Мы уже касались истории создания "Новика", крейсера 2-го ранга, построенного на новой верфи "Шихау" в Данциге. Крейсер получился, действительно, достойный, интересный. В качестве силовой установки, он имел 3 вертикальные машины тройного расширения и 12 котлов Шульца-Торникрофта. Почему мы заострили на этом внимание?
Да, потому, что у "Новика" были два "братика" ("Жемчуг" и "Изумруд"), немного отличающиеся от него по параметрам. Почему? Там сложная история, связанная прежде всего с тем, что фирма "Шихау"... не очень охотно делилась своими "ноу-хау". А, история вышла интересная...
3 марта 1900 года начальник ГУКиС запросил у Невского завода цену за строительство двух крейсеров типа "Новик". Если сравнивать с "Новиком", то... Цена составляла: корпус — 913 500 руб., механизмы и котлы - 1 702 459 руб., броня — 190 578 руб., общее снаряжение — 89 789 руб., артиллерия — 194 808 руб., минное вооружение и электрооборудование — 72 904 руб., артиллерийское снабжение — 168 644 руб., минное снабжение — 58 632 руб.
Через месяц, 11 апреля 1900 года правление завода сообщило, что, по их расчетам, цена одной единицы должна составлять 3 300 000 руб. В принципе, 1000 рублей за тонну, цена адекватная. Практически, столько же сколько у немцев. ГУКиС цена не устроила, и комитет предложил снизить цену, причем, достаточно круто: на 1 184 116 руб.
Чем это обосновывалось? 100 000 руб. — за готовые чертежи, 481 416 руб. — за снятие ответственности в случае невозможности обеспечить беспрецедентно высокий ход и 602 700 руб. — за серийность постройки. Кроме того, указывалось и на то, что рабочая сила в Данциге дороже, чем в Петербурге. Была предложена система штрафов за опоздание и недобор скорости (за первый узел недобора — 37 000 руб., за второй — 83 000 руб.). Ну, как-то уж совсем... жестко.
Правление согласилось снизить контрактную цену до 3 095 000 руб. за крейсер. В принципе, нормальная скидка (10%), но при этом завод просил еще 75 000 руб. на приглашение инженеров для руководства постройкой.
Наряд на постройку пяти миноносцев типа «Циклон» и двух крейсеров типа «Новик» ГУКиС выдал 7 июля 1900 года. (о "Циклонах" мы расскажем отдельно). Но, тут выяснилась неприятная история.
Контракт на постройку "Новика" содержал пункт, по которому "Шихау" была обязана представить чертежи в МТК. В русском варианте указывалось, что «фирма должна снабдить наблюдающих инженеров под расписку комплектом документации и чертежей. Кроме того, фирма обязана предоставить в МТК комплект чертежей в трех экземплярах». При этом, к сожалению, оговаривались ни сроки, ни перечень передаваемой документации. Более того, пункт допускал двойственное толкование в части оплаты за передаваемую документацию. Причем, немецкий текст контракта не в полной мере соответствовал русскому.
Внезапно (к удивлению ГУКиС) выяснилось, что господин Цизе не собирается предоставлять рабочие чертежи бесплатно. Более того, даже за крупное вознаграждение завод не брал на себя обязательство предоставить чертежи ранее чем через несколько месяцев. Документов на руках еще не было, а, "машина уже завертелась".
Переговоры с «Шихау» не продвигались, несмотря на угрозы из Петербурга задержать платежи в связи с невыполнением пункта контракта о предоставлении чертежей. В то же время чертежи продолжали поступать в МТК на рассмотрение небольшими разрозненными партиями. А, МТК (с задержкой на рассмотрение) пересылал их на Невский завод для копирования.
Немцы предложили изготовить механизмы для крейсеров на сумму 4 100 000 германских марок, срок отгрузки — 22 месяца с последующим монтаом, испытанием и сдачей, но при этом фирма требовала задаток в 25% от всей суммы. Учитывая курс марки (47 копеек за марку), выходит около 2 миллионов. Русская сторона отказалась.
Немцы еще скинули цену. Фирма «Шихау» согласилась взять на себя заказ на две бортовые машины со всеми котлами, за все она просила 1 655 225 российских рублей без задатка. Но Невский завод опять ответил отказом.
22 сентября 1901 года правление «Товарищества Невского судостроительного и механического завода», во исполнение наряда ГУКиС от 7 апреля 1900 года № 11670, заключило контракт на постройку двух крейсеров типа «Новик».
Первый крейсер должен быть закончен через 28, а второй — через 36 месяцев с момента подачи всех основных чертежей и утвержденной спецификации (срок считать с 1 июня 1901 года).
Скорость на шестичасовой пробе на тихой воде — такая же, какую разовьет «Новик», но при этом выше 25 уз. — необязательна. Оплата — по 3 095 000 руб. за каждый крейсер (без вооружения), кроме того — 75 000 руб. за наем инженеров на оба корабля.
Деньги выплачиваются заводу равными частями в пять этапов. Задаток — 50% стоимости крейсера под залог процентных бумаг рубль за рубль. За опоздание сдачи для испытаний налагается штраф 6% годовых. За недобор скорости в четверть первого узла удерживается 4000 руб., второго узла — 9000 руб. При скорости меньше 23 уз. Расход угля на индикаторную силу — не больше, чем на «Новике». Контракт подписали председатель правления завода Н.И.Белюстин и вице-адмирал В.П.Верховский.
Смотрим, что получилось в реальности?
Крейсера получились не только с отличием от прототипа ("Новика"), но и немного разными между собой. Традиционно принято писать, что "Новик" имел 3080 тонн водоизмещения. Это контракт, в реальности, оно было больше на 120 тонн, но выяснилось это уже позже.
На "Новике" начинка стояла (естественно) немецкая: 3 машины (17 000 л.с) 12 котлов Шульца-Торникрофта, что это за котлы? Котлы двухтопочные (расчетное давление 16 бар) с тремя водяными коллекторами, т.е. это как бы два совмещенных котла. (Ярроу потом тоже такие начал делать, только чуть другой формы).
На наших же двух крейсерах стояли "Yarrow" с той лишь разницей, что на "Соколах" стояли 8 котлов, а здесь был "двойной комплект" (16 шт.).
"Википедия" утверждает, что у "Жемчуга" было две машины и меньшая мощность (11 тыс. л.с).ТОгда непонятно за счет чего была достигнута скорость в 24 узла.
Разными были у них и конденсаторы паровых машин. До сих пор мы не касались этого достаточно важного агрегата в системе обвязки паровой машины, но как мы помним, у "Новика" во время его похода, пережог топлива возник именно по той причине, что забились конденсаторы (холодильники) машин. А, что это вообще такое?