Как оказалось, рубрика «Маленькие истории» имеет свое право на жизнь. Многие откликнулись на мой опрос и сказали, что и коротенькие познавательные, забавные рассказы с картинками могут быть не менее интересны, чем заметки подробные и обстоятельные.
Поэтому сегодня я решил сделать именно такую, рассказав о паре любопытных деталей, связанных с сооружением, которое знает абсолютно каждый москвич.
Речь пойдет о московском Манеже, известном сегодня как…
…Центральный выставочный зал
Это монументальное, пятнадцатиметровой высоты, 166 метров в длину и более 44 в ширину здание возле Кремля выстроили в 1817 году, в честь пятой годовщины победы над французами. Его авторы – русский архитектор итальянского происхождения Осип Иванович Бове и испанец, позднее принявший русское гражданство, Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина, которого мы, упоминая впоследствии, будем для удобства называть Августином Августиновичем Бетанкуром. Под таким именем он был известен в России девятнадцатого столетия гораздо более широко, чем все вот это вот, перечисленное выше. Государственный деятель, военный и ученый, а заодно и архитектор, родом с солнечных Канарских островов.
И здесь необходимо уточнение. Хоть авторов и указывается везде два, но у Бетанкура с Бове было четкое разделение труда: первый выстроил здание, второй же оформил его фасады в своем любимом стиле ампир. Причем сделано это было им в 1824-1825 годах, уже после смерти Августина Августиновича.
Кстати, когда Манеж был построен, первое его название было почти под стать имени автора – непроизносимым и незапоминающимся, хоть и не таким длинным. Внимание: в первые годы своего существования Манеж назывался Экзерциргаузом. Предназначался он изначально для отработки строевых приемов частями русской армии, позднее же был отдан под выставки, балы и прочие увеселения. С цыганами, фокусниками и танцовщицами.
Конечно же, как здание для армейских учений, смотров и парадов, все пространство Манежа должно было целиком и полностью просматриваться, и…
…Ничто не должно было мешать взору отцов-командиров и прочих высоких лиц
От архитектора ожидали сооружение весьма внушительной длины, а главное – ширины, чтобы внутри могло свободно помещаться и маневрировать до двух тысяч солдат.
В связи с этим пред Бетанкуром встала почти неразрешимая задача. Колонный зал с несущими столпами посреди плаца явно не годился. В итоге зодчий нашел поистине революционное решение. Специально для Экзерциргауза им была разработана система деревянных ферм, не имеющая ни одной-единственной вертикальной опоры и совершенно никаких мировых аналогов!
Для этого на строительную площадку со всей России тысячами свозились вековые лиственницы, из которых готовились потолочные стропила, на которые и укладывали скаты крыши.
Само собой, такая прорва дерева привлекла внимание множества вредителей – от жучков-древоточцев до банальных крыс, и…
…Уникальную конструкцию было необходимо спасать
Гениальный архитектор решил и эту непростую задачу. Весь чердак новостройки... засыпали полуметровым слоем махорки!
Ее резкий запах надежно отбивал желание у любых вредителей. Правда, махорку ту благополучно скурили не то вскоре после революции, не то в первые месяцы Великой Отечественной войны, когда курево больше достать было попросту негде. Впрочем, запах за сотню лет настолько въелся в дерево, что обеспечивал безопасность перекрытий еще очень долгое время.
Однако, здание построили в рекордно короткие сроки, всего за полгода – таково было требование главного заказчика, Всероссийского императора Александра Первого. И, конечно, так получилось, что уже через год начали вскрываться серьезные огрехи. Стропила рассыхались, трескалась и грозила обрушиться вся крыша.
Есть несколько историй о том…
…Как в 1819-м спасали крышу Экзерциргауза
Я расскажу лишь одну из них.
Бетанкур, как я уже упомянул в этой заметке, был родом с жарких Канарских островов, и, само собой, ему казалось, что в Москве, в отличие от его родины, солнца в принципе не бывает. И сделал крышу глухой, а чердак герметичным. А солнышко возьми да и появись, в результате чего крыша начала греться так, что вспучилась и пошла трещинами.
Чтобы исправить оплошность горячего идальго, один строитель, глава артели плотников с Рязанщины Алексей Слухов предложил простое, но гениальное решение, проделав в крыше множество небольших окошек. Для проветривания (3 фото).
Фермы в результате начали выпрямляться буквально на глазах, а потолок возвращаться в горизонтальное положение.
Собственно, считается, что именно в его честь такие окошки и были названы слуховыми.
А под финал этой маленькой истории я упомяну…
…Еще один короткий, но заслуживающий внимания факт
В 1899 году в Манеже проходил карнавал клуба велосипедистов. На нем же был устроен, как мы сейчас сказали бы, мастер-класс езды на велике. И одним из тех, кто попробовал себя в этом увлекательном занятии, был Лев Николаевич Толстой. Правда, к сожалению, дела у него шли не слишком успешно – и сказывался возраст, и мешалась некая дама в шляпе с перьями, на которую он почему-то постоянно налетал.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!