Сам я давно уже не занимаюсь ремонтом автомобилей - пусть это делают профессионалы. Но раньше такое бывало часто. Приходилось ковыряться, в том числе, и в автомобильной электрике. А для этого необходимы соответствующие инструменты. Одним из таких простейших инструментов, который можно собрать “на коленке”, даже не очень разбираясь в электронике, является логический пробник. С его помощью можно:
- Проверить наличие напряжения в цепи и его полярность
- Найти цепи, к которым можно подключить дополнительное оборудование (например, сигнализацию)
- Примерно оценить сопротивление участка цепи (хотя для этого уже нужен опыт)
- Проверить исправность провода
Схема может быть такой:
Светодиоды можно использовать почти любые. VD1 - красный, VD2 - зелёный.
Резистор R1 должен иметь сопротивление 1 кОм, а R2 - 200 Ом.
Для питания используются две пальчиковые батарейки, соединённые последовательно. То есть напряжение источника питания 3 В. Если хотите сделать пробник с наименьшими размерами, то можно использовать батарейки от брелоков (они бывают и 3-х вольтовые, тогда будет нужна только одна), но их хватит на меньшее количество часов работы.
Корпус можно сделать из любой подходящей коробочки или трубки. Я, например, подобные пробники помещал в корпусы от фломастеров.
В качестве контакта Х1 можно использовать швейную иглу - ей удобно протыкать провода при “прозвонке” цепей (хотя без крайней необходимости протыкать провода не надо).
В качестве контакта Х2 подойдет зажим типа “крокодил”.
Вот пример подобного пробника, который я когда-то сделал сам. Правда, он для сети 220В и без батареек. Но это просто для примера того, каким может быть внешний вид пробника (здесь два фото - листайте):
Как пользоваться пробником:
- Крокодил (назовём его “общий провод”, это разъём Х2) подключаем к массе автомобиля
- Иглой Х1 касаемся исследуемого контакта (конечно, напряжение в машине всего 12 В, но всё-таки я советую выработать привычку не прикасаться к оголённым контактам руками, поэтому иглу не надо держать в руке - надо придумать какой-нибудь держатель иглы из изолирующего материала, потому как с электричеством шутки плохи)
Дальше смотрим на состояние светодиодов:
- Если горит красный светодиод (VD1), то на контакте Х1 плюс. В этом случае плюс от АКБ автомобиля проходит через VD1 на массу, поэтому диод светится.
- Если горит зелёный светодиод, то на Х1 минус. Минус там может оказаться, если вы крокодил подключили на + АКБ, либо в схеме имеется источник двуполярного питания.
- Если горят оба светодиода, то на контактах переменное напряжение.
- Если не горит ни один, то напряжение на отсутствует.
Также этим пробником можно проверить исправность провода. Для этого контакт Х1 подключаем к одному концу провода, а Х2 - ко второму. Если горит зелёный светодиод в полную яркость, то провод исправен. Чтобы примерно определить, какая она - полная яркость (а также исправность прибора и батареи), перед проверкой провда надо просто замкнуть между собой контакты Х1 и Х2. Если при проверке провода или цепи таким образом светодиод VD2 светится не в полную яркость, то цепь имеет какое-то ощутимое сопротивление.
На этом всё. Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить…