность уроков в день съемки, бурно обсуждая, какую тему они проходили в тот день на каком уроке. В группах было достаточно оживленно и шумно, как в 5, так и в 8 классе, школьники говорили и громко смеялись, стараясь порой перекричать одноклассников. В пубертатный период возникает сильный перевес в сторону возбуждения нервной системы, ребенок может легко возбудиться, а остановиться ему очень сложно. Приходилось тактично успокаивать возбужденных детей.

При отборе фотографий дети сначала выбирали те картинки, на которых были изображены их друзья, потом явные лидеры класса и стеснялись предлагать и обсуждать фотографии с изображением себя. Тинейджеры больше зависят от мнения сверстников, отсюда часто возникает желание подражать одноклассникам. Так многие дети повторяли фразы и мнения коллег в группе, прослеживалась общая манера поведения и стиль речи.

При обсуждении выбора фотографий дети отмечали радостное эмоциональное состояние, которые они испытывали, глядя на изображения друзей, вспоминая их совместную деятельность, запечатленную на фотографии. Школьники искали в телефонах свои фотографии, сделанные в тот день, когда воспоминания были очень яркими и эмоциональными.

В 5-ом классе возникли значительные трудности при придумывании названия к фотоизображениям. Дети сначала описывали деятельность, которую они видели запечатленной на фотографии, называли знакомые лица и никак не могли найти краткую, емкую фразу, которая послужила бы названием фотографии. Приходилось задавать наводящие вопросы.

В восьмом классе сложности возникали большей части у девочек, когда одноклассники отмечали их привлекательную внешность, удачный ракурс, приятную улыбку на фотографии. Они испытывали стеснение, и в каких-то случаях казалось, что похвала воспринимаются ими с недоверием, скорее, как насмешка, а не комплимент. Нами было отмечено, что такие девочки, как бы посмотрели на себя со стороны и удивились своим достоинствам и своей привлекательности. Одноклассники убеждали их увидеть свою красоту и поверить в нее. Мальчики больше отмечали деятельность своих друзей, которая была показана на фотографии. Высказывали фразы типа „Марк у нас самый креативный!“ „Вова всегда болтает на уроке!“ „Мартин круто умеет это делать!“

У восьмиклассников возникало меньше проблем с названием фотографий. Подростки уже имели достаточный опыт в проведении дискуссий в группах, в коллективных обсуждениях различных тем. Они легче могли описывать свои эмоции, вызванные фотографиями, более корректно высказывались о других персонах и лучше работали в команде. Но трудности возникали с восприятием себя, своей внешности, более важным оказалось взаимоотношения с товарищами, эмоциональная близость с друзьями. Подростку было важно, что фотографию с его изображением отбирают одноклассники, что она нравится другим, а значит принимают и его самого, и это была видимая оценка и признание его личности среди сверстников.

Наше исследование показало, что использование фотографии, и метода фоторепортажа в частности, можно эффективно использовать в работе с детьми 10-14 лет не только для решения педагогических задач, но и для улучшения психо-эмоционального климата в классе, коррекции взаимоотношений в группе сверстников, а так же для понимания подростком других людей и самих себя, осознание своей ценности для группы сверстников, развития креативности у школьников.

Во второй части проекта мы продолжили работу в данном направлении, но углубив тему, дав задание восьмиклассникам самостоятельно придумать темы для фотопроекта и подготовить все необходимое для его реализации. Старшеклассники предложили несколько тем, обсудили какие декорации им нужно подготовить, выбрали места для съемок, договорились о костюмах и времени проведении фотосессий. Утвержденные темы были следующими: „Отдых в горах“, „Крутые 80-е“, „Пляж“, „Прогулка необычных людей“, „Дискотека“, „Рокеры“.

Подростки разделии роли и обязанности по подготовки кадров. В назначенное время они сами сделали себе грим, надели аксессуары, расставили декорации. В ходе сьемок продолжая обсуждать кому какой образ нужно принять и какую позу выбрать.

Когда кадры были обработаны, участники выбрали на их взгляд лучшие фотографии для каждой темы, стараясь учатывать пожелания каждого персонажа на фотографии. Надо отметить, что не все подростки поддержали тему пляжа и трансвиститов, некоторые отказались участвовать, не желая фотографироваться в купальнике или передеваться в одежду другого пола. Но трений по этому поводу не возникало, и желающие, и противники могли свободно озвучить свое решение об участии в данном кадре. Некоторое стеснени все таки ощущалось, но подросткам удалось создать комфортную и безопасную атмосферу для реализации проекта. Итогом работы стала печать календаря с отобранными детьми фотографиями.

Фототерапия позволяет подросткам самим контролировать как творческий процесс, так и степень доверия окружающим при обсуждении и высказывании своих мыслей и чувств, удовлетворяет их потребность в независимости, самостоятельности. На наш взгляд, данный проект продемонстрировал, что фотография дает колоссальные возможности для гармонизации личности, развития креативности, познания себя, положительного и продуктивного взаимодействия с сверстниками и с окружающим миром.

Автор: Штолленверк Анна Романовна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru