Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

«Старая пластинка»: Led Zeppelin IV

В рубрике "Ретроспектива 70-х" я рассказал обо всех студийных альбомах Led Zeppelin, но без особых подробностей. Однако каждый из этих альбомов заслуживает отдельной истории и, хотя я не готов рассказать обо всех девяти более развёрнуто, но о некоторых - попытаюсь. И первой попыткой будет рассказ об альбоме Led Zeppelin IV.

-2

На самом деле официально данный альбом так не называется. На обложке пластинки нет названия группы и заголовка альбома, а также отсутствует какая-либо информация об издателе. Вместо этого на ней изображены четыре особых символа, которые соответствуют каждому из её участников. Многие называют этот альбом Led Zeppelin IV, ссылаясь на числовую нумерацию предыдущих пластинок коллектива, тем не менее за ним также закрепились названия: The Fourth Album, Four Symbols, ZoSo, Runes, The Hermit, Sticks, Man With Sticks

Альбом, выпущенный 8 ноября 1971 года лейблом Atlantic Records, записывался музыкантами в уединённом поместье Хедли-Грейндж в Ист-Хэмпшире, при помощи передвижной студии The Rolling Stones. Доработка материала производилась на лондонских студиях Island Studios и Olympic Studios, а также в Sunset Sound Recorders (Лос-Анджелес) — под руководством Джимми Пейджа. Работа над альбомом проходила с декабря 1970 по февраль 1971 года, мастеринг был завершён в июле на студии Trident Studios. На всём протяжении записи группа крайне мало общалась с прессой, благодаря чему в СМИ муссировались слухи о её распаде. Перед выпуском альбома Led Zeppelin активно «обкатывали» новый материал на гастролях, посетив между мартом и декабрём 1971 года Северную Америку, Японию, ряд европейских стран, а также отыграв два британских концертных тура.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=6tlSx0jkuLM

Продажи Led Zeppelin IV составляют более 37 миллионов копий, что делает его самым коммерчески успешным альбомом в истории группы и одним из самых продаваемых альбомов в мире. В частности, Led Zeppelin IV считается самой коммерчески успешной хард-рок-пластинкой в США, а выпущенная на нём песня «Stairway to Heaven» до сих пор является самым ротируемым музыкальным произведением любого жанра на американском радио и одной из самых известных композиций в истории музыки.

Даже в СССР, пусть и с опозданием на полтора десятка лет, "Лестница на небеса" была выпущена на виниле в серии "Архив популярной музыки" ( об этой серии готовится отдельная публикация).

Альбом представлял собой сборник, состоящий из песен пластинок Led Zeppelin IV и Led Zeppelin III (с «Immigrant Song», «Gallows Pole» и «Since I’ve Been Loving You»), на обратной стороне его обложки была напечатана биография группы в изложении Андрея Гаврилова и список песен на русском языке. Писатель Роберт Годвин посвятил этому релизу целый раздел своей книги «Illustrated Collector’s Guide To Led Zeppelin», отметив, что издание пластинки состоялось в период горбачёвской гласности при помощи самой лучшей на тот момент технологии прессования (Direct Metal Mastering). Пластинки выпускались в двух вариантах: чёрно-бело-оранжевого цвета (для внутреннего рынка) и чёрно-белого цвета, для экспорта в страны Варшавского договора (с серебристо-чёрным «яблоком» и надписью «Made In USSR»). Годвин подчёркивал, что по западным меркам этот релиз считался пиратским. Помимо этого, «Лестницу в небо» упоминал в своей книге «A Celebration Day» биограф группы Дэйв Льюис, назвав её одной из «100 вещей, которые должен иметь в своей коллекции всякий уважающий себя цеппелиноман». Писатель отмечал, что советский релиз выпускался на пяти заводах «Мелодии» — самыми редкими являются издания Ленинградского и Ташкентского заводов грамзаписи. Кроме этого, альбом также печатался на Апрелевском заводе грампластинок как минимум двумя тиражами примерно по 50 000 экземпляров в 1988 (с тёмно-бордовым) и 1989 (с белым «яблоком») годах (из Википедии).

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=IbW5K2F1N28

Собственно именно эта советская пластинка и стала первой пластинкой "Лед Зеппелин" в моей тогдашней коллекции - фирменные, в тот момент, я себе позволить не мог. Но на магнитной ленте, конечно всё это было услышано лет на десять раньше. Вот только качество тех записей, как и качество наших тогдашних магнитофонов, оставляло желать лучшего. А между тем такая музыка требует и хорошей аппаратуры - на плохой всё превращается в "кашу" ( это как на кухне: готовил плов, а получилось...то,что получилось).

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=X_AfMHCVoxA

Led Zeppelin IV регулярно фигурирует в различных списках «лучших альбомов в истории». В 2020 году американский журнал Rolling Stone поместил его на 58-е место своего рейтинга «500 величайших альбомов всех времён». Британское издание New Musical Express отметило его на 106-й строчке аналогичного голосования. Помимо этого, Led Zeppelin IV занимает 1-е место рейтингов журнала Classic Rock «100 величайших британских рок-альбомов» и «100 величайших рок-альбомов в истории», а также 4-ю позицию списка «200 величайших альбомов по версии Зала славы рок-н-ролла», составленного при участии Ассоциации музыкального бизнеса США. В 1999 году запись была включена в Зал славы премии «Грэмми», став первым альбомом группы, удостоенным подобной привилегии.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=xbhCPt6PZIU

Но лично я выделяю данный альбом прежде всего наверное за счёт того,что это был первый альбом Led Zeppelin услышанный мной в хорошем качестве. Да, на нём много хитов, но в других альбомах их не меньше. Разве что не все могут сравниться по уровню популярности с «Stairway to Heaven», но тут уж альбому повезло так повезло.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=KwG9iRFmY1I

Немного об обложке:

На лицевой обложке альбома изображена картина (висящая на стене с облупившимися обоями) со старым крестьянином, согнувшимся под тяжестью вязанки хвороста. Этот персонаж, как отметил для себя Пейдж, имел явное сходство со «старым Джорджем Пикингиллом», который считался оккультным наставником Алистера Кроули. Кроме того, обозреватель журнала Classic Rock Крис Сэйлвиц провел параллель между этим изображением и рисунком карты Таро «Десятка жезлов», означающей повышенные давление и ответственность, которые, «несомненно, воздействовали» на гитариста при работе над пластинкой. Обратная сторона обложки являлась её продолжением — демонстрируя, что дом с картиной был частично разрушен при расчистке трущоб, а через него виднеются старомодные жилые кварталы ленточной застройки, над которыми возвышается муниципальная высотка — здание Солсбери-Тауэр (расположенное в бирмингемском районе Ледивуд), по мнению Уолла, «определяющий символ современности в Британии ранних 1970-х». Слева от неё располагается небольшое здание из красного кирпича, на котором можно заметить плакат организации Оксфам, чей текст гласит: «Ежедневно кто-то умирает от голода». Картина неизвестного художника, датируемая XIX веком, была приобретена Плантом в одном из секонд-хендов Рединга; впоследствии Пейдж объяснял выбор такой обложки желанием группы продемонстрировать дихотомию «город-деревня», ранее поднимавшуюся в песнях Led Zeppelin III, а также затронуть проблему экологии (из Википедии)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=My1PH6H1Qpo

На внутренней стороне складного конверта находится рисунок «Вид в полумраке или переменном свете», выполненный карандашом и золотой краской. На нём вновь изображён отшельник (в стиле карты из колоды Таро Райдера — Уэйта), стоящий на вершине скалистого утёса, с которого открывается вид на обнесённый стеной городок, «похожий на картины Маурица Эшера». Отшельник держит в одной руке посох/жезл, а в другой — горящую лампу, он смотрит вниз на крошечную фигуру юного адепта, который взывает к нему. Автором рисунка был Баррингтон Коулби, друг Пейджа, однако биографам не удалось найти какой-либо информации о нём или его работах, кроме двух рисунков, выполненных в схожем стиле. Выдвигались версии, что Коулби не был профессиональным художником и, возможно, жил в Швейцарии и имел другой источник дохода. Также были предположения, что «таинственного друга» не существовало вовсе и это был псевдоним Пейджа, который в юности учился в колледже искусств. По словам самого гитариста: «Я предложил его для внутреннего разворота альбома, и все согласились. […] Кое-кто говорит, что там есть аллюзии на Уильяма Холмана Ханта, но это не так. На самом деле идея берёт начало от карты Таро „Отшельник“ и, следовательно, восхождения к путеводной звезде и свету истины. Всему свету, так сказать…». В Ордене восточных тамплиеров 8, 9, 10, 11 и 12 ступени — высшие уровни порядка от Совершенного Понтифика Просвещения до Внешнего Главы Ордена (которого достиг Кроули) — известны как Триада Отшельника. В «Книге Тота» Кроули пишет следующее: «…один из его [Отшельника] титулов — психопомп, проводник души сквозь низшие сферы. На это символически указывает его Змеиный Жезл… За ним следует Цербер […], которого он приручил. Эта карта показывает всё таинство жизни в её самых секретных трудах». Если поднести складной конверт к зеркалу, под Отшельником можно разглядеть очертания черного пса с двумя головами, что, вероятно, тоже является отсылкой к Церберу. По мнению Уолла, Отшельник, который синонимичен Магу (или Мастеру Магу), представляет собой путеводный огонь, духа-наставника для человечества. Впоследствии Пейдж сыграл этого персонажа в концертном фильме Led Zeppelin «Песня остаётся всё такой же».

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=nhVfuacsLDw

Оригинальная виниловая пластинка была вложена во внутренний коричневый конверт, на котором фигурировали четыре символа, нарисованные от руки (по мнению Уолла, они были расположены в магическом порядке — наружные, более сильные, защищали два внутренних; Пейдж-Джонс-Бонэм-Плант). В левом углу находилось маленькое изображение джентльмена елизаветинской эпохи, держащего книгу, а позади него были выгравированы магические надписи. Влиятельный рок-диджей Дэйв Диксон высказывал предположение, что на этом рисунке изображён доктор Джон Ди, придворный маг и астролог королевы Елизаветы I. В книге «Магические дневники Алистера Кроули», под редакцией Стивена Скиннера, отмечалось, что «система енохианской магии [Ди] была одним из краеугольных камней практики Кроули». И Ди, и Кроули считали, что эти духовные практики должны быть задокументированы так же тщательно, как лабораторные заметки химика или физика, «и даже еще более подробно». Кроули считал личного секретаря Джона Ди — Эдварда Келли — одной из своих прошлых инкарнаций, обращая внимание на родство духа в «простирающейся на три с половиной века оккультной практике». На оригинальном виниле напечатаны слова «Peco Duck» на одной стороне и «Porky» — на другой. Некоторые исследователи предположили, что они тоже имеют связь с оккультизмом. Однако, по мнению писателя Криса Уэлша, «Porky — это скорее всего прозвище человека, который занимался мастерингом записи, некого Джорджа Пекхэма из „Porky’s Disc Cutting Service“». Позже Пейдж заявил, что целью обложки было «дать людям пищу для размышлений», а не развёрнутое послание.

Да уж, без философии и оккультизма не обходились многие рок-музыканты на Западе, шифруя свои посылы не только в текстах своих композиций и в музыке, но и в визуальном оформлении своих альбомов. Но если там и тогда это публика (не вся, но какая то её часть) понимала, а кто не понимал, тот мог прочитать об этом в различных музыкальных изданиях, то в СССР такой возможности не было (да и "оккультизм" был под полуофициальным запретом) и лишь с появлением интернета мы наконец то могли понять смысл всех этих обложек. Может быть это не всем было интересно (и до сих пор не интересно), но приобретая альбом на физическом носителе всё же неплохо знать о нём всё. В том числе и историю обложки.

Кстати обложка альбома была выбрана Королевской почтой Великобритании для серии марок «Classic Album Cover», выпущенных в январе 2010 года (хотя марки я перестал собирать давно (читайте статью "О коллекциях и коллекционерах"), но, пожалуй, не отказался бы приобрести эту серию если цена на неё вменяемая).

Серия почтовых марок «Classic Album Cover». Фото из интернета.
Серия почтовых марок «Classic Album Cover». Фото из интернета.

Также она (обложка) заняла 3-е место в списке портала Classic Rock History «10 лучших обложек Led Zeppelin»; автор подчеркнул, что если бы ему пришлось выбирать 10 самых известных обложек всех времён, «этот альбом был бы в [его] рейтинге, хотя бы из-за своей огромной популярности», в конце сославшись на слова Пейджа — «Она отражает изменение баланса. Старый сельский житель и фрагмент стены снесённого дома. Это был просто способ сказать, что мы должны присматривать за землёй, а не насиловать её и грабить». В свою очередь, редакторы музыкального сайта Consequence of Sound поставили обложку Led Zeppelin IV на 4-ю строчку аналогичного рейтинга, отметив, помимо самого лицевого изображения, «которое занимает одно из высших мест в нашем списке», визуальную составляющую пластинки — «четыре [загадочных] символа на её внутреннем конверте, которые помогли закрепить за Led Zeppelin репутацию группы, каждый шаг которой заслуживал обсуждения». Обложка альбома была включена в список журнала Classic Rock «50 знаменитых обложек 1970-х»; автор статьи, Герни Йейтс, отмечал: «Один взгляд на эту обложку сразу передаёт вам заряд возбуждения и предвкушения того созданного цеппелинами волшебства, которое находится внутри альбома».

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=8j7oT2I8Nz8

Если даже обложке альбома можно посвятить целую отдельную публикацию, то что говорить о самом альбоме (на самом деле это относится практически ко всем альбомам Led Zeppelin). Но, пожалуй, ограничусь вышесказанным и процитированным. Хотя к разговору о музыке Led Zeppelin мы (надеюсь) вернёмся ещё не раз.

Всем удачи и пока!