Найти тему
МИР (Море История Россия)

Четыре против четырех. В ту же ночь, когда погиб "Стерегущий"

На фоне многократно описанной героической гибели «Стерегущего», бой который произошел в ту же ночь, остается как-то в тени. Наверное, все-таки зря.

Бой 1-го дивизиона миноносцев, под командованием капитана 1 ранга Матусевича, достаточно важный и интересный эпизод той войны. В дивизион на тот момент входили миноносцы «Властный» (до 9 марта 1902 года — «Кефаль»), «Выносливый» (он же, ранее «Стерлядь»), «Внимательный» (б. «Форель») и «Бесстрашный».

Первые три это французские «рыбки» типа «Форель» (те самые, с котлами Нормана, и разнесенными котельными группами), хорошие «бегуны» (28 узлов), достаточно «свежие», (чтобы не ломаться), формально, неплохо вооруженные (1 шт. 75-мм Канэ и 5 шт. 47-мм Гочкисов). Несмотря на их меньшее водоизмещение, они (формально) мало чем уступали новым «японцам» наглийской постройки. «Формально», потому, как проблему с боезапасом и пушками мы показали. Теоретически 75-мм Канэ была лучше английской 12-фунтовки, а, на практике…

Но мы еще не говорили о четвертом миноносце этого отряда. Это тоже «рыба» (но другая). Сделаем небольшое отступление, точнее два. (Кому не интересно можно не читать)

Миноносцы типа «Кит»

После того, как в 1898 году О.Норман получил заказ на своих «рыбок», настала очередь и для немцев получить свой «кусок пирога» на пиру российских военных заказов. Шихау-верке, действительно строила неплохие миноносцы, и, хотя сам Фердинанд Шихау почил в бозе в 1896 году, его дело в Эльбинге (сейчас город Эльблонг, принадлежащий Польше) продолжил его зять Карл Хайнц Цизе (он, все-таки, не Зизе, как иногда пишут у нас). С 1899 года Шихау-верке построила: Бдительный (до 9 марта 1902 года — «Кит»), Беспощадный («Скат»), Бесстрашный («Дельфин»), Бесшумный («Касатка»). Вошли в строй все они в 1900-01 годах. Пишут, что они были родственники итальянского «Лампо» и немецкого S-90. Если формально сравнивать, с «немцем», наш миноносец лучше, если сравнивать с «итальянцем», то хуже.

Что получили в результате? Водоизмещение 350 тонн. Вооружение: 1х75-мм Канэ, 5х 47-мм Гочкис. Скорость (контрактная) 27 узлов, 3 торпедных аппарата калибром 381-мм.

Чем интересна эта серия? Судя по документации, на них стояли котлы Шульца. (чисто Шульца, не Шульца-Торникрофта и не Торникрофта-Шульца). По сути, это доработанные котлы Ярроу, у которого трубки тоньше, но кривые, но не сильно «фигуристой» формы, а, постоянной кривизной (небольшой). Пакет трубок набирается из 4-5 типоразмеров трубок. Коллектора круглые и чуть больше, имеют возможность доступа внутрь (с торцов), при этом, лючки имеют «хитрую» крышку, вставляющиеся изнутри с последующим поворотом (как на советской скороварке). В принципе, это «доработанный» с немецкой практичностью «Ярроу».

Ситуация складывалась следующим образом:

В ночь на 26 февраля (10 марта) 1904 года дивизион капитана 1 ранга Матусевича вышел в разведку. Около 3.20 им были обнаружены японские корабли к югу от Лаотешаня. Был обнаружен 1-й отряд (дивизион) японских контрминоносцев (командир - капитан первого ранга Асаи) в составе «Сиракумо», «Акацуки», «Касуми» «Асасио».

Пишут, что «силы противников были равны». Ну, как, формально, да… почти. «Сиракумо» «Асасио», это «торникрофтовцы», вторая пара «Акацуки» «Касуми», это Ярроу, только с более мощной силовой установкой (7600 л.с.), которая добавила им 1,2 узла скорости (31, 2 узла). В принципе, это были новейшие контрминоносцы, правда, «формированные» котлы Ярроу показали себя… не очень (но потом).

-2

Русские миноносцы шли со стороны берега, и были практически не Видны, японцы шли со всеми огнями, не соблюдая маскировки, и были хорошо видны. В книге Юзефа Дисканта указано: «Асаи повернул на запад, но Матусевич направился за ним и в 3.37 с расстояния 200 метров открыл огонь». Нет, ну не 200 метров (наверное, это опечатка). 8-10 кабельтовых, это почти в 10 раз больше.

Маневр нашего отряда, откровенно говоря, не очень понятен. Впрочем, описание боя опять очень противоречиво. У японцев оно откровенно «мутное», в докладах капитана 1-го ранга Матусевича, противоречивое, равно как и в донесениях командиров миноносцев.

Что более или менее понятно в этой «свалке»? Японцы совершали поворот. Первый контрминоносец «Сиракумо» и шедший вторым «Асасио» уже повернули на новый курс, «Касуми» поворачивал, «Акацуки» еще следовал прежним курсом.

По логике: отсекай концевого, и бей всей командой, окружив его. А, вот с этого момента идут противоречия. Есть даже схемы боя, только, судя по всему, они «от лукавого». Вроде бы как (судя по статье в историческом журнале того времени), два первых миноносца атаковали два головных японских. «Выносливый» атаковал первый миноносец, а, «Властный» атаковал шедший вторым. (Смысл распылять и без того слабую артиллерию?), но в донесениях картина совсем другая.

Вроде бы как «Властный» торпедой даже потопил вражеский миноносец. (Вопрос: какой?) В донесении командира лейтенанта В.А.Карцова (командира «Властного», откуда взяты эти данные) не сходится все. Например, он указывает, что атаковал левым бортом «борт японского миноносца, на котором горел красный фонарь».

«Red-to-red»? На встречном курсе, левыми бортами? Тогда схема ни в… (никуда не годится). Потом он пишет, что он атаковал торпедами с правого борта, правый борт миноносца противника.

Вот как описывает это в своем рапорте командир «Властного» лейтенант В. А. Карцов: «В расстоянии 2–2,5 кабельтовых я открыл огонь с левого борта по миноносцу с красным огнем, который только после второго моего выстрела начал отвечать. Я сближался с расчетом нанести таранный удар. Неприятель, увидя это, остановился, вследствие чего я положил руль лево на борт. Мой маневр не удался, и я прошел под его кормой в расстоянии от 4 до 5 саженей; зато, когда миноносец вошел в угол обстрела обоих бортовых аппаратов, были выпущены с правого борта в расстоянии 15–20 саженей в правый же борт неприятеля обе мины, из которых одна взорвалась под котельными отделениями». Все, сдаюсь, скорее всего, речь идет о разных миноносцах, но даже в этом случае картина не выстраивается. Получается «свалка».

Ощущение такое, что в темноте обе стороны не очень понимали, что происходит. В начале боя «Выносливый» (командир лейтенант П.А.Рихтер) получил попадание и, на время лишился хода. У «Властного было повреждено рулевое управление. Бой свелся к перестрелке между кораблями. «Властный», действительно, стрелял двумя торпедами.

«После минных выстрелов, которые были произведены один очень скоро вслед за другим, одна из мин взорвалась около задних труб; поднялся столб воды и за ним из всех дымовых труб, ровно, как и из верхней палубы, выбросило столбы пара и дыма с искрами. Миноносец, накренившись на правый борт и осевши на корму, стал быстро погружаться, причем нос сильно поднялся. Луч боевого фонаря, коим он нас освещал, спустя несколько секунд, направился вверх, но он почти тотчас же погас, равно как и другие огни. Стрельба с него прекратилась, и он спустил вверх невысокую тонкую ракету, которая, разорвавшись, дала букет маленьких блесток, причем кормовая часть его уже сравнялась с водой. Это был четырехтрубный миноносец типа “Бойкий”, но больше его. Все это произошло в промежуток времени, пока я успел сделать пол-циркуляции при 18-узловом ходе, из чего заключаю, что все выше описанное продолжалось около 1 мин 15 сек. После этого миноносца не стало видно», — писал в рапорте В. А. Карцов.

Как пишет Юзеф Дискант: ««Asashio» получил 8 попаданий (1 убитый, 3 раненых), на нем была выведена из строя машина, a «Kasumi» — 10 попаданий (1 убитый, 3 раненых). Наиболее сильные повреждения получил «Akatsuki»: торпеда «Властного» попала ему в правый борт (выведен из строя котел и главные паропроводы, 4 убитых, 2 раненых)». Но противник ничего не сообщает о попадании торпеды. Даже учитывая малое количество взрывчатого вещества торпеды (по памяти, 381-мм торпеда имела боевую часть 94 фунта, или, иначе 42 кг), попадание торпеды в борт, должно было его утопить. Но, эскадренный миноносец на какое-то время потерял ход, но все-таки сумел дойти до своих».

В общем, в конечном итоге, японцы вышли из боя, повернув влево «все вдруг», стараясь уйти под защиту японской эскадры.

Пользуясь наличием радио, на помощь были вызваны крейсера. Русские миноносцы тоже вышли из боя.

Потери русских — 2 человека убитыми, 22 ранеными (в том числе легко ранен командир отряда). Незначительные повреждения были лишь на «Выносливом» (пробиты борта) и «Властном» (рулевое управление). Отряд Матусевича около 8 часов утра вернулся в Порт-Артур.