В доме деда хоть и была моя мама много лет хозяйка, но некоторые вещи оставались неизменными еще со времен, когда жила с дедом его жена, бабушка Елена. Это был особый распорядок дня и расположение некоторых вещей в доме. А когда мама моя вышла замуж за моего папу и перешла в дом свекров, она приняла эти порядки и так их никогда и не меняла.
Одно из правил моей бабушки было – всегда держать постелю днем в порядке! «Светка, слезьте с кровати!» - каждый раз слышала я, как только собиралась развалиться. Мама меня строго ограничивала и каждый раз напоминала, что сидеть можно только на стульях или табуретках – они для того и предназначены. А на кроватях нельзя!
Утром каждую постель в деревне заправляли, сверху застилали покрывалом, (белье никуда не убирали, даже если это диван). И в таком, аккуратном виде кровать и должна была стоять до вечера. Можно было днем прилечь на кровать, если человек устал. Но сидеть на ней запрещалось.
Если вдруг кто-то по незнанию все же присел на кровать, нужно было обязательно все поправить, чтобы покрывало было ровное, аккуратненькое и без складок.
Как и у любой деревенской бабушки, у моей бабы Лены была огромная пуховая перина – как она говорит, её приданое. Тогда мне казалась эта перина чем-то волшебным! Ляжешь на хорошо взбитую постелю (так бабушка говорила, хоть и была учительницей) и утонешь в пуховых объятиях.
Кому хоть раз довелось спать в таких нежных перинах - как в облаке, - не забудет их никогда. Они спасали зимой, когда в доме холодно, были спасением от жары летом - в такой постели всегда был рай.
Перины выносили на солнце летом, чтобы они дышали, прожаривались. Никаких проваливающихся панцирей у железных кроватей и аллергий от пуха и пера не было, все это мифы. А если под кроватью еще и яблоки зимние рассыпаны... Непередаваемо! Разве может сравниться дспшная кровать с каким-то синтетическим жестким матрасом с таким чудом? Никогда.
Пуховая перина из гусиного пуха, простыни с ручной работы кружевами и огромные пуховые подушки. И постельное белье кипенно-белое с вышивкой по краям отверстия, куда продевалось одеяло. Я, с детства перечитавшая все возможные и издаваемые сказки, чувствовала себя принцессой, когда спала на постеле у бабушки.
Перина – это не просто матрас. Её регулярно надо было взбивать, проветривать, на ней следовало нежиться и в ней утопать. Когда-то, в древние-древние времена, это была роскошь - после тюфяков-то, набитых соломой. И роскошь эта, между прочим, считалась отличным приданным.
У нас в доме была кровать-полуторка с панцирной сеткой и металлическим изголовьем. Может, помните были такие с блестящими никелированными шариками? Какая же это была чудесная кровать! Хромированные набалдашники, всякие фигурные перемычки.
На такой кровати я сейчас и сплю, никуда она из нашего деревенского дома не делась. Кровать высокая, под ней еще место остается для хранения каких-то вещей. Мама под кроватью держала зимой тыквы, яблоки, банки с соленьями. Чтобы не видно было вещи под кроватью, на нижний матрас под перину стелилась красивая простыня с вышивкой, которая свисала почти до пола. Это назывался подзор. У нас был подзор с вышивкой ришелье. Всё ручная работа, еще бабушка вышивала.
А еще на этой царской кровати лежали огромные пуховые подушки. Их было много и укладывались они одну на другую, горкой. Верхнюю подушку часто ставили как треуголку. А поверх обязательно накрывали для красоты и от пыли кружевной салфеткой-накидушкой. У нас они были вышиты тоже ажурным ришелье, как и подзор.
Всё думаю, зачем столько подушек выставляли? Их же надо было каждый вечер половину убирать, потом утром снова заправлять. Ответ пришел недавно. Наравне с коврами пуховые подушки являлись символом богатства и достатка. Поэтому их выставляли напоказ и украшали. А ежедневный ритуал застилания постели задает тон всему дню. Порядок в доме – порядок в голове!
Лучшие постельные принадлежности (подушки, одеяла и перины) в деревне всегда делались из легчайшего гусиного пуха без перьев. Перо – это уже второй сорт, а куриное перо вообще старались не использовать. Обычно куриц теребили, предвартильно ошпарив кипятком, а после такой обработки грязное перо просто выбрасывали.
Но от другой бабушки, бабы Кати, маминой мамы, я слышала рассказы, что они набивали подушки и матрасы не только пухом и пером, а травой, пухом рогоза и даже тополиным пухом. На мой вопрос, почему не использовали перо и пух птиц, ведь в деревне всегда домашние птицы под рукой, она сказала, что в какие-то года приходилось сдавать государству всё перо и пух - такой налог был в послевоенные годы. Да и чтобы копеечка была, продавали в ближайшем городе подушки из натурального пуха, а сами спали на чем попало.
Бабушка рассказывала, что как-то сделали подушки из весенних початков рогоза, и через некоторое время поняли, что в подушках полно мелких червячков-личинок! Но это случай единичный, не усмотрели. Всё-таки старались собирать рогоз осенью, а не весной, даже если его початки хорошо сохранились. Ведь в шишках рогоза устраивают себе на зиму жилище личинки насекомых. Оказавшись внутри подушки вместе с пухом, они через некоторое время прогрызут ткань и выйдут наружу, оставив на наволочке сотни мелких дырок.
Вернувшись в деревню, в мой родной дом, я первое время тоже спала на перине, а по утрам аккуратно заправляла постелю по-ранешному. С подушками горкой, с накидушкой, покрывалом. Заходя к себе в спальню, я сразу вспоминала детство. Но потом немного упростила процесс ежедневного заправления кровати – вместо перины положила обычный матрас, количество подушек тоже сократила, но все равно украшаю постель красивым покрывалом с подзором, и на подушки надеваю вышитые наволочки.
Старую же перину отдала Ане - они свозили её в райцентр, почистили пух и сделать несколько подушек на их большую семью. Вот и им радость, и наша пуховая перина проживет еще одну новую жизнь в новом пуховом царстве!
Продолжение читайте здесь
Меня зовут Ольга Усачева. Это 38 глава художественной повести "Деревенский дневник". Все опубликованные главы смотрите здесь