Когда Жан-Антуан Ватто (1684–1721) прибыл в Париж в начале XVIII века французская столица была городом с населением около полумиллиона человек, уступая по этому параметру только Лондону, и превосходя его по яркости художественной и культурной жизни.
В конце семнадцатого века этот мегаполис практически заменил двор в Версале по части французского искусства и культуры.
Живопись Ватто представляет собой радикально новую эстетику, которая, избегая формул, ранее связанных с академической живописью, обратилась к развивающемуся вкусу парижской публики.
Этот вкус ясно виден в зарождающемся общественном театре, который ещё при жизни Ватто начал отходить от традиционных героических, мифологических и исторических тем в сторону беззаботных удовольствий комедии и зрелищ.
В 1702 году Людовик XIV правил уже пятьдесят девять лет.
С подозрением относясь к парижскому населению со времен гражданских войн своего детства, он перенес свой двор из Парижа в Версаль в 1682 году.
Следующие десятилетия, отмеченные военными поражениями, экономическим кризисом и религиозными волнениями, стали свидетелями угасания былой славы Людовика.
В этот период король становился всё более благочестивым и отошёл от светской жизни двора.
Под влиянием набожной мадам де Ментенон, а также, вероятно, из-за финансовых затруднений, король резко сократил масштабы придворных развлечений в последние годы своего правления.
Хотя некоторые придворные присоединились к фракции набожных, собравшихся вокруг короля людей, многие наоборот приветствовали ослабление своих обязательств перед двором, радуясь возможности насладиться прелестями Парижа.
Некоторые придворные перебрались в город насовсем, в то время как другие посещали столицу ночью, возвращаясь в Версаль рано утром.
Ночной Париж первым среди европейских городов был освещен светом 6500 фонарей. Днём и ночью он сверкал последними модными тенденциями, блестящими беседами и просвещенным отношением, которое определяло интеллектуальную жизнь Европы восемнадцатого века.
В городе члены освобожденной знати общались с все более и более процветающей буржуазией, которая использовала свою близость к благородной моде и привычкам, чтобы переопределить себя как привилегированную городскую элиту.
Растущее богатство этого класса, всё увеличивающееся количество смешанных браков и практика Людовика XIV поощрять государственных служащих — все это начало стирать границы классовых различий.
С разрушением старых родословных придворная аристократия больше, чем когда-либо, стремилась определить себя через утонченность вкуса, манер и моды – стратегия, которая, в свою очередь, воспламенила стремление буржуазии к своего рода новому дворянству, достигаемого за счет искусной жизни, а не родословной.
Музыка и театральное искусство особенно ценились из-за того, что они ассоциировались с привилегией придворных развлечений, которые в ранние годы правления Людовика устанавливали стандарт для всей Европы.
Публичные театры Парижа, хотя в целом сохраняли иерархическую структуру, основанную на цене билетов, были одним из немногих мест (помимо церкви, ярмарки и салона), где люди из разных социальных классов могли общаться с некоторой степенью свободы.
Театральные представления нравились этой разношерстной аудитории, которая считала себя наследниками зрелищных развлечений, ранее связанных исключительно с королем и его двором.
Хотя словесная и оперная формы трагедии (последняя известная как «трагедия в музыке») продолжали привлекать публику, беззаботные развлечения, такие как опера-балет и разговорная комедия, переплетающиеся с музыкальным зрелищем, отражали вкус этой театральной публики.
Самые известные парижские театры, в том числе Académie Royale de Musique (Opéra), Comédie Française, Théâtre de la foire и (после 1715 г.) Nouveau Théâtre Italien соперничал за то, чтобы предложить развлечения, которые были бы сатирическими и развратными по тону, и за то, чтобы найти свой индивидуальный стиль, отличный как от развлечений прежнего двора Людовика, так и от гнетущего благочестия, которое теперь его характеризовало.
Результатом стал стиль, ориентированный на удовольствия, связанный с периодом Регентства (1715-1723 гг.), но фактически утвердившийся в Париже задолго до смерти Короля-Солнца.
Продолжение: