Найти тему

"Немцы должны уничтожить своих врагов, а то враги уничтожат их самих". Ханна Арендт - о нацистах, сионистах и "внутренней эмиграции"

Оглавление

В июне 1962 года, в Израиле казнили бывшего эсэсовца Адольфа Эйхмана, который помог уничтожить миллионы евреев. Через год в Нью-Йорке вышла книга философа Ханны Арендт «Эйхман в Иерусалиме: банальность зла» с описанием судебного процесса и анализом личности подсудимого. В Израиле эта книга вызвала громкий скандал, от Арендт отвернулись многие друзья. Она изобразила Эйхмана не садистом, а серостью, бюрократом, «выполняющим свой долг». Сказано в книге и о сионистах, которые сотрудничали с нацистами, полагая, что политика Гитлера подтолкнёт европейских евреев к выезду в Израиль. Вот некоторые мысли автора.

Ханна Арендт
Ханна Арендт

Убедительный лозунг

Во время войны самой убедительной ложью, которую проглотил весь немецкий народ, был лозунг: «Битва за судьбу немецкой нации». Этот лозунг сочинил то ли Гитлер, то ли Геббельс, и были в нём три облегчавшие самообман составляющие: он предполагал, во-первых, что война - это вовсе не война, во-вторых, что развязали её судьба, рок, а не сама Германия, и, в-третьих, это вопрос жизни или смерти для немцев, которые должны полностью уничтожить своих врагов, а то враги полностью уничтожат их самих.

Как Эйхман стал "сионистом"

Когда Эйхман прочёл книгу классика сионизма Теодора Герцля «Еврейское государство», он, по его признанию, мгновенно превратился в "убеждённого сиониста". На суде он повторял, что всё время думал о том, как сделать так, чтобы «у евреев появилась своя твёрдая почва под ногами». Он принялся изучать иврит, стал читать газеты на идише (не столь уж трудная задача, поскольку идиш - один из диалектов старогерманского языка).
Эйхман изучил организационное устройство сионистского движения, его партии, молодёжные организации. В итоге его назначили официальным лазутчиком в сионистских кругах: ему вменялось в обязанность посещать встречи сионистов и докладывать о том, что там творится.

Переговоры о депортации

Первые контакты Эйхмана с еврейскими функционерами, известными и убеждёнными сионистами, оказались вполне плодотворными. Он объяснял, что симпатизировал этим евреям, поскольку они были «идеалистами». По Эйхману, «идеалист» — это не просто человек, который верит в «идею», а тот, кто живёт ради своей идеи, готов пожертвовать ради неё всем - и даже всеми.
Он заявлял, что, не дрогнув, послал бы на смерть даже собственного отца, - если бы это работало на его "идею". Великим евреем-идеалистом Эйхман считал доктора Рудольфа Кастнера, с которым он вёл переговоры по поводу депортации евреев из Венгрии. Они пришли к соглашению, что Эйхман разрешит «нелегальную» депортацию нескольких тысяч евреев в Палестину в обмен на «спокойствие и порядок» в лагерях, откуда уже сотни тысяч были отправлены в Освенцим.

50 % и 95 %

Главным элементом, не вошедшим в «общую картину» судебного процесса, могли стать показания, в которых говорилось о сотрудничестве между нацистскими правителями и еврейскими руководителями. Но на суде не было возможности задать вопрос: «Почему вы участвовали в уничтожении вашего собственного народа и, как следствие, в вашем собственном разрушении?»
Единственным свидетелем из числа деятелей юденратов (
юденрат - орган еврейского самоуправления, который принудительно учреждался в каждом еврейском гетто для исполнения нацистских приказов, - ред.) был бывший барон Пинхас Фрейдигер из Будапешта. Во время его выступления кто-то из зала крикнул ему что-то на идиш. Фрейдигер был потрясён: «Здесь есть люди, которые упрекают, что мы им не говорили: спасайтесь! Но 50 процентов тех, кто бежал из гетто, были схвачены и убиты!»
Сравним эту цифру с 95 процентами уничтоженных среди тех, кто и не пытался бежать. «Куда они могли бежать? Где они могли укрыться?» — спрашивал Фрейдигер. При этом сам он убежал в Румынию, поскольку был богат.

"Убивал, но с внутренним протестом"

Чтобы выжить в Третьем рейхе и при этом не вести себя как нацист, следовало затаиться совсем, воздержаться от любого участия в общественной жизни. «Внутренним эмигрантом» мог быть только тот, кто жил словно изгнанник среди своего собственного народа.
После войны многие нацисты заявляли, что «в душе были против» режима. Не важно, говорили они правду или лгали: важно, что ни один секрет не охранялся ими ревностнее, чем это «противостояние в душе».
Зловещий доктор Отто Брадфиш, член одной из айнзацгрупп, который руководил убийством почти 15 тысяч человек, заявил немецкому суду, что он всегда был «в душе против» того, что он совершал.

Похищение

11 мая 1960 года в 18.30, когда Эйхман, как обычно, выходил из автобуса, на котором ездил с работы домой, его схватили трое мужчин и быстро запихнули в машину. Она доставила их в заранее снятый дом в отдалённом пригороде Буэнос-Айреса.
Ни уколов специальными препаратами, ни верёвок, ни наручников — Эйхман сразу же понял, что работают профессионалы, так как к нему не применялось ненужного насилия, он не пострадал. На вопрос, кто он такой, он сразу же ответил: «Ich bin Adolf Eichmann». И, к удивлению похитителей, добавил: «Я знаю, что я в руках израильтян».