Было время – приключенческие фильмы про Дикий Запад били все рекорды популярности во всём мире. Достойным нашим ответом буржуйскому Голливуду стали ГДРовские картины. Те, где блистал в качестве индейских вождей югославский актёр, спортсмен и каскадёр Гойко Митич.
Ведь, в отличие от голливудского кино, у нас главными положительными героями были именно индейцы, которые борются с алчными и жестокими бледнолицыми за свою родную землю.
В Голливуде-то индейцы – это грязные никчёмные бичи и алкаши, которых совсем не жалко. А положительные персонажи – это бесстрашные и обаятельные бандиты с большой дороги. Обладающие, однако, «правильными» моральными «понятиями».
У советских кинематографистов, к сожалению, не получилось сделать вестернов, которые не уступали бы по качеству ГДРовским. Что и нашло отражение в насмешливом очерке Жванецкого «Трудности кино» (цитата в заголовке).
Вот те остросюжетные приключенческие фильмы, которые были основаны на отечественном историческом материале, но по стилистике своей смахивали на вестерны – многие из них получились просто превосходными!
Например, «Неуловимые мстители», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Не бойся, я с тобой», «Белое солнце пустыни».
Дело происходит не на Диком Западе. Но ведь похоже на вестерн.
Например, благородный герой товарищ Сухов вообще-то направляется по своим делам, но не может пройти мимо произвола бандитов и спасает сразу целый гарем красавиц.
В голливудской версии товарищ Сухов обязательно бы выбрал себе кого-нибудь из гарема, на свой вкус. Поразвлечься. А наш – лишь мысленно писал романтические письма супруге Катерине и представлял, как он к ней вскорости вернётся.
Голливудские вестерны почти всегда только лишь развлекали, советские – ещё и воспитывали. Облико морале!
Интересно, а сколько советских фильмов было снято не в стилистике вестерна, а вот именно про американский Дикий Запад?
Знатоки кино насчитали таковых штук 20-25 (в зависимости от того, включать или не включать в список вестернов фильмы про Тома Сойера и комедии «Трест, который лопнул», «Витя Глушаков – друг апачей»).
Первым советским вестерном называют «Том Сойер» (1936) либо «Белый клык» (по Джеку Лондону, 1946).
Последними – «Зверобой» (по Фенимору Куперу, 1990) и «Сердца трёх» (тоже по Джеку Лондону, с «гардемаринами» в главных ролях, 1991-1992).
Что из этого длинного списка можно назвать шедевром?
Пожалуй, «Человек с бульвара Капуцинов» (1987) – лёгкую и весёлую комедию, снятую как пародию на вестерн. Все элементы вестерна там присутствуют, но в намеренно несерьёзном виде. Актёрский состав шикарный, играют отлично, с куражом. Из Караченцова получился натуральный ковбой, а из Боярского – вполне настоящий бандит.
И смысл, заставляющий задуматься, есть, а как же: что кинематограф (и любая массовая пропаганда) – меняет людей. Одних и тех же «человеков» воздействием пропаганды можно сделать как культурными и адекватными, так и злобными идиотами.
Лучший классический советский вестерн был снят всё-таки не самостоятельно, а в альянсе с ГДР, и режиссёром его был немец Готфрид Кольдиц. «След Сокола».
Главными индейцами были прославленный мастер этого дела Гойко Митич и Отар Коберидзе из СССР. Также, в одной из главных ролей засветилась непонятно за что любимая в Советском Союзе Барбара Брыльска.
В моём детстве это был один из первых фильмов, которые я посмотрел в кинотеатре, на большом экране. И, конечно же, он произвёл на мою неокрепшую психику просто грандиозное впечатление!
Фильм и в самом деле очень хороший. Он с большим успехом шёл и у нас, и за рубежом – не только в соц., но и в кап. странах. А немцы - ставили в рейтинге лучших вестернов этот совместный с СССР «След Сокола» на второе место, после своих единоличных «Сыновей Большой Медведицы».
Что можно вспомнить из «чисто советских» фильмов о Диком Западе?
1. «Вооружён и очень опасен» с Банионисом в главной роли.
2. «Всадник без головы» с Олегом Видовым (который потом эмигрировал, чем сгубил свою актёрскую карьеру).
3,4. Снятые перед распадом СССР «Зверобой» и «Сердца трёх» получились неплохими.
И, кстати, все эти картины имели крепкую классическую литературную основу: 1. Брет Гарт; 2. Майн Рид; 3. Фенимор Купер; 4. Джек Лондон.
Но это хоть и неплохие, но уже «так себе» вестерны. Их вряд ли кто-то в наше время смотреть будет. А все остальные – те вообще оказались на «свалке истории», и на все 100% подходят под насмешливые высказывания Жванецкого.
Спасибо за внимание! Приглашаю подписаться и прошу порекомендовать этот канал Вашим друзьям в соцсетях ;–)
Читайте также: