Есть мнение, что версия происхождения человека от обезьяны для многих неприемлема с моральной точки зрения. Если бы от ещё няшных котиков, – но только не от грязных мартышек. Хуже, – с большим сопротивлением, – заходит только факт происхождения человека из Африки. Даже многие из тех, кто саму обезьяну, – в число своих предков, – принял, не могут смириться с тем, что это была африканская обезьяна. Ибо белый человек мог произойти только от обезьяны нордической. И то – вряд ли.
Так или иначе, многим происхождение от обезьяны представляется оскорбительным, и они оставляют эту версию тем, кто на такое унижение согласен. И тут время вспомнить ломоносовское «я сам – знатный предок». Если я произошёл от обезьяны, это большая честь для обезьяны. Но мне – не жалко. А в обратную сторону это не действует.
О чём речь? О моральных аспектах эволюционной теории. Появившейся только в XIX столетии, поскольку ранее не назрели предпосылки, – в том числе и моральные. Тысячелетиями, – традиционно, – человек черпал самоуважение из неисчерпаемого источника – славы предков, включая божественных и вымышленных. Эволюционизм, – как мировоззрение, – такой возможности не оставляет.
С его точки зрения предки не могут быть знатными, славными, – вообще, предметом для гордости. Они всегда чем-то хуже потомков. В этом смысл эволюции. Каждое следующее поколение – пусть немного, но более приспособлено. Даже опыт предков имеет ценность ограниченную. Ведь именно руководствуясь оным предки и вымерли.
В наследство же предки потомкам оставляют только атавизмы и нейтральные, – если не повезёт, и летальные, – мутации.
Эволюционизм не оставляет возможности искать опору достоинству в прошлом. Если ты не лучше своих предков, в тебе просто нет смысла. Ты – ошибка.