Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Драгоценные" братья "Новика" (часть 1)

Мы уже касались истории создания "Новика", крейсера 2-го ранга, построенного на новой верфи "Шихау" в Данциге. Крейсер получился, действительно, достойный, интересный. В качестве силовой установки, он имел 3 вертикальные машины тройного расширения и 12 котлов Шульца-Торникрофта. Почему мы заострили на этом внимание?

Да, потому, что у "Новика" были два "братика" ("Жемчуг" и "Изумруд"), немного отличающиеся от него по параметрам. Почему? Там сложная история, связанная прежде всего с тем, что фирма "Шихау"... не очень охотно делилась своими "ноу-хау". А, история вышла интересная...

3 марта 1900 года начальник ГУКиС запросил у Невского завода цену за строительство двух крейсеров типа "Новик". Если сравнивать с "Новиком", то... Цена составляла: корпус — 913 500 руб., механизмы и котлы - 1 702 459 руб., броня — 190 578 руб., общее снаряжение — 89 789 руб., артиллерия — 194 808 руб., минное вооружение и электрооборудование — 72 904 руб., артиллерийское снабжение — 168 644 руб., минное снабжение — 58 632 руб.

Через месяц, 11 апреля 1900 года правление завода сообщило, что, по их расчетам, цена одной единицы должна составлять 3 300 000 руб. В принципе, 1000 рублей за тонну, цена адекватная. Практически, столько же сколько у немцев. ГУКиС цена не устроила, и комитет предложил снизить цену, причем, достаточно круто: на 1 184 116 руб.

Чем это обосновывалось? 100 000 руб. — за готовые чертежи, 481 416 руб. — за сня­тие ответственности в случае невозможно­сти обеспечить беспрецедентно высокий ход и 602 700 руб. — за серийность постройки. Кроме того, указывалось и на то, что рабо­чая сила в Данциге дороже, чем в Петер­бурге. Была предложена система штрафов за опоздание и недобор скорости (за пер­вый узел недобора — 37 000 руб., за вто­рой — 83 000 руб.). Ну, как-то уж совсем... жестко.

Правление согласилось сни­зить контрактную цену до 3 095 000 руб. за крейсер. В принципе, нормальная скидка (10%), но при этом завод просил еще 75 000 руб. на приглашение инженеров для руководства постройкой.

Наряд на постройку пяти миноносцев типа «Циклон» и двух крейсеров типа «Новик» ГУКиС выдал 7 июля 1900 года. (о "Циклонах" мы расскажем отдельно). Но, тут выяснилась неприятная история.

Контракт на постройку "Новика" содержал пун­кт, по которому "Шихау" была обязана представить чертежи в МТК. В русском варианте указывалось, что «фирма должна снабдить наблюдающих инженеров под расписку комплектом доку­ментации и чертежей. Кроме того, фирма обязана предоставить в МТК комплект чер­тежей в трех экземплярах». При этом, к сожалению, оговаривались ни сроки, ни перечень передаваемой документации. Более того, пункт допускал двойственное толкование в части оплаты за передаваемую документацию. Причем, немецкий текст контракта не в полной мере соответствовал русскому.

Внезапно (к удивлению ГУКиС) выяснилось, что господин Цизе не собирается предоставлять рабочие чер­тежи бесплатно. Более того, даже за крупное вознаграждение завод не брал на себя обязательство предоставить чертежи ранее чем через несколько ме­сяцев. Документов на руках еще не было, а, "машина уже завертелась".

Переговоры с «Шихау» не продвига­лись, несмотря на угрозы из Петербурга задержать платежи в связи с невыполне­нием пункта контракта о предоставлении чертежей. В то же время чертежи продол­жали поступать в МТК на рассмотрение небольшими разрозненными партиями. А, МТК (с задержкой на рассмотрение) пересылал их на Невский завод для копирования.

Немцы предложили изгото­вить механизмы для крейсеров на сумму 4 100 000 германских марок, срок отгруз­ки — 22 месяца с последующим монта­ом, испытанием и сдачей, но при этом фирма требовала задаток в 25% от всей суммы. Учитывая курс марки (47 копеек за марку), выходит около 2 миллионов. Русская сторона отказалась.

Немцы еще скинули цену. Фирма «Шихау» согласилась взять на себя заказ на две бортовые машины со всеми котлами, за все она просила 1 655 225 российских руб­лей без задатка. Но Невский завод опять отве­тил отказом.

22 сентября 1901 года правление «То­варищества Невского судостроительно­го и механического завода», во исполне­ние наряда ГУКиС от 7 апреля 1900 года № 11670, заключило контракт на построй­ку двух крейсеров типа «Новик».

Первый крейсер должен быть закончен через 28, а второй — через 36 месяцев с момента подачи всех основных чертежей и утвер­жденной спецификации (срок считать с 1 июня 1901 года).

Скорость на шестича­совой пробе на тихой воде — такая же, какую разовьет «Новик», но при этом выше 25 уз. — необязательна. Оплата — по 3 095 000 руб. за каждый крейсер (без вооружения), кроме того — 75 000 руб. за наем инженеров на оба корабля.

Деньги выплачиваются заводу равными частями в пять этапов. Задаток — 50% стоимости крейсера под залог процентных бумаг рубль за рубль. За опоздание сдачи для испыта­ний налагается штраф 6% годовых. За не­добор скорости в четверть первого узла удерживается 4000 руб., второго узла — 9000 руб. При скорости меньше 23 уз. Расход угля на индика­торную силу — не больше, чем на «Нови­ке». Контракт подписали председатель правления завода Н.И.Белюстин и вице-адмирал В.П.Верховский.

Смотрим, что получилось в реальности?

Крейсера получились не только с отличием от прототипа ("Новика"), но и немного разными между собой. Традиционно принято писать, что "Новик" имел 3080 тонн водоизмещения. Это контракт, в реальности, оно было больше на 120 тонн, но выяснилось это уже позже.

На "Новике" начинка стояла (естественно) немецкая: 3 машины (17 000 л.с) 12 котлов Шульца-Торникрофта, что это за котлы? Котлы двухтопочные (расчетное давление 16 бар) с тремя водяными коллекторами, т.е. это как бы два совмещенных котла. (Ярроу потом тоже такие начал делать, только чуть другой формы).

Это  Торникрофт-Шульц, но похожий.
Это Торникрофт-Шульц, но похожий.

На наших же двух крейсерах стояли "Yarrow" с той лишь разницей, что на "Соколах" стояли 8 котлов, а здесь был "двойной комплект" (16 шт.).

"Википедия" утверждает, что у "Жемчуга" было две машины и меньшая мощность (11 тыс. л.с).ТОгда непонятно за счет чего была достигнута скорость в 24 узла.

-3

Разными были у них и конденсаторы паровых машин. До сих пор мы не касались этого достаточно важного агрегата в системе обвязки паровой машины, но как мы помним, у "Новика" во время его похода, пережог топлива возник именно по той причине, что забились конденсаторы (холодильники) машин. А, что это вообще такое?