В музее ВВС Китая на бывшей авиабазе Датаньшан к северу от Пекина представлено множество уникальных и выдающихся самолётов. Чего стоят только советские Ту-4 с двигателями АИ-20, как у Ан-12.
Или «бесконечная» аллея МиГ-15 и МиГ-17.
Но с наибольшей теплотой и восторгом я встретил невзрачные поршневые самолётики, на которые вряд ли кто-то обратил бы особое внимание. Именно этим самолётам я был рад больше всего. Догадались, о чём я?
Этот самолёт, так похожий на широко известный Ил-14, на самом деле его предок — Ил-12, созданный ещё во время Великой Отечественной войны.
Первый полёт на Ил12 лётчик-испытатель Владимир Коккинаки выполнил 15 августа 1945 года, за пять лет до Ил-14.
Это очень редкий самолёт, во всём мире их сохранилось только 6 штук. Причём, половина из них — именно здесь, в Датаньшане. Вот они, эти три Ил-12:
Номер 5116.
Номер 35141.
Номер 35046.
Судьбы всех трёх самолётов довольно схожи.
Они построены в конце 1940-х годов в Москве, на заводе № 30 около Ходынского поля. Там потом строили Ил-18 и МиГ-29.
Все три Ил-12 эксплуатировались в китайских ВВС, а в 1990 году поступили в экспозицию музея Датаньшан.
Просто чудо, что этим самолётам удалось уцелеть, да ещё в таком хорошем состоянии.
Да, стёкла пожелтели, в кабине занавески превратились в труху.
Да, не всё в порядке с колёсами.
Но это всё равно не плохо. Особенно по сравнению с тем, в каком состоянии другая половина сохранившихся Ил-12 на территории бывшего СССР.
Самый старый Ил-12 находится в Монино, в музее ВВС. Он очень сильно пострадал от времени и вандалов как внутри, так и снаружи.
Ещё один чудом уцелевший Ил-12 находится в пионерлагере близ города Комсомольское Донецкой области. Состояние и статус тоже, как мы видим, «не огонь».
Наконец, третий постсоветский Ил-12 находится в авиационно-техническом музее Луганска (Острая Могила). Он сохранился несколько лучше, но всё равно частично разукомплектован.
Так что честь и хвала китайским товарищам за сохранение реликвий нашей отечественной авиации!