Да одним только тем, что два из четырёх самолётов, перевозивших Мао Цзэдуна и высшее руководство КПК — это великолепные пассажирские самолёты Сергея Ильюшина, Ил-14 и Ил-18.
Про эти самолёты я уже подробно писал в отдельной статье:
Всё, на этом тема закрыта.
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!
Шучу, это далеко не всё.
Продолжим осматривать экспонаты музея авиации НОАК на бывшей авиабазе Датаньшан к северу от Пекина. Сегодня посмотрим самолёты ОКБ С.В. Ильюшина, представленные в этом музее.
Начнём с военных, всё-таки музей ВВС. А чисто боевых самолётов после войны Ильюшин создал не так уж и много. И самый главный из них, разумеется, Ил-28. В музее представлена его китайская нелицензионная копия под названием Harbin H-5.
На самолете установлены двигатели Wopen-5 — лицензионная копия советского ВК-1, который в свою очередь был «пиратской» копией английского двигателя Rolls-Royce Nene. Вот такое произошло «списывание» друг у друга.
Долгое время H-5 был основной ударной силой фронтовой авиации НОАК, являлся носителем тактического ядерного оружия.
К сожалению, на музейном H-5 кто-то пытался прострелить бронестекло кабины штурмана.
Второй H-5 в музее — самолёт радиоэлектронной борьбы HD-5.
Это первый китайский самолёт РЭБ.
Он весь истыкан антеннами и радиопрозрачными обтекателями.
Всего было построено около 2000 самолётов H-5 разных модификаций. Китай экспортировал их в Пакистан, Румынию, КНДР и Албанию. А Советский Союз Ил-28 туда не экспортировал.
Перейдём к «пассажирам».
Про Ил-14 и Ил-18 Мао Цзэдуна я уже упоминал ранее.
А ведь Ил-18 в музее имеется аж три штуки. Кроме самолёта номер 232, принадлежавшего Мао, на площадке пассажирских самолётов представлен Ил-18Д с бортовым номером 208
Он выпущен в 1967 году в Москве на заводе «Знамя Труда», и сразу передан китайским ВВС, где получил номер 50854.
В 1988 году самолёт передали Администрации гражданской авиации КНР, где он получил бортовой B-224.
В 1992 году после списания самолёт перегнали на Датаньшан в музей.
В 2000 году ему зачем-то сменили номер на 208.
Внешне самолёт в неплохом состоянии.
Лет 20 назад внутрь самолёта пускали посетителей по трапам, а сейчас у крыла установлена лишь стремянка для сотрудников музея, открывающих самолёт для проветривания.
Под хвостом установлена подпорка, чтобы «поймать» самолёт, если во время снежной зимы он решит опрокинуться.
Третий Ил-18 «забыт» на краю музея, вместе с Hawker Siddeley HS-121 и Антонов Ан-12БК.
Этот самолёт тоже выпущен в 1967 году и передан ВВС НОАК. Там он получил номер 50856.
В 1986 году списан из ВВС и ещё несколько лет пролетал в China United Airlines.
В 1992 году попал в Датаньшан и с тех пор неизменно экспонируется где-то на отшибе.
В музее в 2010 году ему сменили номер на 226.
Похоже, для музея этот самолёт как «чемодан без ручки». Хотя, он мог бы служить донором запчастей для самолёта Мао, например.
Зато к самолёту можно безнаказанно подойти поближе и рассмотреть в деталях.
Самолёт довольно сильно страдает от коррозии фюзеляжа и воздушных винтов.
Шасси на подпорках, но загажены птицами.
Когда-то он «присел» на хвост прямо на подпорку и промял себе фюзеляж.
Следующий самолёт Ильюшина — самый крупный экспонат этого музея. Речь о Ил-62. Его видно издалека.
Он установлен в конце главной аллеи музея и смотрится величественно.
Он возвышается над окружающими мелкими самолётиками.
Он не втиснут между ними, а стоит отдельно, свободно расправив крыло.
Работники музея косят вокруг него траву, собирают и вывозят сено из-под высокого хвоста.
Этот Ил-62 выпущен в 1971 году на Казанском авиазаводе и до 1987 года летал под флагом Администрации гражданской авиации КНР.
После списания перегнан в музей.
Наконец, вот три самых ценных, с моей точки зрения, самолёта Ильюшина в Китае. Эти три редчайших Ил-12, половина из сохранившихся самолётов этого типа в мире.
Про Ил-12 была моя прошлая статья про музей:
На этом тему можно закрывать уже по-настоящему.